Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Гурина О. Значимость архитектуры школы для хода и результатов образования


материалы Конференции по школьному дизайну, 2004 год
Принцип архитектурных построек универсален для разных по своему назначению зданий - прямая линия и угол 90 градусов. Естественно, что такая школьная среда «жестокая», невариативная. Она «навязывает свою логику» тем детям, которые впервые пришли в школу и которые ещё обособлены друг от друга. В таких условиях дети утрачивают свою самобытность и индивидуальность. Подобная среда не позволяет преобразовывать саму себя, а требует лишь подчинения и приспособления к ней.

Не попробовать ли по-другому?
1. Метаморфозы архитектуры
 
С развитием человечества архитектура как человеческая практика проходит путь от созданий утилитарных обиталищ (пещеры, шалаша), через появление хижин как наиболее сложных конструктивных произведений с их пафосом пользы и прочности, - к искусству. Это становится возможным с момента появления третьей составляющей этой практики, наряду с «пользой» и «прочностью» - красотой.
 
С этого момента в архитектуре воплощается мировоззрение, идеология и стремление к мифотворчеству. В постройке возникает информационное начало - главное свойство архитектуры. Древний Рим «предложил» понимание архитектуры как воплощение триады требований - пользы, прочности и красоты.
 
При этом архитектурное произведение оставалось цельным средовым объектом, где красоте уделялось внимание едва ли не больше, чем пользе утилитарной. В понятия - красота и польза - вкладывалось гораздо больше смысла, чем принято считать в наше время. Красота тесно смыкалась с пользой, пользой для физического, душевного и духовного здоровья.
 
Конструктивизм первой половины 20 века с его тягой к индустриализации и, наконец сама индустриализация строительства начинают вытеснять из строительного процесса само архитектурное художество как продукт творческого сверхчувственного опыта.
 
Лозунг французского архитектора Ле Корбюзье «Дом - машина для жилья» превращает то, что было произведением искусства и вместилищем души автора, в структурную, упрощенную, примитивную строительную продукцию. Наступает эра механического подхода к организации среды обитания. Глубинные противоречия техногенной цивилизации - создание машин для производства еще более совершенных машин, переносятся и на архитектуру.
 
Возникает поколение архитектурных произведений, ориентированных на оптимизацию жизнедеятельности как производственного процесса. Порождая, при этом агрессивную среду по отношению к человеку; среду гомогенную, скучную и однообразную, вызывающую у человека состояние информационного голода, отвращения к жизни, агрессивности к окружающим.
 
2. Семиотика пространства
 
Ю.М. Лотман указывает: «Погруженный в культурное пространство человек неизбежно создает вокруг себя организованную пространственную сферу. Сфера эта, с одной стороны, включает в себя идейные представления, а сдругой - воссоздающую деятельность человека, т.к. мир, искусственно создаваемый людьми агрокультурный, архитектурный и технический - коррелирует с их семиотическими моделями. Связь здесь взаимная: с одной стороны, архитектурные сооружения копируют пространственный образ универсума, а с другой, этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком миром культурных сооружений.
 
Отношения человека и пространственного образа мира не однонаправлены. С одной стороны, образ этот создается человеком, а с другой - он активно формирует погруженного в него человека.
 
Таким образом, в данной цитате указывается существеннейшее влияние культурно оформленного физического пространства на семиотические модели и, таким образом, на создание человека. И наоборот.
 
Понятно, что если в жизни у человека отсутствует возможность активно осваивать и присваивать культурные коды, упакованные в семиотически оформленном физическом пространстве, его картина мира и само сознание имеет искаженный характер относительно того пространства в котором он живет. С другой стороны, консервативная семиотика пространства (например, архитектура традиционной школы) может навязывать свои смыслы новому поколению, лишая его тем самым, возможности к саморазвитию.
 
3. Архитектура и архитектоника школы
 
Именно об этом писал французский педагог С.Френе: «Она (т.е. архитектура класса) не отвечает требованиям школы. Она исключает всякую работу, кроме письма и пассивного восприятия слов учителя, всякое сотрудничество между учениками и между классом и учителем…»
 
Одним из центральных тезисов концепции этого же автора является утверждение о том, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменения организационных форм учебного процесса и методов учебной работы. С.Френе писал, что необходимо создавать систему особых пространств («детские заповедники» как синтез естественной и искусственной среды, учебные классы, обеспечивающие возможность непосредственных контактов детей и взрослых и т.д.) и широко использовать «новые материальные средства обучения и воспитания». А вместе стем архитектура современного школьного здания построена, в основном по принципам промышленных (индустриальных) сооружений. Школа мало чем отличается от солдатских казарм или производственных зданий - те же прямые коридоры, прямоугольные безликие классы и т.д.
 
Принцип архитектурных построек универсален для разных по своему назначению зданий - прямая линия и угол 90 градусов. Естественно, что такая школьная среда «жестокая», невариативная. Она «навязывает свою логику» в первую очередь тем детям, которые впервые пришли в школу и которые представляют собой еще не оформленную, обособленную друг от друга, группу. В таких условиях дети быстро теряют свою собственную самобытность и индивидуальность.
 
Такая среда не позволяет преобразовывать саму себя, а требует лишь подчинения и приспособления к ней.
 
4. Требования к пространству школы
 
Тем не менее, существует тенденция, которая характеризует особенности современной отечественной педагогики - создание психолого-педагогических условий, в которых возможно разворачивание фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. При этом умение не только осваивать, но и самостоятельно конструировать пространство среды становится одной из наиболее актуальных и значимых отличительных характеристик субъектности. Только при условии самостоятельного проектирования мира, в котором человек и начинает жить, можно говорить о его реальной субъектности. Следовательно, активная жизнь характеризуется выстраиванием все новых и новых пространств и их осознанной сменой.
 
Перед нами класс начальной школы; он построен по принципу таинственности, волшебности - в нём пять углов, одна стена круглая. Все это приглашает зайти и посмотреть: «А что там…» В плане он, (класс), напоминает квадрат с вырезанным по кругу углом. В нем стоит школьная мебель, за ней сидят ученики, только парты стоят не одна за другой, да и ученики не сидят «затылок в затылок», а группами по пять - шесть человек. Идёт урок. В классе создана атмосфера творчества, эмпатии, где каждый слышит другого и имеет свое мнение, а отношения строятся на доверии, открытости и взаимопонимании. Учитель задал тон группового сотрудничества, личного отношения ко всему происходящему.
 
Мы фиксируем, что дети легко осваивают новые архитектурные формы, соответствующие детской картине мира (таинственность - волшебность - познаваемость - созидаемость), для них это дополнительная возможность продуктивного взаимодействия друг с другом.
 
Измененная архитектура школы, базирующаяся на применении культурно - исторического опыта поколений и учитывающая психологические особенности детей младшего школьного возраста (арочные переходы, камерные и большие пространства, причудливая лестница, таинственные уголки и т.д.) позитивно воздействует на образовательные процессы и жизнедеятельность детей и взрослых и является дополнительным фактором развития.
 
 

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c2/192
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/192
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?