Статьи
-
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Второй язык Краеведение, история, география Математика и логика Изобразительное искусство Ручной труд Музыка и танец Родной язык Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процессаНесколько раз в год авторы этой книги - учителя небольшой частной школы - вместе со всеми своими
учениками на целую учебную неделю выезжают на какую-нибудь загородную базу, выбирая в качестве
организационной основы обучения тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной - то или иное
определённое межпредметное понятие, а также то или иное предметное содержание, связанное с этим
понятием и со школьной программой. Целую неделю без уроков, классов и звонков они посвящают одной
теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одному понятию, так или иначе представленному,
проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда - из одного "предметного блока"). Об
организации таких учебных занятий во всех подробностях и рассказывает эта книга. -
Разделы: Природоведение и естествознание Краеведение, история, география Математика и логика Закономерности и парадоксы детства Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Детская субкультура и образование Исторические прецеденты и ориентиры Родители и образование Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школКак альтернативным школам (или же просто школам «не совсем таким, как все») удаётся взаимодействовать с окружающим миром: и ради открытости школы к партнёрству с другими организациями, и ради попытки помочь детям применять на практике то, что они изучают в школе, и ради взаимодействия подростков с окружающим миром? Помогает или мешает открытость? Как выживают педагогические практики в социальном пространстве? Статьи это выпуска журнала так или иначе связаны с таким кругом ключевых вопросов
-
Разделы: Природоведение и естествознание Краеведение, история, география Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школПроблема мотивации учащихся к образованию является как одной из самых
старых и сложных для массовой школы, так и вечно актуальной. Каждое
новое время ставит этот вопрос заново. С одной стороны, возникают новые
сложности и вызовы, с другой – в них могут таиться и новые возможности
для поиска ответов.
В этой логике и эпоха высоких технологий, казалось бы, принесла с собой
много «отвлекающих» от учебы моментов – компьютеры, телефоны, интернет и
пр. С другой стороны, именно эти новые технологии могут стать и
мощнейшим ресурсом для вовлечения школьников в увлекательное
образование. Как может быть устроена жизнь в школе, готовой не
закрываться от новых вызовов, а наоборот – с радостью использовать их на
благо детей? -
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Краеведение, история, география Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Исторические прецеденты и ориентиры Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школВ первом разделе анализируется опыт проведения игры «Детективные агентства». Авторы обсуждают ход занятий, результаты, достигнутые учениками и, главное, формирование познавательного интереса у старших школьников к научным знаниям и инновационным предприятиям.
Во втором разделе обсуждаются краеведческие проекты, посвященные разработке школьниками программы экономического, социального, культурного развития своего населенного пункта (села, деревни, города) и опыт проведения особых «Недель краеведения, истории и социологии науки» -
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Изобразительное искусство Родной язык Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Модели педагогического образования Организация детской жизни и модели учебного процесса Детская субкультура и образование Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школ Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образованияСтатьи этого выпуска отражают результаты проведения ряда научных исследований по проблемам:
— взаимосвязи развития школы и личности;
— новых форм развития читательской активности;
— формирования новых образовательных пространств, в том числе – и пространства виртуальной школы;
— становление исследовательской и проектной деятельности в современном образовательном — процессе;
— личностного самоопределения ученика;
— педагогической инноватики -
Разделы: Природоведение и естествознание Краеведение, история, география Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школШкола как технопарк; как воспитать технопредпринимателя; летняя школа «Наноград» как модель современного образования; пересечение высоких технологий и технологий школьного образования – таковы ключевые темы этого специального выпуска журнала
-
Разделы: Природоведение и естествознание Краеведение, история, география Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Образование в связи с местной жизнью Школьная субкультура и сообщества школСтремительные изменения в технологиях тесно связаны с изменениями в образовании. И прежде всего в школьном образовании, которое, как и современное производство, требует новых взглядов, новых технологий, а также более пристального внимания к совершённым уже педагогическим открытиям. Серьёзные изменения начинаются с маленьких шагов, и эти шаги уже совершаются. Какой мы видим современную школу, желающую соответствовать вызовам «эпохи нано»?
-
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Закономерности и парадоксы детства Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Школа, открытая в мир. Школа, спасающая от мира Организация детской жизни и модели учебного процесса Детская субкультура и образование Исторические прецеденты и ориентиры Школьная субкультура и сообщества школВероятно, определение «новой дидактики», в отличие от классической, можно оформить таким образом: «Новая дидактика — это система знаний, умений и навыков по организации процессов самопознания, самообразования и осознанного обучения».
Два следующих важнейших разворота, два «стержня» позволяют говорить о том, что все эти подходы выстраиваются в принципиально иную систему образования:
— опора на личный опыт в образовании, на становление себя как субъекта своего образования, на то, что при организации учебного процесса важно понимать то, как его участник обретёт личностный смысл своего образования;
— идея самообучающегося сообщества, работа с детской (детско-взрослой) общностью как носителем, ресурсом, источником образования.
В большинстве имеющихся «альтернативных педагогических практик» речь идёт не только об ученике как субъекте своего образования, но и как субъекте образования Другого человека. И тогда акцент в организации образования смещается на взаимодействие учащихся, взаимообучение, формирование «учащегося сообщества» -
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Второй язык Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Модели педагогического образования Организация детской жизни и модели учебного процессаПедагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.)
-
Разделы: Литературное образование Природоведение и естествознание Организация профессиональной жизни и повышение квалификации Организация детской жизни и модели учебного процессаПедагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.).
Педагогическая идеология конференции и журнала-сборника определилась следующими ключевыми понятиями: Дети, Игра, Наука, Стратегия опережения. Это означает, что:
— рассуждая о будущем, мы пригласили к диалогу тех, кто в нем будет жить (т.е. детей);
— задача педагогики — оказывать «гуманитарную помощь» другим наукам и делать это, опережая возникающие проблемы;
— и наконец, чтобы быть великим, не обязательно быть только серьезным.