…Система письменной речи укладывается в головы ребят сразу со всех сторон - размером, цветом, звуком, песенкой (у каждого кубика - своя песенка!), вращением кубиков и лазанием указкой по таблицам, спором и смехом, "индивидуальной работой" (забравшись, например, под стол), или коллективным перебеганием от одной таблицы к другой. Обучение происходит стоя, лежа, на ходу, на бегу, в прыганье по ступенькам и сидя на шее у воспитателя. Только никогда не за партой: зачем же так скучно, портя зрение и осанку? Освоение родной речи в результате выглядит следующим образом: сначала дети учатся "писать" кубиками - потом читают - потом пробуют свои силы в нормальном письме - затем начинают складывать фразы по грамматическим таблицам, "пишут" по ним указкой и глазами - одновременно с этим осваиваются навыки каллиграфии. И лишь после того, как ребята научились грамотно писать, они могут переходить к изучению правил и терминов грамматики.
ОСВАИВАТЬ, оказывается, гораздо удобней, чем ИЗУЧАТЬ. Только для этого должна быть создана среда, располагающая к освоению, - насыщенная и содержательная, в которой учителю нужно гораздо больше показывать, чем рассказывать, а ребёнок имел бы свободу выбора и поиска, незаметно приобретая в этом поиске много больше, чем при самом суровом натаскивании.
Это всё о "кубиках" - о наиболее знаменитом зайцевском изобретении. Но куда менее известные ничуть не менее удивительные, остроумные и эффективные учебные пособия Николая Зайцева – по русскому языку, по математике, по освоению английского…
Полезные ссылки:
www.zaikubik.ru/ - наиболее полная информация о кубиках и других пособиях Николая Зайцева (попевки, марки, складовые картинки, пособия по чтению и т.д.). Здесь также можно записаться на семинары Зайцева.
http://www.babylib.by.ru/tema/zaytcev/uroki/igroteka.htm - игротека письма и чтения Н.А. Зайцева, пособие.