|
-
Книга рассказывает о недавнем многолетнем опыте ведения своеобразного интегрированного предмета в харьковской гимназии «Очаг», по ходу изучения которого разные культуры осмысляются ребятами как актуально представленные в современном сознании способы осмысления и понимания человека и мира
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). Педагогическая идеология конференции и журнала-сборника определилась следующими ключевыми понятиями: Дети, Игра, Наука, Стратегия опережения. Это означает, что: — рассуждая о будущем, мы пригласили к диалогу тех, кто в нем будет жить (т.е. детей); — задача педагогики — оказывать «гуманитарную помощь» другим наукам и делать это, опережая возникающие проблемы; — и наконец, чтобы быть великим, не обязательно быть только серьезным.
-
Весной 2000 года на страницах газеты «Детский сад со всех сторон» появился новый раздел «Литературная радуга». За прошедшие годы у нас сложилась настоящая антология дошкольной литературы, прежде всего современной поэзии и прозы, но и классики было немало, и переводов, и самого разного рода тематических выпусков. Надеюсь, опыт нашей работы показывает, что талантливая, умная, весёлая и познавательная детская литература никуда не исчезла и по-прежнему занимает подобающее ей место в общем литературном процессе.
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.)
-
Эта книга стала педагогическим бестселлером рубежа 80-х – 90-х годов. В книге описан многолетний опыт работы по проведению уроков-диалогов с учениками третьего-седьмого классов по природоведению, математике, истории, литературе. Показаны методические средства организации и проведения учебных диалогов, в которых ученики не только приобретают определённые знания, но и развивают способность к самостоятельной постановке новых проблем, осмыслению обсуждаемого материала с различных позиций, находящих свои культурно-исторические аналоги.
-
Вероятно, определение «новой дидактики», в отличие от классической, можно оформить таким образом: «Новая дидактика — это система знаний, умений и навыков по организации процессов самопознания, самообразования и осознанного обучения». Два следующих важнейших разворота, два «стержня» позволяют говорить о том, что все эти подходы выстраиваются в принципиально иную систему образования: — опора на личный опыт в образовании, на становление себя как субъекта своего образования, на то, что при организации учебного процесса важно понимать то, как его участник обретёт личностный смысл своего образования; — идея самообучающегося сообщества, работа с детской (детско-взрослой) общностью как носителем, ресурсом, источником образования. В большинстве имеющихся «альтернативных педагогических практик» речь идёт не только об ученике как субъекте своего образования, но и как субъекте образования Другого человека. И тогда акцент в организации образования смещается на взаимодействие учащихся, взаимообучение, формирование «учащегося сообщества»
-
Задачи системы образования не только в том, чтобы обучить ученика основам технологии и культуры, но и в создании моста между интимным миром ребёнка и публичным миром общества с целью гармоничного баланса между ними. Стремление педагогов сделать обучение публичной, широко обсуждаемой деятельностью детей имеет свои «подводные камни». Публичное в его прямой форме губительно для души, которая не может прочитать его смыслы и становится беззащитной перед обществом. Именно интимное образует координаты духовного роста.
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). Знать код – это условие для раскрытия смысла. Язык (по Ю.Лотману) это код + его история. Опасно, если «код» не раскрывают, а взламывают, так можно нарушить ход истории. Коты как природные интуитивисты легко раскрывают любые сложные ситуации и конструкции. Авторы этого выпуска говорят о серьёзном, не забывая, что «юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно».
-
Отнесение этих уроков к ДИАЛОГАМ может вызвать некоторое недоумение. Первоклассники здесь не спорили друг с другом. Занимаясь загадками физики, они оказывались в большей степени «озагадоченными» предметом (тяготением, притяжением, падением, пространством, протяжённостью, силой, строением «материи», её «вихревой» природой и т.д.), чем спорами о том, чья из теорий - своя или одноклассника - более точно описывает, «схватывает» явление природы. Важно, что теории учёных «легли рядом» с теориями детей. Получалось, что Аристотель, Декарт и Ньютон «мучаются» теми же вопросами, что и дети. Энергия обучения была сконцентрирована прежде всего на ПОНИМАНИИ ТЕОРИИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
-
Педагогика текста — художественная и научная метафора, позволяющая акцентировать внимание на «тексте» как педагогическом феномене любой образовательной области (художественный текст, математический текст, исторический текст и т.д.). В сборнике представлены материалы дискуссии и методические рекомендации по проекту «Формирование перечня книг «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению»
|