Статьи
-
Игра «Журналист» зарекомендовала себя как одна из комплексных форм интенсивного
дополнительного образования, как способ деятельного и вдумчивого знакомства старшеклассников с
окружающим миром.
Она эффективно развивает участников и в области предметной подготовки (совершенствование
журналистских навыков, освоение литературных жанров), и в области социальных компетенций
(коммуникабельность, взаимодействие в группе, способность быстрой оценки ситуации, умение
формулировать и отстаивать свою точку зрения), и в области лучшего понимания того, как устроен
современный мир вокруг, и в сфере личностного самоопределения. Игра помогает учиться видеть в
обычном и обыденном – удивительное и увлекательное, рассказывая об этом другим людям.
В то же время такая игра может оказывать непосредственное влияние на местную жизнь, степень
её открытости, общественный диалог в решении актуальных проблем. С её помощью устанавливаются
более тесные связи между образованием и другими сферами общественной жизни в городе или
регионе.
Игру можно проводить, в частности, на базе школы, университета, организации
дополнительного образования, редакций местных СМИ и органов местного самоуправления. -
Несколько раз в год авторы этой книги - учителя небольшой частной школы - вместе со всеми своими
учениками на целую учебную неделю выезжают на какую-нибудь загородную базу, выбирая в качестве
организационной основы обучения тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной - то или иное
определённое межпредметное понятие, а также то или иное предметное содержание, связанное с этим
понятием и со школьной программой. Целую неделю без уроков, классов и звонков они посвящают одной
теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одному понятию, так или иначе представленному,
проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда - из одного "предметного блока"). Об
организации таких учебных занятий во всех подробностях и рассказывает эта книга. -
Когда мы говорим об увлечённости мы подразумеваем стремление заниматься чем-то: энергично, преданно, поглощённо. Увлечённость — достаточно устойчивое состояние, для которого характерны глубокие эмоции познавательного интереса к предмету увлечения. Специалисты говорят, что диагностировать состояние увлечённости легче, чем описать его.
Не удастся существенно повысить качество образования в области русского языка, если мы не воспользуемся фактором увлечённости; и наоборот — породив увлечённость этим учебным предметом, средством познания, средством самовыражения, мы найдём убедительный путь для сохранения и развития культуры, созданной русским языком -
Статьи этого выпуска посвящены образовательным форматам, связанным с интернет-технологиями и использованием сетевого взаимодействия
-
Что если исследователям культуры чтения «сделать несколько шагов назад» и сформулировать для себя ряд смысловых вопросов, связанных с ответом на вопрос: «В чем смысл чтения?». Несколько гипотетических вариантов ответа на этот вопрос: «Чтение не приносит вреда», «В чтении есть некоторая польза», «Чтение – развлекает»; «Чтение – модно», «Чтение – жизненно необходимо для человека». Собственно, каждая из этих версий требует исследовательского подтверждения или опровержения