Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Главная
Лаборатории
Новости
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
Статьи и учебные материалы
Книги и брошюры
Курсы
Конференции
Сообщества как педагогические направления
Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей
Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step
Вальдорфская педагогика
Вероятностное образование
Дидактика Зайцева
КСО
Методики Кушнира
«Новое образование»
Педагогика Амонашвили
Педагогика Монтессори
Пост- коммунарство
Ролевое моделирование
Система Шулешко
Скаутская методика
Шаталов и ...
Школа диалога культур
Школа Толстого
Клуб Бабушкиной
Корчаковское сообщество
Педагогика поддержки
Семейное образование
Семейные клубы
Система Леонгард
Красивая школа
Макаренковские чтения
Эврика
Список форумов
Новости от Агентства
Новые материалы сайта
Новости педагогических сообществ
Архив новостей
Написать новость
Дети-читатели
Учитесь со Scratch!
АРТ-ИГРА…
"БЭММс"
Детский сад со всех сторон
Детский сад. Управление
Школа без домашних заданий
Социо-игровая педагогика
О проекте
Ориентация на сайте
Как работать на сайте
О проекте
Замысел сайта
О структуре сайта
Другие проекты Агентства образовательного сотрудничества
О нас
Свяжитесь с нами
Путеводители по книгам, курсам, конференциям
В первый раз на сайте?
Как работать на сайте
Проблемы с регистрацией
Что такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться?
Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль
Зарегистрироваться
Инструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа»
Лаборатория «Начальная школа»
Лаборатория «Пятый класс»
Лаборатория «Подростковая педагогика»
Лаборатория «Галерея художественных методик»
Лаборатория старшего дошкольного возраста
Send by email
Email address
*
Title
*
Content
*
Реутский С., Горюхина Э., Парамонова Л. и другие. Диалог о поддержках, рисках и опасностях Размышление 14. С.В.Реутский: Почему такая методика, как «шулешкинская», такие подходы к детской жизни, которые мы сегодня могли видеть, так важны? Без подобных вещей мы в больших городах не выживем, абсолютно. Весь образ жизни отучает нас от живого взаимодействия, от взаимочувствия друг друга - и от решения нестандартных ситуаций и задач. Что, как мне показалось, можно было бы умощнить в этой методике? К интеллектуальным заданиям я бы добавил задания по движению, чтобы ко всему прочему дети соображали, как им двигаться. Это то, чем мы занимаемся: помимо социальных и интеллектуальных задачек мы даём задачки двигательные, со всякими неожиданностями, задачки постепенно усложняющиеся. Чтобы ребёнок чувствовал, до какого предела он может дойти, индивидуально и в команде. Для этого специально пространство создаём, чтобы озадачить детей двигательно. В чём, например, я увидел «физкультурную слабину» этих конкретных детей? Они меня вытащили играть, и я попробовал посмотреть, до какого уровня сложности они смогут пройти (дети ходили между стульев и по стульям, по коленкам - устойчивым и сходящимся-расходящимся). Ситуация риска всё время увеличивалась, и я обнаружил, что дети не чувствуют опасности. Хотелось бы, чтобы в рискованных ситуациях чувство опасности появлялось. Зато резко бросаются в глаза сильные стороны: очень хорошо они включаются в новое, просто «на ура» - а я ведь для них человек совсем незнакомый. Э.Н.Горюхина: Ведь в этом учебном процессе очень много поддержек. Кстати, это большой вопрос. Наверное, должны быть ситуации провальные. Если их нет, если ребёнок не останавливается перед вопросом: «Я этого не понимаю, не знаю», в такой ситуации сплошных поддержек трудно воспитывать личность. Должны быть зоны опасности, без них нельзя. С.В.Реутский: Это спорный и важный вопрос - как входить в зону опасности, и как эту опасность пережить. Как педагог должен давать детям такую возможность? Э.Н.Горюхина: Может быть, зоны опасности надо обозначать, и надо опасность переживать. Как переживается успех, как переживается понимание, так должно быть переживание неудачи. В пространстве этой педагогики - где формируется моё собственное «я»? Где формируется способность отстаивать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства? Потому что ребёнок не должен бояться высказываться, иначе ведь он не научится. Вот у себя на уроке я, учительница, пытаюсь передать речь ребёнка, произнесённую им, вывести так, чтобы всё было понятно, а первоклассник слушает меня и говорит: «Эльвира Николаевна, я не это хотел сказать». Для меня в этом - самое главное. Большие искушения есть в успешной педагогике. «Мы знаем это, мы всё понимаем, и к этому идём». А где-то бывают ведь зоны непонимания, зоны опасности, зоны недоумения? Где мы останавливаемся перед тем, что можем не понять. Мне пока таких зон не хватает. Хотя я не исключаю, что если я начну вникать глубже в ваше дело, я там всё это найду. Лично я для себя вижу два центральных момента в этой педагогике (шулешкинской, ровеснической). При сильных интеллектуальных нагрузках одновременно осуществляются очень большие поддержки, они держат ребёнка в определённом пространстве. Мне даже было интересно подсчитать количество пространств, по которым на одном занятии ребёнок двигается: по вертикали, горизонтали, по смысловым значениям. Очень мобильная педагогика, потому что ребёнок осваивает огромное количество разнообразных пространств, и перемещается, с помощью всех этих поддержек, достаточно легко. И одно из самых фундаментальных явлений, которые я сегодня наблюдала: ребёнок всё то, о чём он говорит и что решает - он всё это проживает как часть собственной биографии. Я сегодня видела фрагменты настоящей жизни, которая проживается ребёнком не на уровне только памяти, или только мышления, - она проживается внутренним существом. Поэтому эти дети так органичны. Я видела сегодня детей во всём богатстве их детского многообразия. Видела организацию учебного процесса - как формы бытия, жизни, где есть своя интрига, свои завязки. Наблюдала педагогику, которая уводит детей в сложные пространства человеческого бытия, обогащая детство, а главное, используя резервы детского внутреннего большого мира. Об этой педагогике можно судить и по тому, как ребёнок идёт навстречу взрослому, с какой готовностью он идёт рассказывать и общаться с ним, рассказывать о себе, спрашивать другого, по скорости включения этих детей в принципиально новые для них ситуации. Я заметила - чем более вы, Сергей Владимирович, усложняли для них задание, тем больше радости у них это вызывало. Можно было бы подсчитать ещё и количество различных языков, которыми владеют эти дети. Они уже пребывают в мощном интеллектуальном, интуитивном и духовном пространстве, которое обеспечено огромным количеством языков, которыми ребёнок свободно владеет. Гибкость перехода от одного языка к другому - по-моему, это свидетельство глубокого, внутреннего родства ребёнка. И спасибо вам большое. Е.Г.Самсонова: Вы говорили о риске или об опасности? Э.Н.Горюхина: Скорее всего, это риск. Е.Г.Самсонова: На этом месте я бы обратилась ко всем, кто работает по Шулешко. Любимое слово Шулешко - риск. Рискую - не рискую. Это те самые ступеньки, которые воспитывают его личность. Он сегодня рискнул сказать, не рискнул, рискнул умолчать? Идёт воспитание такое, ступенчатое. А вот опасность… Меня Сергей Реутский натолкнул на такую мысль. У Евгения Евгеньевича в системе знаковое всё, и тело тоже становится знаком. Телесность у него представлена именно как знаковая система, а не как тело. Мы говорим, что тело - инструмент познания ребёнка. Но использовать для познания двигательное начало - этим Евгений Евгеньевич, действительно, не занимался. Хотя телесность у него тщательно проработана: как дети себя чувствуют, как они себя располагают. Но, может быть, именно опасности им и не хватает, потому что опасность это другое, «двадцать пятое» чувство. Л.А.Парамонова: Что я могу сказать по поводу того, что дети не чувствуют опасности? Давно я знаю из опыта, педагогического и семейного, что чем выше интеллект, тем меньше у человека чувство опасности. Человек надеется на себя, человек увлечён таким делом, что он забывает об опасности. Если Саша сидит под столом, и ему в это время задают вопрос, это значит, что от него просто хотят получить ответ (а не требуют, чтоб он вылез и вытянулся в струнку), и он может спокойно из-под стола ответить. И очень важно, что если к детям, которые здесь живут, относятся к каждому с уважением, без обычных указаний, и они сами всё организуют, и живут с доверием, естественно, что они не ожидают никаких подвохов, никаких опасностей. Есть другие опасности: за территорией, в других условиях. Поэтому я считаю, что, с точки зрения педагогики, эти дети настолько открыты, настолько самодостаточны, что они максимально от этой опасности защищены. Может, это и хорошо. Не нужно бояться. У нас в педагогике и так достаточно запугивающих вещей, я вижу это в детских садах, и дети заставляют это обсуждать. Излишнее внимание к безопасности и настороженности навязывают сейчас в педагогике, и это делает маленьких детей слишком тревожными. Но почему же ребёнку не быть доверчивым? И педагог может учиться у детей доверчивости. Только быть таким педагогом очень трудно. И воспитать плеяду таких педагогов только по одним методикам и принципам невозможно. Нужно прожить это самому, и себя формировать, доверяя детям. далее... http://setilab2.ru/modules/conference/view.article.php/c5/49
Форумы по теме
Материалы на эту тему можно обсудить на
форуме
Зарегистрироваться
|
Инструкция по регистрации
©
Агентство образовательного сотрудничества
Не вошли?