Путешествие во все времена было одним из самых захватывающих и вполне доступных приключений.
Кроме того, это реальный выход за границы известного.
А если его еще и специально организовать, то оно принесет немалую пользу, став образовательным путешествием и для взрослых, и для детей.
Задача, поставленная передо мною редакцией, показалась на редкость интересной. Меня попросили сформулировать принципы эффективного образовательного путешествия. Не думаю, что после выступлений таких наших предшественников как Руссо и Коменский, необходимо приводить дополнительные аргументы в пользу путешествий как компонента образования.
Однако, не стоит упускать из вида и то обстоятельство, что декларируемая потребность (педагогов и детей - в путешествиях), увы, практически не обеспечена никакими серьезными предложениями ни со стороны туристских фирм, ни со стороны образовательных учреждений. По крайней мере, нам в наших бесконечных поисках партнера, который ясно представлял бы - как путешествовать с детьми, чтобы каждая минута оказалась насыщенной образовательным смыслом, такового пока найти не удалось. После одной из поездок мы поняли: путешествие надо проектировать самим, высчитывая каждое мгновение и настойчиво убеждая фирму-партнера попытаться осуществить нашу идею.
Впервые нам это удалось в Карелии, затем - на Урале. Было бы, кстати, неплохо через журнал обменяться координатами таких туристических организаций, которые умеют или хотя бы стараются, учиться строить самостоятельные образовательные проекты для детей.
А принципы следующие:
1. Путешествие должно иметь некоторую общую цель, вернее - в его основании должен лежать образ, отталкиваясь от которого можно ткать полотно приключений и открытий. Примером такого образа выступает: "Путешествие аргонавтов" (Греция); "На поиски малахитовой шкатулки" (Уральская экспедиция); "По пути "Калевалы" (Карелия). Мы полагаем, что один из самых органичных способов построения путешествия - это построение с опорой на литературный первоисточник, в котором воспевается тот край, открыть который предстоит школьникам.
2. Очевидно и другое - путешествие должно быть организовано так, чтобы дети ощущали себя участниками настоящей экспедиции. А там, где экспедиция - там ясное экспедиционное задание, распределение задач между группами исполнителей, отбор методов исполнения, определение способа фиксации результата, договоренность о форме окончательного представления отчета.
3. Любое приличное путешествие - это интеграция нескольких образовательных пространств: исторического, культурного, природного, социального, промышленного, кулинарного и т.д.; а это означает, что путешествие надо проектировать в содружестве с несколькими педагогами.
4. Путешествие - это и иcпытание на выносливость (причем - не только физическую - много ходить, много носить, но и социальную - много общаться, например), не воспользоваться этим естественным испытанием нельзя, но готовить к нему и себя, и детей необходимо.
5. У любого путешествия есть свой этикет, обусловленный задачами выстраивания отношений с теми людьми, которые, в той или иной мере, причастны к его организации. Это - опять же - дополнительный аспект педагогического внимания.
6. В любом путешествии будут дети, для которых те или иные события пути окажутся невыносимо сложны, и стоит заранее продумать возможные способы помощи им.
7. Готовясь к путешествию вместе с детьми, очень важно предупредить их, что новыми могут оказаться не только ответы на проблемные вопросы, которые зададут себе взрослые и дети; новыми могут стать те или иные черты личности, проявившиеся в друге или в себе самом.
8. Мы не верим в путешествие, в котором не возникает сопровождающая его мелодия - это может быть песня, это может быть танец, но это должна быть мелодичная основа, на которую смогут нанизываться впечатления. Также мы не верим в путешествие, из которого не хочется привезти что-то для школы. Лично мы - всюду покупаем картины для нашей школьной картинной галереи.
9. И последнее. Взрослые, строя путешествие для детей, не должны забывать о том, что увлечь чем-либо может только заинтересованный взрослый. Именно поэтому, выстраивая образовательный маршрут, мы думаем и о том, чтобы на нем встретились открытия и для нас самих, потому что одно из важнейших открытий, которое могут сделать дети в таком путешествии - это открытие в себе умения переживать радость от увиденного (услышанного, унюханного, ущупанного и т.д.)
Думается, что именно в этом и заключается смысл эффективного путешествия - во взаимном эмоциональном переживании взрослых и друзей под мелодию, навеянную литературным образом, обогащенную ощущениями реальности, которая не разбивается на отдельные фрагменты, а предстает перед ребенком в виде мира, полного чудес и приключений.