Традиционно формирование личности и связанные с этим процессом
содержательные и организационно-педагогические проблемы на российской почве
относились к сфере воспитательной работы школы. Стремление перейти от
авторитарной к гуманистической педагогике в конце 80-х - начале 90-х гг. вызвало
к жизни новые концепции. Однако большинство из них в конечном счете
ориентировали только на более мягкие, более человечные отношения между учителями
и учениками в процессе приобщения последних к познавательным и социальным
нормам…
Традиционно гуманизм рассматривался только в рамках процесса социализации
личности. Задача эта, несомненно, важная. Но она не объемлет всей сущности
гуманистической перестройки образования, поскольку не затрагивает интересы и
особенности жизненного выбора отдельного человека. Для нас очевидно, что
гуманистическая теория и практика будут пробуксовывать, не получат развития,
если они не станут основываться на различении процессов социализации и
индивидуализации.
Мы анализируем образование как гармонию двух сущностно различных и даже оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности, отражающих диалектическое противоречие интересов общества и человека. Почему оппозиция, противоречие? Потому что лишь в идеальном обществе государство заинтересовано во всемерном развитии человека и защите его интересов. Опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии, благосостоянии и в своей судьбе.
Между обществом и личностью растущего человека на протяжении многих лет оказывается образование, однако, если мы хотим видеть его гуманистическим, то должны сделать его способным защищать интересы индивида, а не только общества. Иначе говоря, решать задачи и социализации, и индивидуализации.
Образование как часть социализации есть средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания: правовых норм, норм общения, принятых ценностей, т.е. всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно. В этом смысле социализация в образовании осуществляется благодаря обучению и воспитанию.
Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено следующим образом: воспитание есть специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Это процесс приобщения человека к общему и к должному. Каким способом это делается - через требование, эмоциональное переживание или партнерское взаимодействие - вопрос гуманистического качества этого процесса, вопрос культуры. Главное же в воспитании, повторим,- усвоение социально одобряемого, должного для всех.
Индивидуализация в образовании есть система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы - физической, интеллектуальной, нравственной, рукотворной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения в понимании себя, для самостоятельного и успешного продвижения в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идёт о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении.
Проблема соотношения социализации и индивидуализации в предельной форме выражается в знакомой всем оппозиции: коллектив и личность. И именно переход к личностно-ориентированной педагогике, закономерно связанный с психологизацией воспитания, воспринимается многими как кризис традиционного воспитания. В связи с вычленением сферы индивидуализации появляется необходимость выделить особый педагогический процесс, его обеспечивающий,- педагогическую помощь и поддержку ребёнка в индивидуальном развитии, т.е. в саморазвитии.
В систему педагогической поддержки мы включаем и психологическую, и социальную, и медицинскую, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка: «Каким быть именно мне?» или вопрос юноши: «Кем быть?» Но этим поддержка не ограничивается. Она выделяет как самостоятельный вопрос: «Как жить, как построить свойственный тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, формы проведения свободного времени, оптимальный характер отношений с людьми?»
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Поэтому, строго говоря, ключевые слова педагогической поддержки - «проблема ребёнка», в то время как ключевые слова воспитания - «проблема педагога», как представителя общества, поскольку именно ему надо приобщить ребёнка к должному. Как только у ребёнка возникает желание приобщиться к чему-то - у него появляются трудности, тогда вступает в силу педагогическая поддержка. (Здесь речь идет о норме, об обычных детях, а не девиантных в поведении или с недостатками развития, чем занимается коррекционная педагогика.)
Конечно, процесс перехода от воспитания к педагогической поддержке и наоборот диалектичен, не прост, он органично может входить в деятельность и учителя-предметника, и профессионала-воспитателя. Однако жизнь подтверждает грядущую дифференциацию этих процессов. Свидетельство тому - появление у нас практических психологов, социальных педагогов, специалистов-валеологов, классных воспитателей (кураторов), тьюторов, ориентированных на индивидуальную помощь, а за рубежом - давно действующая система Counseling-Guidance (система школьных советников-тьюторов и консультантов-руководителей как для групп, классов, так и для отдельных детей).
Таким образом, в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, была вычленена самостоятельная область - «педагогическая поддержка ребёнка в образовании». Под педагогической поддержкой на данном этапе мы понимаем деятельность профессионалов - представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.
Выделение такой образовательной структуры, которая позволяла бы оказывать систематическую индивидуальную помощь не только детям с отклонениями, а каждому ребёнку в решении его личностных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды, является реальным шагом к содержательной и организационно-управленческой перестройке образования в направлении сущностной гуманизации.
Если полагать, что целью образования (как это и зафиксировано в ст.14 Закона РФ «Об образовании») является создание условий для самоопределения и самореализации личности, то эта задача на сегодняшний день не может быть решена только в рамках обучения и воспитания. Специфическим предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности. Предмет воспитания - социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношений. Иначе говоря, школа определяет детей в знаниях, способах, ценностях, нормах, отношениях.
Однако определение и самоопределение - процессы принципиально разные. Самоопределение - это, прежде всего, личностный выбор, а он предполагает соотнесение требований внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъективной - своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе.
Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остаётся объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания...
Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием. Постановка вопроса о педагогической поддержке как части образования является инновационной, так как никогда ранее не рассматривалась как подсистема целого. Понятие «педагогическая поддержка» - новое для российского образования.
Однако суть явления, хотя и в ином качестве и количестве, всегда была в учебно-воспитательном процессе школы... В школе социалистического периода элементы системы педагогической поддержки можно обнаружить по формальному признаку «вразброс» (в разделах учебников по обеспечению всеобуча, организации учебно-воспитательного процесса, внеклассной воспитательной работе, работе классного руководителя, работе с трудными подростками и родителями). Если взять за основание содержания педагогической поддержки решение проблем, имеющихся у детей, то к традиционным субъектам системы педагогической поддержки в России можно отнести директора школы, заместителей (в основном по воспитательной работе с трудными детьми), воспитателя группы продлённого дня, классного руководителя, врача, медсестру. А на внешнем уровне, при районных учреждениях,- логопедов, дефектологов, психоневрологов, инспекторов по охране прав детства, опеки и попечительства, по делам несовершеннолетних.
В школе социалистического периода достаточно много внимания уделялось контролю и помощи детям в учебном процессе (дополнительные занятия с отстающими учениками, помощь в выполнении домашних заданий в группах продлённого дня, организация взаимопомощи в учении на уроке и вне, ознакомление с программами «Учись учиться», «НОТ школьника» и др.). Большое место в деятельности директоров, их заместителей, классных руководителей занимало разрешение конфликтных ситуаций в сфере делового и личностного общения учителей и учащихся, связанных, в первую очередь, с поведением, неуспеваемостью, пропусками уроков, опозданиями. В период 60-70-х гг. наметился сдвиг к оказанию помощи детям в профессиональной ориентации (создание учебно-производственных комбинатов, центров и кабинетов профессиональной ориентации и т.п.). Традиционно основным посредником между учебно-воспитательным процессом и учащимся выступал классный руководитель. Однако из-за профессиональных перегрузок и отсутствия специальных умений собственно индивидуальная помощь и поддержка каждого ученика не осуществлялась или носила формальный, поверхностный характер.
В последние годы в систему образования активно включаются школьные психологи, социальные педагоги, классные воспитатели (освобожденные классные руководители), педагоги, обеспечивающие работу коррекционных классов, классов выравнивания и др. В настоящее время наблюдается тенденция отказа учителей от непомерно большого объёма работы; функции классного руководителя сводятся к организационному минимуму. Собственно помощь и поддержка детям если и оказывается, то носит не профессиональный, а добровольный характер милосердия. Содержательный анализ существующей и существовавшей работы школы по педагогической поддержке показывает, что школа в работе с учащимися ориентировалась на решение собственных проблем - принятие мер, чтобы дети «не мешали» учебно-воспитательному процессу, а не проблем, которые волнуют детей и являются реальной причиной их «выпадения» из образования.
С этой точки зрения представляется важным переосмыслить функциональные возможности всех работников школы и на этой основе организовать целенаправленную систему педагогической поддержки. Появление педагогической поддержки вполне закономерно ставит вопрос о дифференциации управленческой деятельности в образовательном учреждении.
Во-первых, по типам планирования: один тип - традиционный - от задач общества, культуры; другой, новый для нас - от задач растущего человека, т.е. на повестке дня появление нового типа планирования деятельности школы в целом - «планирования от ребёнка»: не только от его досуговых интересов (что всегда учитывалось), но от его интеллектуально-познавательных, социальных, психологических, физических проблем.
Во-вторых, по функциям работников школы. Если директор «держит целое» - образование, то в соответствии с тремя подсистемами должны быть и три функции управления (или три заместителя): по обучению, воспитанию и педагогической поддержке. Аналог последнего имеется в опыте западных стран: советник директора, консультант. Основанием для определения функций других работников школы в педагогической поддержке детей должен стать анализ их профессиональных и личностных возможностей в решении конкретных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются дети в жизни и в образовании.
Имеющийся уже сегодня опыт показывает эффективность создания, с одной стороны, «проблемных групп» детей в масштабах школы, в том числе разновозрастных, и, с другой,- «педагогических команд» в составе учителя-предметника, психолога, классного руководителя (воспитателя), воспитателя ГПД и др., которые работают с этими группами. Перспективным оказывается и индивидуальное тьюторство (выделение индивидуальных «опекунов» из состава педагогов для особо проблемных детей).
На повестку дня, таким образом, выходит проблема поиска самими школами новой системы организации её жизни и деятельности, ориентированной на детей, на их индивидуальные интересы, трудности и перспективы.