Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования

Негринг Д. Шесть причин, по которым образовательные реформы блокируют развитие школы


По материалам журнала американских учителей «PHI DELTA KAPPAN». Перевод и публикация на русском языке - газета «Первое сентября», №9, 2007
...Так происходит и в России, и в США. Мировые тенденции одни и те же. Статья из американского образовательного журнала PHI DELTA KAPPAN, которую мы сегодня публикуем, очень наглядно это показывает. Но она показывает и другое: у любой школы есть внутренние ресурсы развития.
И главное - высвободить их.

 

Сравнивать российскую и американскую системы образования можно лишь сознавая всю условность этого сравнения.
…Предзаданное устройство школы диктует свое. И в том хитрость этого устройства, что «зарядить» в него можно очень многое: вчера мы ориентировались на социалистические цели и ценности, сегодня - на рыночные, и школа без особых переделок перешла из одного русла в другое, только управления образования кое-где стали называть департаментами и поменяли экономическую начинку, да и то не до конца.
У школы и у системы образования в целом потрясающий запас прочности.
Как показывает уже российский опыт последних лет, школа выдерживает внедрение любой новации, какой бы абсурдной и не связанной с реальной школьной практикой она ни была.
Но чем обеспечивается этот запас прочности? Равнодушной готовностью одних - и каждодневной работой других. Кому-то просто все равно, к чему готовить детей - к обычным экзаменам или к ЕГЭ.
А другие и рады бы, чтобы историю и литературу миновали тесты, но если уже ничего не сделаешь - что же, уходить из школы, оставлять свое дело, в которое вложено столько сил?

«Если руководители образования действительно хотят содержательных реформ в школе, - пишет автор PHI DELTA KAPPAN Джеймс Негринг, - они должны заблокировать деструктивные тенденции, которые существуют в нашей культуре уже полных два века. Эти тенденции стали привычными, незаметными глазу.
И поэтому, несмотря на бесчисленные попытки переустроить школы к лучшему, мы снова и снова попадаем в одни и те же ловушки».
Негринг выделяет шесть типов этих ловушек. И выясняется, что перед учителями на двух континентах стоят одни и те же проблемы: в школе видят фабрику, управление ею строят на страхе, а новые образовательные проекты выглядят эффективными только на бумаге.
Но положение все-таки небезнадежно. «Школа, конечно, система, - заключает Негринг. - Одна радость: дети ей не принадлежат, хотя и терпят от нее немало».

Редакция газеты «Первое сентября»

В ШКОЛЕ ВИДЯТ ФАБРИКУ

Как бы мы ни старались, мы вновь и вновь рассматриваем школу как эффективное (или неэффективное!) воспроизводство образованных людей по определенному шаблону. Так нужно государству, так нужно бизнесу, так нужно всем, кто управляет сегодня школой и моделирует школу будущего. Людей, распределяющих деньги, сбить с этой позиции вообще невозможно. Логика менеджмента заставляет их видеть в детях суммарный продукт вложенных усилий; потраченные средства предполагают ту или иную количественную, измеряемую отдачу.
Развитие интеллекта, личности ребенка настолько более сложный процесс, чем создание товара, что взгляд на школу хоть в каком-то ее аспекте как на фабрику серьезно подрывает «питательную среду» образования, останавливает развитие школы.

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ СТРОЯТ НА СТРАХЕ

Список страхов, которые сегодня определяют школьную жизнь, чрезвычайно внушителен. Эти страхи разной природы и разной силы воздействия, но все они наносят непоправимый урон образованию.
Привычная конструкция: безопасность страны - единое государство - единое образовательное пространство. Школа должна укреплять государственность. А иначе что же будет?
Чтобы быть сильной страной, победить других, мы должны быть образованными. Наша культура должна уметь противостоять влиянию чуждых нам культур. А иначе что же будет?
Школа должна забрать детей с опасных улиц. А иначе...
Образовательный минимум, образовательные стандарты - это тоже из области страхов. Как же? А иначе что же будет?
Не будешь учиться, станешь дворником, пойдешь в армию, будешь как наши неуспешные соседи... И так далее. Это уже страхи, окружающие каждого ученика, встроенные в сегодняшнюю культуру.
Страх страху рознь. Но вышеперечисленные страхи - не из тех, что спасают людей от близящегося поезда. Рост человека - не импульсивное явление.
Но управленческие решения в образовании принимаются исходя из фактора страха, навязанного и школе, и детям. И это раз за разом заводит нас всех в тупик. А школа слишком сложное и трудное дело, чтобы люди могли «тянуть» его из страха. В образовании должны быть совершенно другие движущие силы. Но они требуют от управленцев совершенно другого уровня осмысленности действий. Современным менеджерам понятнее страх.

В ШКОЛАХ ВНЕДРЯЮТ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ХОРОШО СМОТРЯТСЯ ТОЛЬКО С УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВЫСОТ

Карикатурный персонаж часто смешон, потому что делает все шиворот-навыворот, но при этом совершенно уверен в своей непогрешимости. Сегодняшние управленцы удивительным образом обладают обоими этими свойствами. Их решения представляются им очень эффективными и, наверное, являются таковыми - пока существуют на бумаге в офисе или апробируются в эксперименте. Но, спущенные «вниз», эти решения оказываются в лучшем случае глупостями или пустышками, в худшем - чем-то очень вредным и несовместимым с детством.
Любовь управленцев всего мира к стандартизованным тестам - пример, хорошо иллюстрирующий такую тенденцию. С точки зрения управленца, тест - идеальное средство выяснить объективное положение дел в образовании; оно позволяет поддержать успешных и как-то разобраться с отстающими. Но на уровне школы и класса мы знаем, что введение тестов выхолащивает предмет, отбивает интерес и к преподаванию, и к учебе.
…При принятии решений всегда есть артефакты, переменные факторы. Классический менеджмент умеет работать с ними, принимать во внимание временные трудности и неудобства ради больших целей. Но дело в том, что в образовании природа этих «артефактов» иная - они никогда не бывают мелочью. И магическим для управленцев образом «единичные» трудности раз за разом перевешивают и перечеркивают все системные задумки, которые так умно выглядели на бумаге.

В ОБРАЗОВАНИИ УНИЧТОЖАЮТ ВСЕ ЖИВОЕ И НЕОБЫЧНОЕ

Мы знаем много примеров, когда замечательные начинания умирали под прессингом системы. А сегодняшняя школа - это суперсистема. Каждый энергичный директор, каждый любящий свой предмет учитель испытывает на себе ее давление.
Вот очень интересный пример из США. В тридцатых годах был проведен один очень важный эксперимент. Эксперты решили узнать, насколько обусловливают повседневную школьную жизнь требования, которые предъявляют вузы к выпускникам школ. Двадцати школам в разных штатах разрешили не ориентироваться на вузы - всем ученикам было обещано автоматическое зачисление в высшие учебные заведения.
Результат превзошел все ожидания. Школы изменились, ученики показали высокие результаты и в академической успеваемости, и в общем развитии. Об этом эксперименте много писала пресса, власти заявили, что школам действительно стоит меньше думать о поступлении в вузы - и больше о развитии детей. Другие школы Америки многое переняли у участников эксперимента.
…Спустя восемь лет после окончания эксперимента в этих же школах провели еще одно исследование. Оно показало, что, как это ни печально, все в этих школах вернулось на круги своя. Хотя, казалось, там на собственном опыте знали, сколь многого можно достичь, если ориентироваться не на вузы.
Так не случилась одна из самых очевидных революций в образовании. Логика управленцев проста: если принимать в вуз всех, кто хочет, что же будет?
Эта тенденция - оценивать любое начинание не по его собственной эффективности, а по тому, насколько оно совпадает с общей системой, - существует в образовании по всему миру. Это дает основания считать школу одной из самых жестких систем, созданных человечеством. Наверное, мы действительно боимся своих детей, а точнее, свободных, культурных, открытых, независимых людей, которые из них могут вырасти.

В ОБРАЗОВАНИИ РАСТЯТ ЛИДЕРОВ В УЩЕРБ ДРУГИМ

Сколько бы ни говорили о равенстве возможностей в образовании, время от времени государство переходит к другой схеме. От равномерного распределения средств - к точечным вливаниям в элитарное образование, где заведомо обеспечен хороший результат и гарантирована лояльность. Где эту лояльность легко проверить - например, через соответствие или несоответствие критериям конкурса.
Управленцам снова кажется, что в ситуации, когда средства ограничены, это верное решение. Но школа не мануфактура, не стандартный объект менеджмента, и здесь работают другие - педагогические законы, а ориентация на элитарность, на соревнование, на победу противоречит им.
Одна радость: школа, конечно, система, но дети ей не принадлежат, хотя и терпят от нее немало.
Школе никогда не двинуться вперед, если не будут сняты эти шесть барьеров, которые в большинстве пришли к нам вместе с индустриальной эпохой. Но школа отстает. Ей пора вслед за обществом становиться постиндустриальной.

…А ШКОЛЫ ГОТОВЫ БРАТЬ ПОД КОЗЫРЕК И ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ УКАЗАНИЯ, КАКИМИ БЫ БЕССМЫСЛЕННЫМИ ОНИ НИ БЫЛИ

Миссия школы - «служить обществу». Поэтому она обслуживает интересы очень разных групп; школа очень много должна обществу. Проблемы в семье, подростковая преступность - со всем этим разбирается школа; социальные акции городских властей - как тут не привлечь школу?
Но дело не только и не столько в этом. Количество отчетов, бумаг, бессодержательных указаний, которые сыплются на школу во всех странах, беспрецедентны. Все новые и новые цели и задачи, эксперименты, сменяющие друг друга волны реформ, - перед всем этим школа абсолютно бесправна.
Конечно, у школы есть право не участвовать, но право это существует только на бумаге. Система требует быть как все. Школы говорят «да» любому указанию сверху, с какого бы уровня оно ни исходило.

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c22/115
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/115
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?