Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Сообщества :: Сообщества как педагогические направления

Педагогика поддержки


В российском исполнении идея педагогической поддержки, вся проникнутая «антивоспитательным» пафосом, была провозглашена едва ли не лучшей командой специалистов по воспитанию, наследников самой сильной из воспитательных практик советской эпохи.

Олег Семёнович Газман и команда его единомышленников многие годы были ядром педагогического коллектива лагеря «Орлёнок» – неофициального всесоюзного центра распространения «коммунарства», «методики коллективных творческих дел» (или по названию, более близкому О.С.Газману – «педагогики общей заботы»).

В конце восьмидесятых годов, как раз тогда, когда дело их жизни получало всеобщее признание – Олег Газман и его соратники резко оттолкнулись от него. Они решили, что у «коммунарства» – да и вообще у любой собственно воспитательной, организационно-коллективной практики – есть свои ограничения. Что для формирования «свободоспособности» человека, его ответственности перед собственной судьбой, привычки постепенно становиться самим собой, требуются какие-то принципиально иные ходы.
         
Конечно, «помощь ребёнку в его жизненном самоопределении» всегда присутствовала и в школьной жизни: порой на уровне естественных человеческих отношений, иногда на уровне интуитивных и неординарных учительских усилий. Олег Газман и его соратники постарались наметить то, как можно придать такой позиции в школе осознанность и систематичность, предложить рабочий инструментарий и средства анализа ситуаций.

 «Я думаю, что педагогическая поддержка выросла как попытка ответить на вопрос, что делать, если ребёнок свободен, и ты не можешь его «монополизировать» и направлять; но ты можешь его поддержать, подстраховать в его собственных выборах. И в 1989 году была поднята проблема поведения ребёнка в ситуации свободы, которая до того как бы намывалась год от года», – так вспоминает соучастник тех обсуждений минский философ Михаил Гусаковский.
         
«Педагогика поддержки» оказалась одновременно обращена и к самым трудным, «слабым», проблемным детям, и к наиболее «сильным». Она начала разворачиваться во всём спектре возможных ситуаций, подбирая для каждого уровня свой ход: от тактик защиты ребёнка, подавленного внешними обстоятельствами – до тактик страховки успешных и стремительно движущихся ребят в их всё более рискованных самоиспытаниях.
        
«Позиция поддержки – это восстановление взрослым человеческих отношений с ребёнком. «Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь». Так представляют основной смысл педагогической поддержки те, кто провозгласил её в России.

Наверное, большая часть важных педагогических идей не открывает чего-то небывалого, а обращает пристальное внимание на то, что прежде казалось побочным, фоновым, интуитивно-случайным; вдруг переносит именно сюда смысловой центр, задачи специальных исследований и методических разработок.
        
Так и здесь: перед нами деятельность, связанная с помощью ребёнку в его жизненном самоопределении. Понятно, что такая сторона отношений всегда присутствовала в человеческой жизни; но для нас непривычен разговор об этом как об определённой профессиональной позиции, претендующей на общественное признание (и уже получившей подобное признание и распространение во многих странах). Но кроме того перед нами не только некая сторона жизни и некая сфера профессиональной деятельности – но и конкретная российская педагогическая практика, имеющая авторство, личную историю, своеобразные черты и традиции, различные опыты воплощения и интерпретации.

Полезные ссылки:

 

Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright©Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Конференции по теме

Посмотрите также материалы конференции на эту тему

Курсы по теме

Хотите узнать больше по этой теме? У нас работают дистанционные курсы.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?