Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Цирульников А. Ну, все совершенно по-другому


Ивановская – одна из одиннадцати школ края, где идет
эксперимент по коллективной системе обучения. «Мы, наверное, первые в России, –
сказали бойкие учительницы. – У нас уроков нет…»
Информация об авторе: А. М. Цирульников
Анатолий Маркович Цирульников, академик РАО, писатель, путешественник, лидер направления социокультурной экспертизы и проектирования в образовании

Ну, положим, не первые. Михаил Щетинин отказался от классно-урочной системы двадцать лет назад. Но одно дело – единственный в своем роде, как выражались когда-то, «педагог-новатор», а другое – массовая школа. Ивановская средняя. Семьдесят учеников. Впрочем, у Щетинина не намного больше…

Систему обучения в Ивановской мне объясняли директор Валентина Ильинична и завуч Любовь Дмитриевна. Взахлеб, видно было, что увлечены обучением по-новому.

Вот тут, показывали, висят списки детей, а тут – предметы. На каждый предмет – листочек, а на нем, видите, допустим, история – 5-й, 6-й, 9-й. Ребята идут и обучают друг друга. Здесь табло висит – кому куда.

Утро начинается с рефлексии: «А вчера нам не понравилось на таком-то уроке, потому что учитель громко говорил». Они так смело высказываются, объяснили мне учительницы, потому что знают, что мы нормально воспринимаем.

Самое удивительное – детям учиться нравится. Никто раньше времени не уходит. Говорят: а давайте до трех работать. Возмущаются, что урок пропущен, учитель куда-то уехал. Им и до этого дело, и до того. Впервые они ощущают себя хозяевами собственной судьбы…

Слушая ивановских и вспоминая других, с такими же ясными, живыми глазами, невольно думаешь – может, действительно не все пропало и стране не хватает нормальных методов работы (и нормальной власти, конечно), чтобы ощутить себя хозяевами своей судьбы…

Уроков как таковых нет: ребенок может захотеть посидеть на математике еще час, а может сказать – я пойду туда-то. Домашние задания? Только по желанию. Тетради – в школе, учебники в школе. Увеличилось количество оценок, и учителя стали со страхом замечать, что пошли четверки и пятерки (так как дети имеют право на пересдачу – объяснили мне).

«Ну, все совершенно по-другому», – говорили учителя, взрослые, которые в Ивановке мне показались похожими на детей (а дети – немного на взрослых). И одновременно «ивановская система» на традиционную школьную не похожа. Даже попугивают иногда: «Если не будешь заниматься, переведем в классно-урочную систему!»

Немножечко ее жалко. Что же теперь, совсем не будет классов и уроков?

Это как советская власть: была – ругали, а прошла, оказалось, что не можем прожить без гимна и выборов с дешевым буфетом. «А мы не отказываемся, – говорят (про уроки). – Учитель может «заказать класс» – чтобы начать тему, «запустить» какой-то процесс. Или вот, смотрите, – показывают листочек, – изучение стихов Великой Отечественной войны по методике Ривина, а потом урок-концерт для всей школы…»

Фронтальные занятия бывают немножко, успокаивают меня учителя. Но вообще-то, признаются, так работать уже не хочется. Дашь в 8-м «Деньги для Марии» Распутина, а ученики говорят: да мы уже это слушали, когда с 11-м сидели. «А не будет поверхностным знание?» – провоцирует мой спутник, начальник управления образования Валентина Александровна Ивашенко. – «Не будет», – уверяют ивановские.

У них явно нет раболепства перед начальством. И господствующую пока в стране классно-урочную систему обучения ивановские учителя называют «традиционка» – удивительно точно выражая в языке имитацию традиции, пустую форму, в которой нет уже содержания.

«На традиционке мы работаем вообще, а здесь – на каждого. На каждом уроке. И ребенок находится одновременно и в роли ученика, и в роли учителя. Но прежде чем войти в роль, ребенок идет к учителю…»

«А учителя в вашей системе работают с удовольствием или по-всякому?» – «По-всякому». – «Ну, хорошо, – говорю я, как бы защищая «Союз нерушимый…», – а если хороший учитель, но работает по традиционке?» – «Ну что ж, – отвечают, – пусть будет в расписании». – «А если дети к нему не пойдут?» – «Ну, – пожимают плечами, – придется ему что-то решать, перестраиваться…» – «А как родители относятся?» – «Были вопросы. Мы собрали родителей, раздали карточки, показали эту систему…»

О результатах, считают ивановские педагоги, говорить пока рано. Хотя в начале года и в конце измерили у детей «комфортность», «тревожность», даже артериальное давление. Нормальное…

Хотя в ивановском эксперименте пока многое не отработано. Уроков вроде бы нет, но остается лоскутное расписание. «Мы с опаской, – говорят ивановские, – рекомендаций хороших нет».

«А есть дети, – спрашиваю экспериментаторов, – которые не могут так учиться, им трудно в коллективе – как быть?» – «Индивидуально. С учителем. По настроению…»

Говорят, очень боялись, что будет кто-то отлынивать. Но оказалось, что наши дети такие дисциплинированные… Только когда из-под палки – обманывают. А когда самостоятельны – нет.

Учителям за обучение по-новому ничего дополнительно не платят. Все на энтузиазме. Плохой принтер, жалуются, а нужно размножать. В школе один компьютер, так называемый президентский (число подарков от президента страны зависит от количества учеников, вот им один пришел…). Но все ивановские овладели этим одним компьютером (пока без выхода в Интернет), и дети постоянно занимаются – с утра до позднего вечера не гаснет «голубой монитор» в селе Ивановка.

Раньше тут были «Золотари». Артель старателей добывала в тайге золото, а подсобное хозяйство выращивало, кормило. Теперь артель то ли есть, то ли нет, и подсобное хозяйство тоже. Все, что еще осталось – медпункт, почта, клуб, держится на школе, закроют ее – народ разбежится. «Поэтому, – говорят ивановские учителя, – мы готовы на все».

Вот почему – эксперимент. Они и пошли на этот эксперимент, чтобы сохраниться, выжить. И на любой эксперимент пойдут. Педагогическая инновация как способ выживания школы и деревни – а вы как думали?

Хотя постепенно им становится все более интересно. Нашлось то, что делает школу интересной. Заходят выпускники: а можно посмотреть? Можно. А почему вы нас так не учили?

Анатолий Цирульников


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/7
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/7
сельская школа КСО
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© А. М. Цирульников & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?