Данные материалы предполагают объединение разновозрастных детей в один класс. Это возможно когда в школе отсутствуют параллельные классы или их наполняемость слишком мала.
Все темы выстроены по основным содержательным линиям: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения, неравенства», «Функции и их графики», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».
На каждом следующем году обучения основные темы включают в себя основные понятия перечисленных содержательных линий, содержание которых углубляется и расширяется от класса к классу. Построение учебной программы на этой основе позволяет иначе распределять темы курсов математики 5-6 классов, алгебры 7-9 классов и геометрии 7-9 классов.
Авторы предлагают выделять две вертикали классов: 5-6 классы и 7-9 классы.
В таблицах №№1,2,3 представлено планирование по выделенным вертикалям классов. Темы для разных классов согласованы не только по содержанию, но и по времени изучения. Это позволяет изучать и завершать тему в одном темпе, планировать уроки одного типа (изучения нового, закрепления изученного, контрольная работа).
В поурочном планировании учтена возможность отработки одинаковых умений учащихся на учебном материале разного уровня. Например, в 5-6 классах при изучении обыкновенных дробей предусмотрены уроки на сложение, вычитание дробей, при этом в 5 классе рассматривается сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе - с разными знаменателями. В 7-9 классах при обучении решению текстовых задач с помощью уравнений в каждом из названных классов учащиеся могут составлять уравнения к задачам на движение, работу, стоимость, вычисление элементов и площадей фигур, но при этом в 7 классе решают уравнение - линейное, в 8 классе - квадратное, в 9 классе - рациональное.
Для разработки уроков в объединенном по вертикали классе учителю предлагаются схемы (см. схемы 1 и 2), раскрывающие структуру одного из известных типов уроков (изучения нового, формирования умений и навыков, закрепления изученного, обобщения и систематизации знаний и умений, контроля знаний и умений). Использование предлагаемых схем упрощает разработку уроков, позволяет варьировать структурные элементы, проводить самостоятельную работу учащихся или работу под руководством учителя на разных этапах урока, видеть объем работы учащихся объединенного класса в целом.
Учителю важно понять, как отбирать учебный материал к таким урокам. Приведем пример. На урок алгебры для 7-8-9 объединенного класса для отработки умений решать текстовые задачи с помощью уравнений, необходимо отобрать одинаковые по типу задачи: на изменение чисел, на выполнение сложения, умножения, на вычисление периметров, площадей фигур, на движение и др. В таком случае задачу возможно разобрать с учащимися трех классов, а решение полученного уравнения предложить для самостоятельной работы тому классу, который сможет решить полученное уравнение. В разборе таких задач будут принимать участие все учащиеся, учитель сможет организовать работу так, чтобы учащиеся старшего класса обучали учащихся младшего класса.
Ивлиева Е.Г.
Таблица 1. Математика, 5-6 классы. Тематическое планирование
5 класс |
6 класс |
||||||
(5 часов в неделю, всего - 170 часов) |
(5 часов в неделю, всего - 170 часов) |
||||||
№ |
Название темы |
Кол-во |
№ |
Название темы |
Кол-во |
||
часов |
часов |
||||||
1. |
Натуральные числа |
10 |
1. |
Целые числа |
10 |
||
2. |
Сложение и вычитание |
15 |
2. |
Сложение и вычитание |
15 |
||
натуральных чисел |
целых чисел |
||||||
3. |
Умножение и |
20 |
3. |
Умножение и |
20 |
||
деление натуральных |
деление целых |
||||||
чисел |
чисел |
||||||
4. |
Геометрические фигуры |
15 |
4. |
Делимость чисел |
15 |
||
5. |
Обыкновенные и |
30 |
5. |
Обыкновенные дроби. |
30 |
||
десятичные дроби |
Рациональные числа |
||||||
6. |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
20 |
6. |
Сложение и вычитание рациональных чисел |
20 |
|
|
7. |
Умножение и деление десятичных дробей |
25 |
7. |
Умножение и Деление рациональных чисел |
25 |
|
|
8. |
Проценты |
15 |
8. |
Отношения и пропорции |
15 |
|
|
Геометрические фигуры |
10 |
9. |
Геометрические фигуры |
10 |
|
||
10. |
Обобщающее повторение. Решение задач |
10 |
10. |
Обобщающее повторение. Решение задач |
10 |
|
|
| | | | | | | |
Таблица 2. Алгебра, 7-9 классы
7 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) |
8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) |
9 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) |
||||||
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1. |
Тождественные преобразования буквенных выражений |
15 |
1. |
Алгебраические Дроби |
15 |
1. |
Квадратный трехчлен |
15 |
2. |
Степень натуральным показателем |
9 |
2. |
Степень с целым показателем |
9 |
2. |
Степень натуральным, целым показателем. Квадратные корни (повторение) |
9 |
3. |
Одночлены многочлены. Формулы сокращенного умножения |
15 |
3. |
Квадратные корни. Корень третьей степени |
15 |
3. |
Тождественные преобразования выражений (повторение) |
15 |
4. |
Линейные уравнения |
9 |
4. |
Квадратные Уравнения |
9 |
4. |
Рациональные уравнения |
9 |
5. |
Решение задач |
9 |
5. |
Решение задач |
9 |
5. |
Решение задач |
9 |
6. |
Линейная функция и ее график |
9 |
6. |
Степенная функция и ее график |
9 |
6. |
Квадратичная функция и ее график |
9 |
7. |
Системы линейных уравнений |
15 |
7. |
Системы нелинейных уравнений |
15 |
7. |
Арифметическая геометрическая прогрессии |
15 |
8. |
Числовые неравенства и свойства |
12 |
8. |
Системы линейных неравенств |
12 |
8. |
Квадратные неравенства |
12 |
9. |
Обобщающее повторение. Решение задач |
9 |
9. |
Обобщающее повторение. Решение задач |
9 |
9. |
Обобщающее повторение. Решение задач |
9 |
Таблица 3. Геометрия, 7-9 классы
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||
(2 часа в неделю, всего 68 часов) |
(2 часа в неделю, всего 68 часов) |
(2 часа в неделю, всего 68 часов) |
||||||
№ |
Название темы |
Кол-во |
№ |
Название темы |
Кол-во |
№ |
Название темы |
Кол-во |
часов |
часов |
часов |
||||||
1. |
Начальные геометрические сведения |
10 |
1. |
Повторение. Решение задач |
10 |
1. |
Повторение. Решение задач |
10 |
2. |
Треугольники |
14 |
2. |
Четырехугольники |
14 |
2. |
Решение треугольников |
14 |
3. |
Параллельные прямые |
10 |
3. |
Площадь. Теорема Пифагора |
10 |
3. |
Правильные многоугольники Длина окружности и площадь круга |
10 |
4. |
Метрические |
16 |
4. |
Подобные |
16 |
4. |
Векторы |
16 |
соотношения |
треугольники |
|||||||
Между сторонами и |
||||||||
углами треугольника |
||||||||
5. |
Геометрические построения |
10 |
5. |
Окружности и Круги |
10 |
5. |
Многогранники круглые тела |
10 |
6. |
Обобщающее |
8 |
6. |
Обобщающее |
8 |
6. |
Обобщающее |
8 |
повторение. Решение задач |
повторение. Решение задач |
повторение. Решение задач |
Схема 1. Урок овладения новыми знаниями (вариант I)
Этапы урока |
Примерная структура урока |
|||
5 (7,8) класс |
6 (8,9) класс |
|||
1. |
РУ: организация работы классов |
|||
2. |
РУ: актуализация знаний учащихся, подготовка к изучению нового |
СР: повторение учебного материала, на основе которого будет изучаться новый |
||
3. |
РУ: ознакомление учащихся с новыми знаниями |
СР: овладение новыми знаниями |
||
4. |
СР: осмысление новых знаний |
РУ: корректировка знаний учащихся |
|
|
5. |
РУ: корректировка знаний учащихся |
СР: осмысление новых знаний |
|
|
6. |
РУ: подведение итогов, домашнее задание |
|
||
| | | | |
Схема 2. Урок овладения новыми знаниями (вариант II)
Этапы урока |
Примерная структура урока |
|
5 (7,8) класс |
6 (8,9) класс |
|
1. |
РУ: организация работы классов |
|
2. |
РУ: актуализация знаний учащихся, повторение и постановка новой проблемы |
|
3. |
СР: овладение новыми знаниями |
РУ: ознакомление учащихся с новыми знаниями |
4. |
РУ: корректировка знаний учащихся |
СР: осмысление новых знаний |
5. |
РУ: подведение итогов урока, домашнее задание |