Михаил Ширман, Александр Симакин, Яков Халимов
II. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
III. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V. ПУБЛИКАЦИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА
I. ВВЕДЕНИЕ
Проект «Школа семья» реализовывался в эти годы в школах №№ 734, 1306, 71 г. Москвы; гимназии № 2 г. Красногорска (Московская область).
Проект имеет предысторию. Начиная с 1970 г. у будущего разработчика (на основе индивидуального опыта учёбы в школе и затем в техническом ВУЗе) росла уверенность в принципиальной организационной ущербности процесса образования (при этом «средние баллы» табелей, аттестата и диплома всегда были выше 4,5). В 1983 г. очередное массированное столкновение с академическими несообразностями (на фоне обнародования политическим руководством СССР решения о подготовке реформы школы) стало поводом к серьёзному изучению ситуации в системе образования, которое потребовало прежде всего проработки литературы не только по педагогике, но и по всему спектру общественных дисциплин (психология, философия, история, социология, экономика), цикла консультаций с учителями и учёными, информационного поиска в прессе для целостного охвата ситуации в стране и за её пределами, участия в общественно-педагогических объединениях, в научных семинарах по социальному прогнозированию (руководитель И. В. Бестужев-Лада) и по методологии (Г. П. Щедровицкий), а также рефлексии собственной работы в качестве руководителя школьного шахматного кружка (начатой в 1978 г.).
В августе 1988 г., проработав полгода учителем информатики в московской школе № 1158, разработчик перешёл в школу № 734. Учителя школы, во главе с директором А. Н. Тубельским, считались авторским коллективом проекта «Школа Самоопределения» – одного из шести победителей конкурса, проведённого «Учительской газетой» в 1988 г. В качестве своего направления работы разработчик заявил «Историческое моделирование» – цикл внеурочных занятий для 4-х–6-х классов в форме малых организационно-деятельностных игр и семинаров по их обсуждению, с общей целью «оживить» материал по истории, повысить эффективность его освоения и его роль в нынешней жизни учащихся, т. е. сделать историю полноценным содержанием педагогического процесса (проект развивал методологию Дж. Дьюи и И. Жукова на основе опыта А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого в интерпретации Р. В. Соколова).
Первые 3 месяца работы в школе убедили разработчика в половинчатости преобразований – не только текущих, но и намеченных проектом «Школа Самоопределения» в качестве целевых. Такую оценку разделял учитель биологии Я. Р. Халимов – будущий соруководитель проекта «Школа-Семья», – также пришедший в школу № 734 в августе 1988 г. К тому времени Я. Р. Халимов имел большой опыт инновационной работы в московских школах (в т. ч. в школе № 91 под руководством В. В. Давыдова), психолого-педагогической работы в Загорском интернате для слепоглухих детей, много лет участвовал в философско-педагогическом семинаре Э. В. Ильенкова и Ф. Т. Михайлова. Обсуждение ситуации в школе и её перспектив переросло в инициативу по созданию в составе школы «разновозрастного класса», в котором образование, за счёт замены уроков реальными проектами, будет гармонично соединено с практической и культурной деятельностью учеников, содержание которой должно в основном определяться «заказами» и инициативами самих учеников и их семей.
Возможности реализации этого проекта предварительно обсуждались со школьниками и их семьями. При этом выяснилось, что семьи не готовы к выдвижению хозяйственных заказов, способных обеспечить полноценное содержание практической деятельности учеников; ориентация же лишь на культурные инициативы придала бы работе характер факультативный, т. е. не обеспечивающий интенсивной мотивации, необходимой для развёртывания коллективной деятельности и теоретического отношения к возникающим в ней проблемам (которые и должны стать содержанием базового прикладного образования). Таким образом, была определена проблемная ситуация в педагогике (фактическая безжизненность как школы, так и семьи) и поставлена цель – способствовать их взаимооживлению. Этой цели и посвящён проект «Школа-Семья» (до 2008 года – «Общественная семейная школа»).
После 1989 г. разработчиком было осуществлено ещё 4 инициативы по реализации проекта. Каждая инициатива становилась шагом развития: проект «модернизировался» в соответствии со спецификой ситуации (как локальной, так и более масштабной) и временной фазой внутри современной эпохи – эпохи перехода от предыстории человечества к действительной истории (К. Маркс).