Буквально три месяца назад я своей рукой записал шестилернего Славку в первый класс нашего образовательного центра. Славка – сын нашей школьной поварихи. Поэтому, категорически отказавшись ходить в детский сад, где его "зажимали" и не очень-то успели полюбить, он провел два года в стенах средней школы накоротке с уборщицами и учителями. При первой встрече он ко мне так и обратился: "Эй, ты, привет!" Я тогда сделал вид,что его не заметил,а прошел мимо, чувствуя, что озадачил сорванца. Не привык к такому отношению.
На второй неделе Славкина учительница Ольга Петровна подошла ко мне, сетуя, что Не может увести мальчишку с улицы, а он сегает по гаражам и кидается камнями в Антона и Максима. Понятно что я не должен сгонять Славку с гаражей, я не должен вмешиваться в отношения учителя и ученика. И Ольга Петровна это понимала. единственный вариант – перетерпеть. И Ольга Петровна терпела. она ходила между классом и улицей (благо время было послеурочное) и искала веский предлог, чтобы обуздать разгильдяя. В конце концов попросила она меня: "Может, вы уведете Максима и Антона? А Славик потом сам сползет с крыши?"
Я пошел на улицу и сперва увел Антона с Максимом.
Славка, увидев, что остался один, кубарем скатился с гаража и закричал, что он-де камнями не кидался. А я его и не спрашивал, я вообще пытался не обращать на него внимания...
Спустя десять минут в дверь школы ударили первые камни. Выхожу на крыльцо – на нем валяется мелкий щебень....
То, что я сделал, было опять не вполне педагогично с точки зрения, заявленной учебником по педагогике. У нас в школе вопрос "С чем пришел тот или иной ребенок?" становится ведущим в первые недели и месяцы. Мы не знаем, что имеет в виду первоклассник, когда заискивающе смотрит нам в глаза, когда бросается нам на шею с объятиями, когда пытается присесть на колени, когда демонстративно бегает босиком по школе, когда бьет ровесника ногой в живот, когда посреди урока встает и собирается домой или вдруг начинает истошно кричать, так что весь класс включается в общий ор.
Кто-то скажет, что не надо этого допускать в своем присутствии, но в том-то все и дело, что нам все чаще приходится думать о том, что происходит с детьми в наше отсутствие. Иначе школьники превращаются в партизан, которые чинно ведут себя в присутствии взрослых-оккупантов и совершенно распоясываются, когда остаются среди ровесников.
Так вот, я взял камешек и бросил в Славку. Не попал, но Славка одобрительно заулыбался. "Здорово ты придумал! – сказал он. – Давай еще!" Директор снова взял камешек, потом еще и еще... Первоклассник испугался, побежал, потом остановился, потом снова побежал. "Славка, мне нравится эта игра!" – закричал директор и потянулся за булыжником...
Здесь я, признаться, слегка переиграл. Потому что мальчишка здорово струхнул. "Камнями кидаться нельзя!" – закричал он. Но я остановился не сразу и еще сделал пару шагов в направлении Славки. Одноклассники наблюдали за нами сосредоточенно и без улыбок. "А что, разве камнями кидаться нельзя?!" – крикнул я. "Не-е-ет!" – закричал он.
В тот день до прихода мамы Славка мирно играл со своими одноклассниками.