Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конкурсы :: Конкурсы педагогических ситуаций: Школа для подростка

История с выпивкой


Две зеркальных ситуации: из жизни личной и педагогической
  Я ученикам привык доверять. И вдруг ЧП: я поехал с классом за город, и один из моих парней напился. Я, конечно, по дороге уточнил, что пить нехорошо вообще и в походе в частности. Но у каждого есть определенная мера свободы.
  Когда мы пошли за продуктами в ближайшую деревню, Саня меня спрашивает: «А можно я куплю бутылку пива?» Я же не буду звонить министру образования о своих правах и сверяться с законодательством! Я реагирую на конкретную ситуацию и вижу, что если ему сейчас не разрешить, он все равно купит. А если я ему разрешу, то в каком-то смысле соблюду меру, то есть ограничу его: одну бутылку ты можешь купить, но только одну.
  И я ему говорю: «Можешь купить строго одну бутылку». А в результате он вместо пива покупает две бутылки водки, две бутылки мартини (он из состоятельной семьи) и после поит всю группу. Напивается сам, напивается его товарищ, и ночью его приходится откачивать. Не того, кто выпивки накупил, а второго, который, как он потом сам сказал, «на халяву позарился».
  По идее на меня стоило наложить административное взыскание. А если совсем уж строго рассуждать, то за такое вообще надо бы увольнять. Но для меня важно не взыскание. Меня совсем другое в этой ситуации волнует. Если я педагог, то встает вопрос не административный, а педагогический.
  С этим молодым человеком у меня были очень хорошие отношения, более того, доверительные. Он часто приходил ко мне в гости, мы с ним обсуждали его личную жизнь. Но после того, что произошло, я с ним больше не общаюсь. И не буду общаться, потому что он меня предал. Не в том дело, что я к нему плохо отношусь. Я к нему по-прежнему хорошо отношусь. Но я теперь знаю, что и в следующей ситуации он меня подставит.
Такой отказ от общения может стать для кого-то хорошим уроком.
            ***
  В моей жизни был случай, который невозможно представить в современной школе. Она же теперь якобы правовая. Я тогда учился в педагогическом училище. Училище называли «шестьсот баб и один прораб», потому что из парней там учился один я. Остальные – девчонки.
В сентябре месяце мы поехали на картошку. Осень, холодно, Москва-река, картофельное поле. И был у нас руководитель, назовем его Сан Саныч.
В один из трудовых будней, когда все закончили собирать картошку и уже влезли в автобус, ко мне вдруг подходят две девочки и говорят: «Слабо искупаться?» Я у Сан Саныча и спрашиваю: «Можно я сейчас быстро искупаюсь?» – «Нет. В автобус – и поехали».
  Но девочки меня все-таки зазвали. Мы с берега спустились, чтобы нас видно не было. Я быстро разделся до трусов, залез в эту леденящую воду, искупался, оделся... Но автобус за это время успел уехать.
  И я, и девочки шли по трассе километра три-четыре. По пути козьего молока купили. И вот я, такой наивный, подхожу в лагере к Сан Санычу и говорю: «А мы для всех молока купили». В ответ вижу металл в глазах, как будто я его предал.
  Что получилось? Я пошел ко взрослому спрашивать, значит, рассчитывал на его разрешение. Он запретил, а я его запрет нарушил. И он решил, что со мной нельзя иметь дело, потому что в определенный момент я снова подведу его в такой вот щекотливой ситуации.
            ***
  Моя (уже учительская) история с выпивкой – она ведь абсолютно зеркальна той ситуации, которую я создал на картошке, будучи студентом педучилища. И я понял, что для меня очень полезным было, что Сан Саныч больше никогда со мной не общался. Он, кстати, потом уволился. Но все то время, пока он еще работал в училище, он никогда со мной не разговаривал. Я уверен, что для того мальчика, который нашу с ним договоренность нарушил, тоже было полезно, что я с ним не захотел больше дела иметь.
  Никаких правовых моментов здесь нет. Но такие живые человеческие решения – это, по-моему, самые лучшие нравственные уроки, которые мы можем преподать друг другу.
Рейтинг
10987654321
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Конференции по теме

Посмотрите также материалы конференции на эту тему

Курсы по теме

Хотите узнать больше по этой теме? У нас работают дистанционные курсы.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?