Евгений Медреш
Тезисы о школе. Тезисы о Корчаке
Тезисы о школе
Школа - это часть жизни, со всех сторон окруженная указаниями, как именно надо жить. В каком порядке, и с какими правильными ответами. Расписания, правила и стандарты. Календарные и поурочные планы жизни...
Жизни в стиле подготовки к контрольной.
О школе любят много писать, но не любят много читать. Потому что всем
от школы нужно разное. Поэтому - тезисы.
- Школа - единственный общеобязательный социальный институт. Только через школу с необходимостью проходят абсолютно все. Какова школа - такова и жизнь. Впрочем, верно и обратное утверждение.
- Основной учебный план школы: образование гражданского общества. Казарменному обществу школа не нужна. Казарменному обществу достаточно полноценного детского сада.
- Образование - это не то, что произносится, образование - это то, что моделируется в отношениях и деятельности. Когда люди, непосредственно составляющие школу, несвободны и несамостоятельны в ней - учебный план школы по отношению к обществу провален.
- Образование осуществляется в отношениях и взаимодействии в пространстве школы. А это означает, что свободного, ответственного и любопытного человека может воспитать только свободная, ответственная и любопытная школа. И только свободный, ответственный и любопытный учитель.
- Содержание образования намного глубже и деликатнее, чем содержание нормативных инструкций. Ученик в школе не просто заучивает предписанную ему информацию по перечню академических дисциплин - он проживает в школе важнейшую часть своей жизни, время формирования личности. Ученик впитывает в себя стиль и принципы отношений, способы взаимодействия, ценности, на которых построена школа.
- Образование - это не набор бесспорных мыслей и сведений, утвержденных министерством. Образование - это создание образа самого или самой себя. Создание своего собственного способа мышления и стиля жизни.
- Ничто так явно не конфликтует со смыслом слова «образование», как слово «стандартизация». Создание уникального живого человеческого образа существенно отличается от штамповки стандартного образца.
- Послушная указаниям стандартизованная школа - зависима и инфантильна. Просит денег, ждет приказов и ходит строем. Часто насилуется - и насилует. Лукавит, чтобы не ругали... Такая школа способна создать только деформированное, несамостоятельное и безответственное будущее.
- Пораженное стандартами образование перестает быть собой. Перестает быть развитием и творчеством. Утрачивает уникальность живого феномена... Оно становится процедурой измерения, оценивания и взвешивания. Процедурой фасовки и сортировки...
- Указания, инструкции и прочее единообразие, спускаемое сверху административным конвейером, неестественно и вредоносно для школы. Это ей окончательно пробивает голову, лишает ее остатков самостоятельности. Чтобы школа была живой, она должна расти снизу вверх, как дерево.
- Школа не заканчивает образование человека - школа его только начинает. Задача школы не в том, чтобы накормить ученика до пресыщения, а в том, чтобы выпустить его с развитым чувством вкуса, любопытства и аппетита.
- В неподвижной и невкусной школе образование не усваивается. И лишь тяжким грузом лежит на душе и в желудке.
- Что-то важное теряется, когда учителя и ученики точно знают, кого и в каком порядке они встретят сегодня на уроках. О чем будут говорить, чему будут удивляться и радоваться, согласно плану... Хотя тут есть и свои плюсы: ничто так не учит ценить внеплановую человечность и свободу, как школа.
- Интересное начинается только после прощания с бесспорно известным.
- Учитель не должен зависеть от учебной программы - это программа зависит от учителя. Любой голос хорош, кроме фальшивого. Учебный процесс можно спеть только своим собственным голосом.
- Никому в современном мире не нужен учитель, как источник сведений и знаний. Всем нужен учитель, как проводник, консультант, собеседник, посредник между знаниями и учеником.
- Учитель и ученик никогда не равны - но всегда равноправны. И если учитель ничему не учится у ученика - он утрачивает способность его учить.
- Ученику не нужна навязанная, чужая идеальность. Ученику нужна своя собственная уникальность.
- Чем больше в школе уважаются личные потребности учеников и учителей - тем больше в ней возможно таинство образования.
- Избыток правил свободного поведения делает человека несвободным, а обилие норм счастливой жизни - несчастным.
- Требование «правильно понимать» - это в действительности требование слушаться и соглашаться.
- Когда учитель хочет расстаться с учеником - ему нужны его ответы. Когда учитель хочет встретиться с учеником - ему нужны его вопросы.
- Невежество - это не отсутствие знаний. Невежество - это отсутствие интереса.
- Образование совершается, будучи согретым любопытством и интересом, влечением и уважением человека к человеку. Руководствуясь стратегией цветка под асфальтом. Совершается не замершими в стандартном оцепенении людьми, и в не окончательно стандартных местах.
- Отношения учителя и ученика - на редкость живучая субстанция. Люди всегда могут встретить и присвоить себе свое образование. Если хотят.
Тезисы о Корчаке
Януш Корчак был хорошим воспитателем. Поэтому вопросы он ценил больше, чем ответы... И его книга «Как любить детей» действительно волшебна,если ее воспринимать именно как вопрос - а некак некоторое количество ответов...Тем более, что каждый из этих ответов настолько спорный, что все равно в итоге легко сойдет за вопрос.
Так как же любить детей?..Удивительно богатыйвопрос,со всем возможным разнообразием его вариаций и аранжировок, с уникальными увертюрами и дополнениями к нему... Будь у меня какой-нибудь секретный тайник со временем,а также внезапно открывшаяся усидчивость, я бы написал продолжение этого великого произведения Корчака.
Для начала это мог бы быть примерно такой семитомник:
- Как любить детей, несмотря на то, что они вам не принадлежат.
- Как любить детей, которые уверены, что вы им принадлежите.
- Как любить детей, когда вы уже сильно разлюбили их папу (маму).
- Как любить детей, которые никогда не достигнут уровня безупречного идеала и совершенства соседского вундеркинда Артурчика.
- Как любить детей, которых бабушка и дедушка любят так, как никогда не любили вас самих.
- Как любить детей, когда у вас неприятности на работе и в политической жизни.
- Как любить детей, которые не любят вашу любимую математику (физику, историю, Тургенева, Вивальди, UriahHeep, футбол...)