Всем известно, что начальных классах закладывается основа для дальнейшего обучения детей.
В 1997 году я взяла I класс. Два года работы по новой педтехнологии дали мне очень многое: учащимся было интересно на уроках, они почувствовали необходимость в учении, радость школьной жизни, желание познать новое, стали дружески относится друг к другу и с удовольствием помогать товарищам, появилась культура общения, программный материал был качественно усвоен, увеличился темп чтения и т.д.
Я согласна с Л.С. Выготским в том, что «… ребенок сможет самостоятельно сделать что-либо только после того, как осуществил это в сотрудничестве со своими сверстниками или со взрослыми».
Практика показала, что в разновозрастной группе помощь и контроль со стороны старших учащихся естественнее и не вызывает раздражения у обучаемого. Это важное условие поддержания желания учиться.
С 1999 учебного года на базе моего класса открыли разновозрастный экспериментальный 2-3 класс. Эта группа была открыта по результатам тестирования, анкетирования и по желанию родителей. В группу набрали 17 учащихся. Из них второклассников – 6, третьеклассников – 11. В итоге: 3 ученика за год прошли программу 2-3 классов, успешно выполнили переводные-итоговые контрольные работы за 3 класс, переведены в 4 класс; остальные дети учебную программу прошли с опережением.
Для организации занятий мною были подготовлены и составлены дидактические материалы: карточки по темам, карточки-задания по каждому блоку, вопросники, тесты, индивидуальные планы, алгоритмы, блочно-тематические планирования, видеоуроки, учеты знаний, методические приемы совместной работы III класса с учащимися II класса по математике.
Изучение программного материала было организовано через методики коллективных занятий в группах.
Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой учебного процесса (пары сменного состава) наряду и с другими формами: групповой, парной, индивидуальной. Умелое сочетание методик коллективных занятий и других организационных форм дает хорошие результаты. Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами.
Вводные в тему уроки я даю по блокам. Ученики работают по специально подготовленному раздаточному материалу. Каждый ученик проходит тему своим темпом с учетом психологических особенностей развития. Ведется учет и координация учебного материала, маршрута для каждого ученика. Овладев предыдущим учебным материалом на хорошем уровне, учащиеся продвигаются из одной группы в другую. Наиболее подготовленным учащимся дается большая самостоятельность, они изучают тему самостоятельно.
Сильных учащихся удерживать нельзя, им необходимо самоутверждение и мотивация к учению. Опережающим учащимся даю дополнительную работу из других учебников, задачников, дидактических материалов, задачи олимпиадного характера.
Итоговый контроль по блоку осуществляется в виде устного зачета. В конце каждого блока провожу обобщающие уроки, уроки-зачеты, уроки радости «по опыту Говоровой А.И.» и т.д.
Учащиеся сами выпускают математические газеты «Плюс-минус», выступают перед классом. После усвоения учебного материала по блокам, темам я даю учащимся упражнения творческого характера: дети сами составляют примеры, задачи, взаимодиктанты, вопросники, примеры для устного счета (по темам и блокам), на уроках проводят интеллектуальные разминки, составляют задачки для блиц-турнира.
Успешно сдавших зачеты учащихся я привлекаю в качестве «учителей» помогать, изучать темы или принимать зачеты у других, например, у отставших учеников параллельных классов.
Также несколько успевающих третьеклассников по своей инициативе подготовили одноклассников к внутришкольной олимпиаде по математике.
При отсутствии учителя старшие учащиеся с удовольствием ведут уроки, некоторые учащиеся дают консультации отстающим учащимся в классе.
Обучаясь по новейшей технологии, в разновозрастном классе, мои ученики стали более самостоятельными, рассудительными, ответственными, уверенными. Положительно относятся к учению, помогают друг другу, каждый участвует в самоуправлении. Развиваются навыки самоконтроля, организаторские способности. А также дети стали более общительными, класс в целом стал дружнее.
В 2000-01 уч.г. выпускники (третьеклассники) изучили часть материала из программы по математике 5 класса. По итогам прошлого учебного года две ученицы за два года прошли программу 2,3,4-классов по всем предметам и переведены в 5 класс; остальные третьеклассники изучили всю программу начальных классов по математике, а по остальным предметам – с опережением.
Кузьмина А. А.,
учительница начальных классов,
Тюнгюлюнская школа, Якутия