Ведущая рубрик "Сельская школа" и "Этнография детства" в газете "Первое сентября".
Живёт и работает в Москве
Осенью я стала учителем в маленькой, почти семейной деревенской частной школе. Мои московские мечты о любви, помощи и гармоничной жизни в природе должны были воплотиться именно здесь. Я представляла это примерно так - сделаем чистый, уютный, красивый, теплый класс, будет у нас зал для спектаклей, библиотека - разве без добрых книг в воспитании обойдешься, тем более, когда речь идет о деревенской ребятне. И сад вокруг школы, для труда и прогулок. А в селе библиотеки нет, нет ни следа книжной возвышенной культуры. Вернее есть библиотека, но совершенно символическая - одна комната в общеобразовательной школе, с которой мы дружим, наполненная учебниками и хрестоматийными произведениями, положенными по программе. И ходят туда только ученики средних классов и потому лишь, что задали прочесть книжку к уроку. А рядом, в школьном флигеле учатся первоклашки, мои дети. Они уже одолели букварь и чувствуют себя грамотными. Неужто их отпускать в эту душную пыльную комнату с тоской в сердце? Какую любовь к чтению они оттуда вынесут? Ни за что! Воспитание, вскармливание книгой, книжная терапия, книжная нежность, книжные игры - вот что нужно моим малышам. Но удивление, восторг, желание без конца шуршать диковинными страницами сами собой не родятся, надо действовать. И тут мне в новой моей жизни деревенского учителя очень пригодился опыт пятилетнего преподавания в Монтессори-школе в Москве. Ключевая идея Марии Монтессори - создание развивающего образовательного пространства, в котором дети могут с увлечением заниматься самостоятельно. А значит - приходится думать не о разнообразии приемов на уроках чтения, а о том, что и как поменять в учебном пространстве школы, чтобы дети полюбили чтение. Но что делать, если нет возможности изменить жизнь всей школы, как запросто устроить настоящую маленькую библиотеку в собственном классе?
Сейчас мои дети увлечены чтением. Приносят интересные книжки, обсуждают, обмениваются. Скажете, это учительница сумела увлечь детей литературой. А вот и нет. Просто центр вдохновения к чтению был не во взрослом, а в атмосфере, невидимо наполняющей класс.
Для начала поставили книжный шкаф у входной двери и просто положили туда несколько любимых книг. Пройти мимо него было совершенно невозможно. Кто-нибудь обязательно останавливался. При этом у шкафа отсутствовали дверцы и стекла, так что книжку можно было взять всегда. Потом выпросили старый матрац и несколько подушек и обшили их мягкой клетчатой тканью. И сложили все это в угол класса, поставив там еще одну этажерку с книгами. Получился такой импровизированный уголок для чтения возле теплой стенки.
На следующий день желающим было предложено заняться чтением там. Через некоторое время пришлось установить очередь, потому что желающих было слишком много. Потом поставили еще пару шкафов, потому что дети стали приносить книжки из дома. Появились книги, подаренные классной библиотеке с трогательными надписями типа: "Дар Юли и Юры Петуховых". Между шкафами поставили старые кресла. Следующая задача учителя - наблюдать, какие книги нравятся детям, обсуждать их с ними вместе, приносить новые, в которых ребята могли бы найти ответы на насущные для них сейчас вопросы.
Какие книги нужны малышам, только что вышедшим из пеленок букваря? Эти книги достать труднее всего. К ним требование жесткое - маленький текст (два-три предложения на странице максимум), яркие, натуральные изображения того, о чем идет речь, И еще одна маленькая хитрость, очень важная. Лучше, если эти первые настоящие книги будут в твердых переплетах, даже если в них всего три страницы. У ребенка, только начинающего осмысленно читать, еще очень мало сил и они быстро кончаются, поэтому результат должен быть достигнут сразу. И твердая обложка дает полное ощущение, что прочитана настоящая большая книга, а не какая-нибудь детская книжка-малышка. Ребенок радуется, мотивация к чтению повышается, быстрее преодолеваются технические трудности обретения навыка.
Книги, стоящие в классном книжном шкафу сразу должны открывать малышам всю глубину литературного моря. Но (это важно!) книги одного типа должны быть на своей полке, а полки подписаны. Таким образом подспудно в детской голове упорядочивается первоначальный хаос, так легче ориентироваться, искать и находить нужное. Кстати, уже со второго класса дети начинают сами выискивать нужную информацию в нужных книгах, чему я очень всегда радуюсь, советую, помогаю. Стихи, сказки, книги о животных, книги о растениях и так далее - так в самом небольшом шкафу возникает в зародыше настоящая библиотека. И дети именно к образу библиотеки сразу привыкают. А когда, при благоприятных обстоятельствах, появится у нас возможность превратить маленькую классную библиотеку деревенской школы в большую библиотеку для всего детского народа нашего села, проблем будет меньше. Уже понятно, что за зверь - библиотека, останется только стены построить и купить много новых шкафов. Обязательно открытых, с низкими полками.
Елена Литвяк,
с. Рождествено