Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Бугаев Н. Сеть начинается со школы для учителя 1. ХХ век продемонстрировал, с одной стороны, насколько общество бессильно перед тоталитарными системами, и с другой стороны - слабость самих тоталитарных режимов перед грядущими системными изменениями, связанными с необходимостью разрешения противоречивости результатов научно-технического прогресса, ухудшения генофонда человечества, манипулирования психикой человека. Проблема нравственного императива человека и свободного времени становится критической - настолько существенным является разрыв между интеллектуальным и нравственным развитием человека. В такой ситуации важно не просто понимать существующее противоречие между государственными и общественными интересами, а проектировать адекватную времени деятельность, направленную на создание гражданских инициатив. Отсюда видна и проблема формирования инновационного образовательного пространства. 2. Если допустить, что языком образования является способ организации образовательной деятельности, то язык образования выражается в образовательных действиях (поступках). Когда мы говорим о разных укладах жизни и способах восприятия мира, то речь идет о различных способах построения знания. Определяясь в языке (способе) приобретения знания, мы определяемся и в целях, и в намерениях. На практике, в отдельно взятой школе, параллельно могут существовать разные способы восприятия мира. Возникает вопрос подготовки универсальных аналитиков, экспертов или присутствие при оценке характера, успехов и недостатков в педагогической работе школы представителей очень разных направлений деятельности. Поэтому чрезвычайно существенно формирование сообщества, где образование и повышение квалификации реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и проектной деятельности. А это, в свою очередь, предполагает разработку подходов к оценке качества образования через "социальные индикаторы", через соответствие потребностям и возможностям, складывающимся в разных социокультурных ситуациях. 3. И тогда основанием для возникновения и становления сетей могут быть только некие культурно-образовательные инициативы, на которые могут опираться образовательные программы для педагогов (и не только), трансляция наработанного на образовательные учреждения и общественные институции. Таким образом, может формироваться школа, строящая содержание образования от вопроса ученика. Тогда возникает возможность структурирования содержания образования по способам вхождения в культуру, а не по ее компонентам (набор предметов). То есть такая сеть представляет собой сообщество не школ как организаций, а школ как неких способов (образовательных культур). Лучше многообразие способов, нежели один. Ибо в определенном смысле мир понятий неизменен. Изменяется только способ их восприятия. А первый шаг - это определение образовательных потребностей возможных участников образовательного процесса и определение видов деятельности, изменяющих и развивающих эти потребности. Так возникает ситуация, позволяющая претворять общественные образовательные потребности в образовательные тенденции (впрочем, и не только в образовательные). А из этого неизбежно вытекает следующий шаг - решение проблемы инновационного повышения квалификации. 4. К гражданскому обществу есть один путь - через общество не столько образованное, сколько образовательное. В таком обществе своеобразная "школа для учителя" должна быть не только в начале пути, но и на всем его протяжении. Если вслед за М.М.Бахтиным определить культуру как самодетерминацию личности, то эту формулировку можно соотнести и с понятием образования. И тогда возникает и наполняется смыслом сочетание "образовательная культура" - как та культурная форма, в которой происходит самоопределение личности. Только тогда обретает объективный характер и понятие сетевого - как той "диалогичной" гуманитарной среды, обогащающей возможности такого самоопределения. И сеть тогда предпочтительней понимать как первый шаг после демифологизации досетевого мифа системы. Человек образовывается не потому, что получает что-то новое, а потому, что отказывается от чего-то старого, т.е. на время останавливает свой способ, чтобы понять новый. И тогда на сетевом (как становящемся новом) можно развивать и апробировать в работе новый миф. И тогда сеть можно воспринимать как в своем роде проектный шаг на пути к новому мифу. Т.е. сеть как мифодизайн. Сеть как рефлексия, как осмысление будущего через прошлое в настоящем. 5. Остается только вкратце описать то, что у нас в Якутии происходит. Основанием для возникновения, становления и развития сети служит только культурно-образовательная инициатива и проявившаяся в ней некая общественная образовательная потребность. Пожалуй, первым сетевым опытом стало взимодействие Черкехской (Таттинский улус) и Ожулунской (Чурапчинский улус) школ. Чтобы формировать какие-то тенденции и тем самым влиять на образовательную политику в регионе, необходимо формировать общественное мнение. Так начался проект по созданию Ассоциации инновационных образовательных учреждений "Эврика-Кэриэн-Уhуйуу", которая объединила большое количество сельских школ и детских садов. Чтобы отрабатывать какие-то ассоциативные связи и искать новые, для нас стал очевидным шаг по созданию улусных сетей. Так появилась, например, сеть "Таатта-Ситим", координируемая общественной институцией. Или Центр образовательных технологий "МенгэШкола" (Мегино-Кангаласский улус). Тезис "Школа начинается со школы для учителя" определил шаг с созданием Свободного образовательного центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии"), который в определенном смысле можно называть образовательной сетью для создания новых образовательных сетей. Это Вилюйская региональная сеть "Сельская профильная школа" и Сетевой ресурсный образовательный центр "Чурапча". Повышение квалификации и вообще подготовку кадров для села предполагается в основном вести через ресурсные центры, позволяющие не только отдавать свои, но и пользоваться чужими, не претендуя на абсолютное обладание ими. Для нормального перехода к общественному управлению образованием необходим выход за рамки системы образования. Так возник проект "Общественно-государственное самоуправление", предполагающий кроме всего прочего и участие в выборах в местное Государственное собрание и т.п. далее... http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c2/3
Форумы по теме
Материалы на эту тему можно обсудить на
форуме
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?