Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Тубельский А. ШКОЛА БУДУЩЕГО, ПОСТРОЕННАЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ


Рукопись книги, подготовленной к печати в издательстве «Первое сентября». Список использованных при подготовке публикаций и материалов см. в конце книги в разделе «Библиография».
Четверть века тому назад А.Н.Тубельского пригласили на работу директором в 734 школу на 15-й парковой улице в Измайлово, окраинном районе Москвы. И вскоре эта школа (добавившая к своему названию слова «Школа самоопределения») стала одной из самых знаменитых российских школ, события в которой обсуждали от Якутии до Кубани, о переменах в которой спорили (и продолжают спорить) по всей стране.
При этом школа Тубельского не превратилась ни в лицей, ни в гимназию; в эту школу не отбирали детей (а часто, наоборот, с готовностью принимали тех, от кого отказывались в школах других). Задача Тубельского и его коллег-учителей была другой: понять, какой может быть по-настоящему достойная современная школа для самых разных ребят: детей и интеллигентов, и рабочих, и рыночных торговцев; общая школа и для будущих профессоров, и для будущих сантехников или шофёров.
Эта задача звучит очень не современно, но признав её, педагогам (причём с помощью собственных учеников) потребовалось переосмысливать практически все стороны школьной жизни, найти такие решения, которые преобразили и её цели, и дух, и характер.
Эту книгу Александр Наумович не успел подготовить, но её удалось собрать из его статей, заметок, выступлений, тезисов.
Книгу в 2012 году планирует выпустить в свет издательство «Первое сентября».
Александр Тубельский

Школа будущего, построенная вместе с детьми


Составитель: Андрей Русаков

Оглавление

Предисловие от редактора. Андрей Русаков
Об авторе этой книги. Предисловие от учителя. Ольга Леонтьева
Право в косую линейку. Вступление от автора

Часть I. СМЫСЛ ШКОЛЫ

Глава 1. Ребёнок приходит в мир, чтобы осуществить своё предназначение
О личном содержании образования
Главная проблема школы
Не учёт особенностей, а развитие индивидуальности
«Иметь или быть?» в школьном измерении
Заповедь Гекльберри Финна


Глава 2. Два берега образования
На каком берегу будущее?
Эмиль ХХI века
Учителю надо уметь ответить на те вопросы, на которые не может ответить интернет
«Усвоить, что положено». Во всем мире школы, работающие по этому принципу, находятся в кризисе



Часть II. ШКОЛА И УЧЕНИКИ

Глава 1. Надо дать детям не видимость свободы, а ясно видимую свободу в образовании.
Школа самоопределения. Первые шаги
В ситуациях выбора и ответственности


Глава 2. Уклад школьной жизни или Скрытое содержание образования
Неуловимость самого очевидного
Измерения школьного уклада: инварианты и особенности
Образ жизни как предмет рассмотрения


Глава 3. Пространственная организация образования или Чем заменить линейное планирование
Человеку нужно не меньше трёх измерений
Учебное пространство
Пространство физической культуры
Художественно-творческое пространство
Игровое пространство
Педагогика праздника и пространство ключевых дел школы
Правовое пространство
Пространство труда и социальной практики
«Самолётик» с курсом на «ребёнкоцентризм», или Школа, открытая с утра до вечер
а

Глава 4. Образовательные ситуации или Секреты учебного пространства
Элементарные основы педагогики
Игры по разным правилам
Погружения, проекты, студии… И другие методики будущего


Глава 5. Ученик – субъект своего образования, или Школа по программе ученика
Мир, представленный через деятельность
Самооценивание и качественная оценка
От трёх до восемнадцати


Глава 6. Универсальные умения или Компетентностный подход, подчинённый развитию личности
Нужна ли образованию компетентностная основа?
Между универсальным и индивидуальным
Обстановка выращивания универсальных умений
Тезисы об универсальных умениях
Без личного участия учителя невозможны никакие перемены


Глава 7. …И здесь, к сожалению, нет середины или Заметки о воспитании
Кто отвечает: семья или школа?
Живое и фальшивое в воспитании
Классный наставник нового века    
Наука детского коллектива от Олега Газмана
Сначала права – потом ответственность



Часть III. ШКОЛА И УЧИТЕЛЯ

Глава 1. Учитель, который работает не так
Как становятся учителями
Поиск нового. Воодушевление и терпение
Создание иной структуры педагогического коллектива
Почему и как мы работаем «не так»


Глава 2. Творческого учителя защищает директор, или Апология ситуационного управления
Директор и его выбор
Если планировать не мероприятия, а ситуации
Подчинение – это не управление
Что ценится в школе? За что ценят школу?


Глава 3. Школа без двуличия – школа без унижения или Главное чудо для страны
Пейзаж души и мониторинг обученности
Заместитель по бумажной безопасности
Обязательный минимум вранья
О поиске общепринятых норм
Спросите у учителя

Глава 4. Образование движется прецедентами, или Наука о школе глазами школы
Парадоксы и ожидания
Вопрос, который мы не можем не задавать себе
Если помыслить о теории иначе
НПО как «клеточка» другой науки
О запуске содержательных перемен в школе

Глава 5. Детско-взрослая экспертиза в образовании, или Качественное оценивание работы школы
Про забытых главных участников
Какой должна быть экспертиза нового в школе?
Первые опыты общественно-государственной экспертизы
Гуманитарная экспертиза: внимание и доверие
Как вовлечь школьников в экспертизу образовательного процесса
Экспертиза вместе с детьми: что она даёт взрослым?

Часть IV. ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Глава 1. Школа должна учить демократии
Власть над самим собой, или Зачем школе демократия?
Позитивная школьная среда и опыт демократического действия
Кого отбирает школа?
К чему готовить детей, когда всё так непредсказуемо?
Полевая практика обществоведения

Глава 2. Гуманный уклад и правовое пространство школы

Зачем писать законы?
Право и права
Не дополнение, а субстанция школьной жизни
Самоуправление в школьном коллективе

Глава 3. Остров бескорыстия, или Школа как ресурс развития общества
Ловушки простых расчётов
Лучше воспитывать будущее… И не ныть
Источник общественного согласия
Как налаживать общую жизнь родителей, детей и учителей

Библиография

 




 
Страницы: (1) 2 3 4 5 ... 22 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c24/262
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/262
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?