Информация об авторе: Андрей Русаков
Русаков Андрей Сергеевич – журналист газеты «Первое сентября», участник проекта Сетевых исследовательских лабораторий, автор книг «Школа после эпохи перемен» и «Эпоха великих открытий в школе 90-х годов».
Андрей Русаков
Школа перед эпохой перемен. Образование и образы будущего
Предисловие
Глава 1. Что изменилось в школе за тридцать лет?
Где учатся хорошие ученики?Глава 2. Силы будущего в настоящем. Тенденции и возможности
Тающий айсберг «обычной» школы
Перемены, которых нет
Но как вообще возможны педагогические реформы?
Тенденции
Основы позитивных перемен
Как «работает» педагогическое открытие
Ресурсы открытий и ресурсы открытости
Рядом со школой. Выбор сегодняшнего дня
Образование и образы будущего
Глава 3. Образование и устойчивое развитие
Глава 4. Четыре шага к свободоспособности
Для самых слабых и самых сильных
Тактика защиты и тактика помощи
Общественное зеркало двух первых тактик поддержки
Тактики содействия и взаимодействия
Общественное зеркало тактик содействия и взаимодействия
Глава 5. Когда белые вороны оказываются белыми оленями,
или Детский сад – Основа национальной культуры
Главный педагогический путешественник
Страна и книга
Девять ночлегов с воином, шаманом и кузнецом
Город, который построит Мир
Детский сад: эвенкийская революция
Лучшее место встречи
Мало людей – а ощущаешь Народ
Эхо Полярного года
Глава 6. Хватит бороться с коррупцией
Глава 7. Дети в супермаркете,
или Предметы, смыслы и темп времени
О праздниках нового типа
Летучие университеты ТиВи
Не в том ли проблемы подростков, что мир взрослых людей – подростковый?
Первое философское отступление. «Западнизм» в русском исполнении.
Предметы волшебных событий
Второе философское отступление. В противоборстве с «шоком будущего»
Темпы времени в педагогическом рассмотрении
Главная отрасль культуры
Об искусственном воссоздании естественной среды
Глава 8. Социализация: о двух прочтениях одного слова
Синонимы или антонимы?Глава 9. Конформизм и экстремизм – собратья, а не антиподы,
Ученическая сторона. Пространство становления личности или школа приспособленцев?
О детях и взрослых вместе. «Со-бытийная общность» Виктора Слободчикова
Учительская сторона дела. «Социальные атомы» или представители культурных сообществ?
или Почему так важно учить каждого при помощи всех
Глава 10. Преемственность и благородство
Две цитаты по двум поводам, праздничному и печальномуГлава 11. Где искать систему образования?
Преемственность как состояние школьника
Почва преемственности. Взрослые и дети
Преемственность как состояние взрослых
Сюжет 1. Дошкольные встречиГлава 12. Элементарные основы педагогики,
Сюжет 2. Математические наблюдения
Сюжет 3. Так ли это необычно? Эхо большой науки
Сюжет 4. Выбор стиля
или Образование и революция
Два идеала методической простоты
Два идеала грамотности. Грамотность как технический навык
Два идеала грамотности. Грамотность как основа взаимопонимания
Две модели социальной мобильности