Равенство в договоре определяется добровольным стремлением людей к согласию и сотрудничеству, что, возможно, потребует от них добровольного отказа от тех притязаний, которые входят в неразрешимое противоречие с их же собственными желаниями.
Договор – это всегда выбор, как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и на ограничении других (расширении позиции и ограничении амбиций).
Это происходит при условии:
· если для педагога и ребенка договор является возможностью объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;
· что оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;
· если между ними существуют доверительные и открытые отношения;
· если они готовы к совместному исследованию проблемы;
· если сложенных воедино совместных сил ребенка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).
Отношение ребенка к самому себе как к субъекту собственной проблемы, субъекту права на ее разрешение и является главным условием, при котором возможно установление различных видов договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотрудничество».
Договор на условиях ребенка
На этапе согласования целей и интересов взрослого и ребенка, педагог ведет диалог с ребенком, ориентируясь, прежде всего, на то, чтобы выявить ожидания ребенка относительно совместных действий. Задача педагога состоит в том, чтобы закрепить это желание, развить его, еще раз подтвердить, что он заинтересован в разрешении проблемы ребенка. На этом этапе должны быть выбраны и согласованы конкретные, реальные цели, которые должны быть по силам договаривающимся сторонам.
На этапе совместного проектирования программы деятельности по согласованным целям педагог, в первую очередь, предоставляет ребенку находить и предлагать варианты выхода из проблемы. Он корректирует ситуации, при которых ребенок привычно начинает высказывать неверие в то, что проблема может быть разрешена, и стимулирует любую попытку выйти на конструктивные предложения со стороны ребенка. Педагог, находясь в диалоге с ребенком, с одной стороны, имеет возможность исследовать представления ребенка о том, какие пути разрешения проблемы он видит, а с другой – привлекает его к анализу эффективности\неэффективности того или иного варианта, при необходимости, но очень осторожно, ставя под сомнение оценки и высказывания ребенка. В завершении сам ребенок указывает тот вариант, который ему кажется приемлемым.
На этапе согласования норм взаимодействия и условий выполнения принятого плана, педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, КТО и КАК должен действовать, чтобы его проблема была действительно разрешена. Педагог может уточнять, ставить под сомнение условия, выдвинутые ребенком, но он их НЕ ДОЛЖЕН ОСПАРИВАТЬ, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.
Так, впервые, ребенок получает возможность УЧИТЬ педагога. А педагог впервые может опираться на самостоятельность и опыт ребенка.
Договор на условиях педагога
Данная форма договора выбирается тогда, когда ребенок затрудняется в самостоятельном выборе варианта. Он пока не готов к самостоятельным действиям по выдвижению и выбору условий. Педагог выступает в роли предлагающего варианты, но не настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему.
Он как бы все время запрашивает совет ребенка, относительно каждого варианта: «Не знаю, какой из вариантов лучше. Что ты думаешь по этому поводу? Выбор, в конечном счете, будет только за тобой ». Также педагог поступает и на этапе согласования норм взаимодействия и осуществления планов.
По-существу, данная форма договора раскрывает перед ребенком различные возможности в решении его проблемы, которые он не видел. Но предлагаемые педагогом условия должны быть понятны ребенку, принимаемы им, а самое главное – ребенок должен быть успешен в их претворении. Таким образом, ребенок как бы заранее «примеривает на себя» то, что ему предлагается и выбирает то, что ему кажется необходимым или более приемлемым.
Ребенок приобретает уверенность в себе, которая стимулирует его желание разрешать собственные проблемы. А для этого ребенку необходимо стать решительным, чтобы выбрать, а затем решительным, чтобы успешно воплотить. На это и направлены, в первую очередь, выдвигаемые педагогом условия.
В этом договоре ребенок учится у педагога конструировать варианты, но при этом обучает педагога относиться к себе как к человеку, свободно принимающему или отвергающему чужие предложения. А по существу, ребенок и учит и обучается одновременно.
Договор-компромисс
Он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны, которая как бы вела в договоре). Ребенок, получив опыт совместного взаимодействия по разрешению проблемы, и удостоверившись, что он может быть успешным, относится к новым договорным обязательствам уже более спокойно и уверенно. Поскольку педагог стимулирует его активность, то ребенок сам начинает движение по соотнесению целей и интересов, условий и обязательств – своих и педагога.
На этапе согласования целей и интересов, как правило, никаких трений между педагогом и ребенком не должно возникать: оба хотят, чтобы проблема была разрешена. Однако на втором этапе – согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, поскольку ребенок предлагает варианты деятельности для других, т.е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя».
Педагог критикует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно без взрослого сделать. Таким образом, перед ребенком возникает проблема выбора: или он должен согласиться с вариантом педагога, но это означает, что ребенок сам активно подключается к деятельности; или отказаться, но при этом остаться с неразрешенной проблемой. Поскольку ни одно из этих решений ребенка не устраивает, он будет искать для себя приемлемый выход. Педагог, понимая это, помогает ребенку осваивать культуру компромисса, заключая с ребенком договор в тех пределах, в которых сам ребенок может учитывать интересы педагога (интересы Другого).
Через договор-компромисс педагог содействует разрешению проблемы ребенка, но главное – он предоставляет ребенку возможность развивать способности восприятия как другого человека, так и себя как его партнера. Ребенок учится и привыкает быть для Другого равным в праве и равным в ответственности.
Договор-сотрудничество
Характеризуется тем, что ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на риск взять полную ответственность за ее разрешение и за то, что может последовать. Он готов предпринять, а возможно уже и предпринимает в этом направлении самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако, его попытки не приводят к желаемым результатам.
Причины этого могут быть самые разные, но все они лежат в диапазоне «НЕ МОГУ» ребенка (не может проанализировать проблему в целом, поскольку видит только ее часть, у него не хватает каких-то конкретных знаний и умений, т.е. проблема объективно превышает наличные МОГУ ребенка).
В этом случае педагог, исследует ситуацию через диагностику, которую представляют собой все описанные выше формы «образовательного договора». И убедившись, что ребенок действительно оказался на пределе своих возможностей, активно включается в эту проблему, действуя в ней как равноправный субъект с равноправным субъектом, в зоне складывания своих индивидуальных усилий в одно общее, необходимое и ребенку, и педагогу дело.
Заинтересованность в такого вида ДЕЛЕ у ребенка и педагога объективно разные. Ребенок решает свою реальную, жизненную проблему, преобразуя с помощью педагога имеющуюся ситуацию. А педагог решает личностно-профессиональную проблему. Личностную – доверительные, добрые, открытые, поддерживающие ребенка отношения. А профессиональную – создает условия для выращивания ребенком «из самого себя» субъекта собственной жизнедеятельности – человека, которого не только все учат, но и который способен обучать себя и других.
Наталья МИХАЙЛОВА, Семен ЮСФИН