I. Проект развития межмуниципальной системы образования «Трасса» (Вилюйский округ, Якутия).
Возникновению настоящего проекта (2006 г.) послужило следующее обстоятельство. Две сельские школы Вилюйского района Якутии, каждая из которых имела свои проблемы, пытались найти какие-то формы кооперации, сетевого взаимодействия. Коллективы этих школ искали также возможность контактов с республиканской Ассоциацией сельских школ, вхождения в сеть региональных экспериментальных площадок, получения научной консультации. Благодаря помощи эксперта ФЭП и РЭП, нашего давнего друга, известного в республике лидера инновационного общественно-педагогического движения Н.И. Бугаева и его коллег, эти две школы провели анализ своих локальных социокультурных ситуаций. Мы обратили внимание школ на возможного третьего «участника» складывающейся образовательной сети — федеральную трассу Якутск-Мирный, вблизи которой были расположены школы, и разнообразные возможности которой (так нам представлялось на расстоянии) целесообразно использовать. Мы написали письмо учителям, предложив рассмотреть трассу как модель цивилизации с ее сложной динамикой и возможностями, которые могли бы использовать сельские школы. Причем не только использовать, что-то у трассы «взять», но и «дать» — то, что может быть трассе, движущимся и обслуживающим ее субъектам, службам и социальным институтам нужно и полезно, и что есть в социокультурном опыте и возможностях школ и сел(в качестве прецедента мы сослались на известный нам опыт органов управления одного из районов Новгородской области, которые реализовали серию предпринимательских школьных проектов (продажа канцтоваров, продуктов сельскохозяйственного труда и опытничества и пр. в магазинах при школах, различных организациях, бензоколонках на трассе С-Петербург-Новгород).
Мы посоветовали учителям якутских школ еще раз проанализировать свои проблемы и запросы в контексте взаимодействия с трассой, и в случае успешности и перспективности полученных результатов сформировать с участием сельских администраций, муниципального органа управления, соответствующий сетевой проект.
В результате было организовано коллективное обсуждение идеи проекта «Трасса», к учителям подключились учащиеся, родители, работники сельских администраций. Был проведен анализ, разработан проект организации кустового сетевого образовательного центра, и программа участия сельских школ и местных сообществ в республиканских спортивных играх 2009 им. В. Манчаары (которые было предложено проводить в населенных пунктах вблизи трассы), словом, возникшая, можно сказать, «на кончике пера» идея неожиданно начала содержательно разворачиваться и получать практическое воплощение.
Сегодня проект находится в динамике, довольно интенсивно меняется, развивается, поэтому его застывшему описанию « в готовом виде» мы предпочитаем освящение живого процесса, промежуточных проектных продуктов, фрагментов деятельности. Ниже приводятся некоторые из них.