Статьи
-
В статье представлены фрагменты новой книги Рустама Курбатова, посвящённой классу, открытому в частной школе для детей мигрантов
-
Несколько раз в год авторы этой книги - учителя небольшой частной школы - вместе со всеми своими
учениками на целую учебную неделю выезжают на какую-нибудь загородную базу, выбирая в качестве
организационной основы обучения тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной - то или иное
определённое межпредметное понятие, а также то или иное предметное содержание, связанное с этим
понятием и со школьной программой. Целую неделю без уроков, классов и звонков они посвящают одной
теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одному понятию, так или иначе представленному,
проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда - из одного "предметного блока"). Об
организации таких учебных занятий во всех подробностях и рассказывает эта книга. -
Сегодня в школе особенно не хватает мастерства. Прекрасный образ: школа, где мастерами
могут быть дети. И все — дети и взрослые — друг друга чему-то учат.
В этой книге предлагается неожиданный, но уже хорошо проверенный и проработанный путь к
такой школе: четырёхдневные каникулярные программы для учеников начальной школы и старших
дошкольников. Каникулярные программы объединяются единой темой, единым сюжетом и разными
формами работ, которые ребята осваивают.
Подобные программы могут быть организованы на базе любой обычной школы, любого
детского сада или центра дополнительного образования. В книге представлен своего рода
«конструктор» для каникулярных программ — и приведено более десятка конкретных примеров их
проведения. -
Четверть века тому назад А.Н.Тубельского пригласили на работу директором в 734 школу на 15-й парковой улице в Измайлово, окраинном районе Москвы. И вскоре эта школа (добавившая к своему названию слова «Школа самоопределения») стала одной из самых знаменитых российских школ, события в которой обсуждали от Якутии до Кубани, о переменах в которой спорили (и продолжают спорить) по всей стране.
При этом школа Тубельского не превратилась ни в лицей, ни в гимназию; в эту школу не отбирали детей (а часто, наоборот, с готовностью принимали тех, от кого отказывались в школах других). Задача Тубельского и его коллег-учителей была другой: понять, какой может быть по-настоящему достойная современная школа для самых разных ребят: детей и интеллигентов, и рабочих, и рыночных торговцев; общая школа и для будущих профессоров, и для будущих сантехников или шофёров.
Эта задача звучит очень не современно, но признав её, педагогам (причём с помощью собственных учеников) потребовалось переосмысливать практически все стороны школьной жизни, найти такие решения, которые преобразили и её цели, и дух, и характер.
Эту книгу Александр Наумович не успел подготовить, но её удалось собрать из его статей, заметок, выступлений, тезисов.
Книгу в 2012 году планирует выпустить в свет издательство «Первое сентября». -
Знания об окружающем мире, на самом деле, устроены не линейно (как это предполагает школьная программа), а многослойно и многообразно. И из каждого «узла» такой сети можно попасть в другой «узел» не одним путем, а очень и очень многими. И путешествие по таким узлам зачастую оказывается сущностью образования. Свой опыт образовательных путешествий вместе с детьми описывает Андрей Владимирович Домбровский.
В книге представлены методы ремесленного изготовления бумаги и свечей, способы организации учебной деятельности ребят по различным ремеслам, связи с темами и вопросами из школьных курсов по естествознанию (с отсылками к областям гуманитарного знания).
В последних двух главах подробно рассматриваются технологии проектной деятельности и некоторые особенности их применения в учебном процессе.
Книга может быть рекомендована преподавателям начальной, средней и старшей школы, а также организаторам внеклассной и внешкольной работы.
Приятных и полезных вам путешествий!