В настоящее время социокультурное проектирование развития образования в республике Саха(Якутия) набирает ход. В 2010 г. на съезде учителей и педагогической общественности, с участием президента и правительства республики, представителей разных социально-профессиональных групп общества была принята Концепция социокультурной модернизации образования в РС(Я). Был запущен ряд крупных социокультурных проектов. В 2011 г. состоялся конкурс улусов(районов) по осуществлению социокультурной модернизации. Республиканский Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров получил статус федеральной стажировочной площадки и провел цикл курсов, проектно-аналитических семинаров, видеоконференций по методологии и инструментарию социокультурного анализа и проектирования развития образования в регионах Сибири и Дальнего востока.
В июне-июле 2012 года состоялась IX республиканская педагогическая ярмарке «Сельская школа. Новая марка. Развитие образовательных систем на основе социокультурного подхода», целью которой, по словам организаторов, стал поиск путей развития образовательных учреждений, базирующийся на современных представлениях о качестве образования; усиление влияние инновационных образовательных процессов на социально-экономическое развитие региона; становление и развитие институтов общественного управления образованием. Педагогическая ярмарка давно стала местом экспертного диалога государства и общества. В этом году здесь собралось около 2000 школьных учителей и учащихся, педагогов разных типов образовательных учреждений, народных мастеров, промышленников, управленцев, спонсоров и меценатов, издателей, представителей СМИ республики Саха(Якутия), Хабаровского и Красноярского края, Свердловской и Новгородской области, Петербурга и Москвы.
На ярмарке было представлено несколько сотен культурно-образовательных инициатив, немалую часть которых составили социокультурные проекты развития образования. Этот массив проектов, прошедших презентацию, экспертизу и общественную оценку самих участников ярмарки, профессионального и образовательного сообщества(некоторые из проектов получили дипломы и гранты на реализацию) еще предстоит основательно проанализировать, исследовать тенденции, определить новые точки роста и приоритеты развития. Однако уже сегодня ясно, что это – богатейший материал для продвижения социокультурной модернизации образования в стране.
Наступает этап мультиплицирования, распространения накопленного в последнее десятилетие в Якутии опыта, обучения педагогических и управленческих кадров методологии и инструментарию социокультурной модернизации, запуска социокультурных образовательных проектов в регионах. Ближайшее будущее покажет, какие реальные шаги могут быть сделаны в этом направлении.