Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Маслова Ю. Шелковый путь педагогики


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2000-2001 г., № 1
Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе "своих", в свободе, в возможности ощутить себя взрослым и сильным.
О том, к чему в результате этих поисков пришли организаторы палаточного городка Пространственного клуба "Танаис" (г.Ростов), читайте в этой статье.
Содержание:
  1. Шелковый путь педагогики
  2. Стоянка детства
  3. Часть больше целого
  4. Дрессировщики крылатых черепах
  5. Шляпалета

Юлия МАСЛОВА
корреспондент Агентства образовательного сотрудничества, выпускница Ростовского педагогического института, воспитанница клуба ЭТО

Татьяна Викторовна Бабушкина
преподаватель ростовского педагогического института, многолетний руководитель разновозрастного клуба ЭТО (Эстетика-Творчество-Общение), герой книги Л.Жуховицкого.

Шелковый путь педагогики

Стоянка детства

Танаис сегодня - археологический музей заповедник. В его каменных развалинах, под сенью августовских яблонь, десятое лето существует палаточный городок Пространственного клуба "Танаис". Еще в семидесятых годах родители клубовцев, называвшие свое сообщество ЭТО - "Эстетика, Творчество, Общение" - разбили здесь первую Стоянку Детства, за двадцать пять лет разросшуюся до Города Путешественников. Иногда здесь находят греческие монеты, обломки амфор, но чаще - друг друга.

"Путешественник - говорит ТиВи, Татьяна Викторовна Бабушкина, руководитель клуба, - человек рисующий. Он движется, впитывая в себя все оттенки пейзажа, и при встрече с долгожданным рождается великолепный рисунок. Встречаясь, близкие люди осознают, что их единомыслие и созвучие на расстоянии не призрачное. В их встречах начинает звучать потребность обмена устойчивым, удержания традиции."

Ребенок, почти любой, - приверженец традиции гнезд. Родители везут сюда своих детей как птенцов-выкормышей и растут вместе с ними в унисон, без возраста. Символом городка мы выбрали Башмачки - детские и взрослые, сказочные и деловитые, но главное - устремленные в очередное гостевание.

К этовцам приезжали друзья из Москвы, Донецка, Краснодона, Екатеринбурга, дети из загорского дома слепоглухонемых. Недавно установились связи с клубовцами из Десногорска, студентами из Балабаново. Для поддержки клуба возник в Новороссийске фонд "Вдохновение". А прошлым летом танаисская Поляна Смыслов собирала педагогов Ростова, Таганрога и Москвы.

Такому гостеприимству есть вполне историческое благословение. Танаис - одна из точек древнего Шелкового пути, а значит, и место пересечения различных культурных традиций. Это то самое пространственное поле, где взрослым и детям, танаитам, возможно жить родственно, но без ограничений, налагаемых узами кровной семейственности. Часто бывает, что детям трудно в их собственных семьях, потому что родителей не выбирают. В Танаисе семьи складываются иначе - взрослые и полу-взрослые разбираются исключительно по детским симпатиям. (Не удивительно, если ваш собственный ребенок вдруг захотел побыть не вашим, но если вы остались невостребованным родителем, это повод для основательной рефлексии.)

Дети в Танаисе ненадолго, но отвыкают от привычной беспризорности, им не приходится отвоевывать у взрослых кусочки внимания. Сами предлагают.

Один мальчик признался мне: "Здорово, что здесь старшие к детям не лезут, и дедовщины нет".

Так и сказал. Неясно, о какой именно дедовщине наслышан мальчик в свои шесть с половиной. Быть может, ему видится обжившийся в лагере старичок, который в приступах буйства время от времени разгоняет своей клюкой ребятню по палаткам. В любом случае, ни с детским, ни с взрослым самодурством в Танаисе я не сталкивалась. Хотя были и осознающие свою юбилейную исключительность дети. Они - ровесники лагеря, и в нем с первого года рождения. Атмосфера сегодняшнего Танаиса создана их родителями - этовцами. У костра еще поют устаревшие бардовские песни, читают "Маленького Принца", придумывают созвездия.

Уже нажитая аура Любви, Творчества и Откровения включает в себя тех, кто еще за ее пределами, но желал бы стать ближе. Таких много, и не много. Приходят в городок, дивятся - хорошо у вас. Но остаются не все. Сэкономить, недодать любви дело обычное, хозяйское. А вот отдать, и сполна...

Часть больше целого

От Татьяны Викторовны я слышала фразу, которую не сразу, но поняла. "В любви часть всегда больше целого". Так, повседневные бытовые мелочи оказываются не фоном панорамы, а теми деталями, которые и являют основную мысль и чувство творения.

В Танаисе никто не в праве насильно уложить ребенка спать или накормить его противной кашей. Не хочет - не ест. И это не вседозволенность. Можно и нужно доверять детям главное - осуществлять свободу выбора. Но наша забота, чтобы ребенок имел возможность разглядеть в мире лучшее, тогда он сам захочет участвовать в этом лучшем.

Правда, организовать это лучшее в пестрой, разновозрастной среде дело не простое. Даже в танаисском музее ребенку скучно, если экскурсовод монотонно начитывает лекцию для взрослых.

Мифы древней Греции оживут для детей тогда, когда с их участием будет придумана как минимум сказка-театрализация. С костюмами, декорациями и подвижным сюжетом - в прямом смысле этого слова.

Или вот - ситуация у яблони. Девочки - сидят себе под деревом, кукол шьют, с цветами возятся, рисуют, наконец. А вокруг яблони - в зоне пешеходной досягаемости - речка с камышами, раскопки с зияющими колодцами, в общем, все то, от чего настоящего пацана и за уши не оттащишь. Пока он сам пару раз не слазает в приглянувшиеся ему ямы, бесполезно заинтересовывать его чем-то иным. Тем более запретить. А когда можно? Ведь можно в принципе... Да, но только с полу-взрослыми, т.е. со студентами. Их дети еще не воспринимают как людей "по ту сторону" и принимают в свои игры. Так вот, эти самые полу-взрослые только и делают, что играют во все ими полу-забытое и ходят на речку по десять раз на день. Иногда жалуются.

Взрослый в лагере вообще сущность отдающая, можно даже сказать - жертвенная. Как-то я наблюдала удивленный взгляд туриста, к которому подбежал мальчик и, взахлеб объяснив, что очень спешит, попросил вымыть его тарелку. Турист так и остался стоять с грязной посудой в руках. Разумеется, гости не обязаны следовать родственным традициям. Я сама пару дней была в лагере "туристом", но вскоре захотелось большего. Выключенность из общей жизни стала невыносимой, и я обзавелась "семьей", став именоваться просто тетей.

Дрессировщики крылатых черепах

Для детей творчество - каждодневное занятие, только мы не всегда обращаем на это внимание.

- А давайте писать письма на этом! - кричит мальчик, держа в руках корки только что съеденного арбуза.
- Нет, я из них склею крокодила!
- Ладно, поделите пополам. Крокодил будет разносить по лагерю арбузные письма.

Так начинался день молчания. Общались жестами и посланиями. Вовсю работала голубиная, собачья почта, а также обычный почтамт. Но вторая половина дня молчаливой не вышла. В глиняной мастерской уже после десяти минут лепки эмоции перехлестывают все барьеры. За это время дети, обычно, успевают сотворить свои шедевры, и тогда начинается шумное коллективное творчество. Черепахе добавляются крылья, кружке - третья ручка. Однажды мне было очень неудобно за собственное зрение, когда в представленном мне изделии я не опознала обсерваторию. Почему взрослые, попадая в мастерскую, прямиком направляются к гончарному кругу или лепят сосуд в готовой форме? Наверное, боятся, что обсерватория не выйдет. А дети не боятся.

Творчества хочется всегда и, конечно, в Танаисе им не занимаются по расписанию. Но есть и традиционно запланированные праздники. Это Цирк и Базар.

С фантазией у детей все в порядке - каждый видит себя неким сказочным животным или героическим персонажем. Правило в Цирке одно - участвуют все. Не желающие перевоплощаться хотя бы фонарики держат, но на сцене. В представлении высвечиваются все детские и не детские амбиции. Иногда самый скромный из малышей вдруг хочет быть дрессировщиком, и непременно тигров. Неизменной любовью у детей пользуются: фокусник, лошадь, гусеница. Почетом пользуется должность уборщицы. Быть трансформером или черепашкой-ниндзя пока никто не изъявил желания.

Базар - зрелище сравнимое разве что с хлебом. К Базару готовятся все и заранее. Здесь за драхмы (отксеренная греческая валюта) можно купить и продать авторские лепные вещи, оставшееся печенье, макаронные бусы... Можно быть слоном и катать желающих - бесплатно. Можно перекрыть дорогу к особо важному объекту, и устроить таможню, похитить собаку, и требовать выкуп... В этот день взрослых особенно волнует их "бесправие". Запретить нельзя даже рэкет. Базар может стать щедрым, южным, а может превзойти все наши финансовые стереотипы. Дети сегодня очень разборчивы и знают цену всему. Но родственные связи, видимо, все же играют свою и не последнюю роль. Кто станет торговаться с мамой за браслет из шиповника?

Шляпалета

Неизвестно что это такое. Причудливый образ, летняя солома, каприз Татьяны Викторовны, которая, кстати говоря, никогда, даже зимой, не носит головных уборов.

В лагере все бредят шляпами. Вечером кепки, береты, панамы и огромный черный цилиндр вывешиваются на деревьях и палатках. Утром шляпы разбираются, и не всегда хозяину достается его собственная. Шляпами меняются, их дарят, теряют, находят. Шляпы лепятся из глины, в виде чашек, для шляпного чаепития. И к концу лагеря появляется ощущение одной широкополой шляпы, вызревшей в плод совместного проживания. Как оберег накрыла она взрослых и детей, выросших под одним солнцем.

Это даже не комфорт. Есть вещи жизненно необходимые. Сущностная вместимость человека сродни обычному сосуду. Что толку наполнять треснувшую чашку или необожженный кувшин? Нужно общаться с ребенком, а не с его трещинами и неудачами. Пусть он знает, что он хороший, что его любят. Звучит банально? Да, если слышать отзвук. Можно "воспитывать" ребенка, исходя из оценочных соображений - сделал неладно, значит сам неладный. Такими ярлыками утыкан взрослый мир. Ими легче всего разрушить детскую еще не самость, но уже целостность. Только почувствовав признание, внутренний уют и защищенность можно осознать себя и искренне раскрыться для внешнего.

- Хочется уберечь детей от окружающего давления, - говорит Татьяна Викторовна, - создать поле безопасности, в котором возможно развитие. В этом году в лагере появились больные дети. Многие болезни социального характера, граничат с неврозами и более страшными вещами. Среди остальных такие дети незаметны, но, вглядевшись, поймешь, что это "черепашата". В момент, когда ты теряешь их из виду, появляется чувство тревоги и желание быть рядом. Они - беззащитная защищенность, и идти к ним можно лишь через терпение и ласку.

Никто в лагере специально не искал себе трудных ребят. С ними вариативность ситуаций может приобретать вовсе не игровой характер. Но никто не взял на себя ответственность отказаться от попытки достучаться в закрытый мир "черепашат" уже пришедших в лагерь. Решили идти вместе, попутно вспомнив и педагогически преобразив, древнегреческую традицию. Некогда подошвы танаитов отпечатывались так: одна именем, а другая приглашением: "Иди за мной". Сегодня башмачки взрослых Танаиса, кроме имени, оставляют иной отпечаток: "Иду за тобой". Из всех путей к детям этот не самый короткий и, пожалуй, даже бесконечный. На то он и шелковый.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/108
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/108
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?