Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Парамонова Л. Дело не в детях, а в том окружении, в котором они живут


Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Лариса Алексеевна Парамонова директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук, одна из авторов программы «Истоки». Наш корреспондент Егор Балтиев встретился с Ларисой Алексеевной и попросил поделиться своими размышлениями о современных дошколятах, об особенностях их развития. Каковы же они сегодняшние пятилетки с точки зрения ученого?

Корр - Психологи отмечают значение возраста ПЯТИ лет как переломного, в котором возникают новые качества в психике ребенка. Что это за качества, и чем пятилетний ребенок отличается от четырехлетнего?

Л.П. - Пятилетний ребенок, как правило, существенно отличается от детей других возрастов, и прежде всего предыдущих возрастов. У пятилетних детей начинает проявляться особая активность, что выражается в вопросах. Это «почемучки», их все интересует, они все подмечают.
Другое важное отличие: на шестом году жизни проявляются некоторые психические функции, которые до этого возраста были у ребенка слабо развиты, например, произвольность в поведении. Пятилетки уже могут играть по правилам, вести себя по правилам, делать какое-то дело по правилам, что более младшим детям дается сложно. Ребенок, и это совершенно очевидно, становится способным к деятельностям, в которых требуется от него самому что-то задумать, и в соответствии со своим замыслом точно выполнить это. Если раньше ребенок ставил один кубик на другой, возил их и говорил: «Это у меня машинка», а через две минуты: «Нет, это у меня дом», то пятилетний ребенок так уже не действует. Если он что-то делает, то он вначале скажет: «Я буду строить гараж для машины», и будет строить дом такого размера, чтобы машины туда въезжали, и все время добиваться, чтобы эти машины могли туда въехать, войти. То же самое и в других видах деятельности, в рисовании, лепке: до этого возраста ребенок мог слепить блин и потом сказать: «Это у меня блин», «Это солнышко», - вначале что-то сделать, без замысла, а потом это обозначить. В пятилетнем возрасте дети сначала называют, что они будут делать, а потом пытаются сделать похоже, замысливают, а потом пытаются этого достичь. И это принципиально меняет все их специфически детские виды деятельности.
Если раньше внимание ребенка было приковано к разным предметам, то теперь перед ребенком открываются взаимоотношения людей - взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой. И он пытается проигрывать эти новые смыслы в играх. Не случайно Д.Б. Эльконин назвал сюжетно-ролевые игры, где проигрываются эти отношения, «институтом жизни».
В пять лет ребенок может играть в игры, где требуется большая произвольность, опора на правила и нормы, где надо иногда себя сдерживать. Для педагогической практики очень важно подхватить это и уже переводить детей от воспроизводящей деятельности (когда я показываю: «сделай так», а они повторяют) к деятельности, в которой ребенок работает сам по замыслу, хоть и очень простому.

Корр. - В каком же возрасте можно говорить о готовности ребенка решать задачи?

Л.П. - Я хочу отметить, что в пятилетнем возрасте качество произвольности хоть и ярко проявляется, но оно только возникает, происходит становление, это еще не развито в полной мере. Только в 6 - 6,5 лет можно говорить о ребенке, что у него такая произвольность сформировалась, что он способен упорно и настойчиво решать практические и проблемные задачи.
Почему я это говорю? Сегодня так случилось, что шестилетки ушли в школу, а пятилетние дети остались как бы выпускной группой в детском саду. И проблемы, связанные с подготовкой детей к школе, а прежде всего с этой произвольностью - внимательно слушать взрослого, быть усидчивым, уметь управлять своим поведением в течение определенного времени, выполнять то, что требует учитель - решение этих задач теперь падает на пятилетних детей.
Люди, которые понимают, что пятилетнего ребенка ломать нельзя, нельзя и невозможно из него сделать «подготовишку» - сопротивляются этому.
Те, кто не очень углубляется в понимание особенностей психического развития ребенка, пытаются пятилетних детей готовить к школе, формировать нужными упражнениями, через специальные игры, умение работать по правилам, по инструкции. Умения, основанные на произвольности, психической функции, которая в пять лет только еще зарождается, она еще не сформирована.
Ребенок будет выполнять эти правила, если ему предлагается деятельность интересная и доступная - конструировать, рисовать, и т.д., а в учебной деятельности он не может еще проявлять качества произвольности. В результате у ребенка возникает неуверенность в себе («вдруг я сделаю не так»?), и резко падает его активность. До сих пор он был всегда успешным в чем-то - в рисовании, песнях, танцах - а тут он теряет активность, потому что взрослый его учит, и справляться с этим ему крайне сложно.

Корр. - Наверное, причина еще и в том, что родители хотят поскорее увидеть результаты, успехи своего чада, а воспитатели не решаются противиться их требованиям, или не умеют объяснить?

Л.П. - Родителями и воспитателями не всегда учитывается специфика детей, которых от пяти до шести лет начинают интенсивно готовить к школе. Родители торопятся, требуют такой подготовки от воспитателей. Но это происходит за счет ущемления игры детей, ущемления той деятельности, в которой и происходит полноценное развитие ребенка: воображение, образность, мышление, произвольность, мотивация, социализация - все это развивается прежде всего в игре. Есть большая опасность: если мы будем так торопить развитие пятилеток, то мы приведем к искаженному развитию детей. Это очень важный вопрос.
Наша психология всегда в воспитании стояла на деятельностной парадигме. То есть ребенку предлагались не столько отдельные упражнения, сколько деятельность, от начала до конца: мотивация, постановка цели, средства, способы, конечный результат, контроль, и т.д. После пяти лет развернутая деятельность начинает обязательно развиваться у ребенка - если его не вгоняют в упражненческие рамки, для того чтобы поскорее достичь успеха. Если вместо «школьных» задач (дорисуй, доделай, соедини опорные точки, и т.д.) пятилетнему ребенку давать интересную, мотивированную деятельность, то развиваться он будет гораздо успешнее.
После шестидесятых годов, когда я пришла в НИИ дошкольного воспитания, полным ходом шли исследования по сенсорному развитию детей под руководством А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова и целого ряда других знаменитых педагогов. Исследования показали, что сенсорное развитие ребенка происходит гораздо успешнее в мотивированной, целостной для него деятельности (в изобразительной деятельности, лепке, аппликации и т.д.), а не в отдельных упражнениях.
Вообще, если говорить о роли предметной деятельности, она в определенный период развития ребенка - до пяти лет - является ведущей деятельностью. Потому что ребенок познает способы, функции предметов, познает мир, реконструирует его, сам создает что-то, возникают элементы творчества. В результате у него развивается не только чувство формы, цвета и пр., но сенсорика в тесной взаимосвязи с мышлением. Это никогда нельзя отрывать друг от друга.
Психические функции нельзя рассматривать сами по себе, отдельно друг от друга, это неблаговидно. Только в комплексе они могут дать нам картину развития ребенка, и только задействуя их в комплексе, мы можем получить полноценное развитие. В частности, когда мы говорим о креативности, о творческом развитии, то часто полагаем, что основу творчества составляет воображение. Но, вместе с тем, совершенно справедливо Выготский сказал, что творчество формируется при определенном условии: при взаимодействии мышления, воображения, произвольности и свободы поведения. Когда я могу сам задумать, сам найти средства и использовать их так, как я хочу, как я вижу.
Наши исследования подтвердили эти основания развития творчества в детском возрасте.

Корр. - Можно ли сказать, что возраст пяти лет в детском саду - самый критический возраст?

Л.П. - Да. Потому что у них еще происходит становление, психологическое и физиологическое, они не могут по норме жить, например, долго держать спину прямой, а их уже ставят в такие условия, которые требуют этого.

Корр. - Мы постоянно говорим, что мир очень изменился за последние десятилетия. Изменились ли дети? Похожи ли современные дети на детей семидесятых, скажем, годов?

Л.П. - Дело не в детях, а в том окружении, в котором они живут и которое они отражают в своих играх, в рисунках.
Сами дети не изменились. Но они проигрывают ситуацию, в которой мы живем, и содержание этой ситуации изменилось. Двадцать лет назад дети жили на сказках, на мультиках, в которых были кареты, Кот в сапогах, мальчики играли в игры преимущественно военные, связанные с партизанами, с желанием быть героем.
Теперь дети прекрасно, с упоением играют в другие игры: в телохранителей, грабеж банкира (мальчики), показ мод на подиуме, для которого даже изготавливают костюмы (девочки). Дети смотрят преимущественно мультфильмы, пришедшие к нам с запада, которые отличаются быстрой сменой действия и персонажей, в отличии от наших традиционных неспешных сказок, вовлекающих ребенка в раздумья, в сочувствие, в сопереживание, ритм которых соответствует ритму их восприятия. Редко какие современные мультфильмы сопровождаются описательной речью, их высокий ритм навязывает большую агрессию детям. Сюжетную линию маленькие дети проследить не могут, а сам факт быстрых изменений действия и героев прячет от ребенка их взаимоотношения. А иронический (взрослый) подтекст грубых отношений дети вообще не понимают, и воспринимают прямо.

Корр. - Но, может быть, современные дети стали более восприимчивы, более сензитивны?

Л.П. - Дети так быстро не меняются. И восприятие детей тоже. Мировоззрение взрослых людей меняется под воздействием условий, но для того, чтобы изменился человек, необходима не одна сотня лет.
Нужно понимать, что все, что видит и слышит ребенок, особенно все новое и необычное, он легко перенимает. Сочувствие и сопереживание в этот период у детей очень яркие. Ребенок всегда находится во внутреннем диалоге с героями произведения, которое он воспринимает. Поэтому, чем глубже, мягче и добрее будут персонажи произведения, чем добрее сюжет, тем лучше будет для детей. Ведь дети перенимают и способ действия героев, за которых они болеют, и манеру их общения.
Поэтому, конечно, если внешне посмотреть - дети изменились в силу изменения наших условий. Меньше играют во дворе, с другими детьми, в шахматы, в прыгалки, в мяч. Многие сидят за компьютерами, в том числе и ночью. Дети в своем поведении просто отразили окружающую нас ситуацию. Они не стали более способными, или более активными.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c1/52
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/52
дошкольники
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?