Для нас реформы сельского образования - это стратегия поддержки уникальности и инициативности каждой сельской школы. Поиск уникальности школ позволяет в свою очередь начать широко обсуждать качество образования и уровень удовлетворенности им родителей, сделать шаг в становлении государственно-общественного управления.
Стратегия сетевого взаимодействия связана с взаимодействием нескольких, не слишком далеко находящихся друг от друга школ. Если одна школа обладает ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, то это может быть основанием для обмена ресурсами. В этом случае такие школы реализуют общую сетевую программу, в которую могут входить:
Профильные межшкольные классы, включающие детей одного возраста из разных школ. Обучение профильной части программ осуществляется в школе - ресурсном центре, расположенном в одном из населенных пунктов, куда школьники приезжают на весь учебный год либо на определенное время, необходимое для изучения разделов программы профильного обучения. Может быть определен и обратный механизм: в малокомплектную школу приезжает учитель из ресурсного центра.
Классы-спутники. Они создаются в малокомплектных школах. Базовые предметы изучаются в своей школе, а другие осваиваются в опорной школе, куда дети по согласованному расписанию вместе с учителем приезжают на сессию. Опорная школа может иметь статус улусной профильной школы.
Филиалы улусных учреждений дополнительного образования, работающие в школах сессионно (по графику). В наслегах создаются филиалы учреждений дополнительного образования или выездные учреждения, по графику посещающие отдаленные школы.
Сетевое дистанционное взаимодействие. В улусе, городе или в республиканском масштабе определяются ведущие учителя - разработчики программ и электронных учебников, которые обучают по программе профильного обучения школьников из других школ. В этом случае должна быть отработана система мониторинга освоения программы учащимися из разных школ. В текущем году в 136 школах отдаленной сельской местности будет установлено 136 спутниковых принимающих антенн, которые обеспечат образовательным учреждениям беспрепятственный выход в Интернет. Для решения задачи введения дистанционного обучения нужны учителя, умеющие и желающие обучать детей из глубинки на основе новых информационных технологий.
Создание сетевого объединения на межулусном уровне, когда во взаимодействие включаются близкорасположенные школы из разных улусов.
В качестве примера приведем межшкольное учебное сетевое взаимодействие учебного округа "Амга".
Нами выделена группа малокомплектных сельских школ учебного округа Заречье. Они принадлежат к трем улусам: Амгинскому, Таттинскому, Чурапчинскому, но расположены в пойме одной реки - Амга. Соответственно, у этих школ не только сходные проблемы организации процесса обучения и воспитания, но и близкий ландшафт, одинаковые природно-климатические условия, традиции жизнедеятельности и труда, культурно-исторические традиции, схожий менталитет жителей. Для этих школ характерна большая удаленность от улусных центров (и вообще крупных школ) и территориальная близость друг к другу.
При неоднократном обсуждении существующих проблем и направлений развития малочисленных школ села, выкристаллизовалась идея создания Межулусного учебного объединения "Амга" с вхождением в него восьми школ.
В качестве критериев эффективности возникающей системы взаимодействия, по нашему мнению, могут выступать:
- положительная динамика результативности учебно-воспитательного процесса: повышение мотивации учебной деятельности, успеваемости учащихся;
- положительная динамика удовлетворения учащихся, педагогов и родителей состоянием, условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности школ;
- положительная динамика общественной активности, инициативы и самостоятельности учащихся;
- положительная динамика обеспечения единства педагогических действий общественности, образовательно-культурных учреждений в системе взаимодействия;
- положительная динамика повышения общественного самосознания, активности, инициативы амгинцев; активизация общественного движения по защите экологии реки Амга.
От разовых совместных мероприятий педагогов школ (семинары, конференции, педагогические советы, совещания директоров) объединение подошло к необходимости разработки проекта интеграции и всего учебно-воспитательного процесса. В условиях интеграции возможно создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории развития детей, склонных и способных к занятиям в какой-либо предметной области углубленно. Разработан следующий механизм: учебные занятия во всех восьми школах завершаются в первой, второй, третьей четверти на одну неделю раньше. Для этого учителя всех предметов проводят корректирующую работу по уплотнению учебного материала, вычленяя основной, необходимый для усвоения учащимися знаний и приобретения умений.
Оставшаяся в конце каждой четверти неделя используется:
- для учащихся, не усвоивших учебный материал, как неделя коррекции знаний;
- для успешно овладевших учебным материалом и желающих углубиться в какой-то предметной области организуются занятия по программам повышенного уровня сложности.
Обучение по углубленным программам осуществляется для учащихся 9-11 классов, причем в одной из школ учебного объединения "Амга" у тех учителей, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям к ведению углубленного обучения, и в школах, где для этого созданы необходимые учебно-материальные условия.
"Неделя углубления" строится на традиционных занятиях учащихся в форме уроков, а также учебных экскурсиях, походах, интеллектуальных марафонах (олимпиадах, смотрах), посещении мастер-классов известных ученых и специалистов в этой области знания, встречах со специалистами и др. В перспективе при создании необходимых условий планируется использование Интернета для связи с учителем и общения учащихся друг с другом.
Предложенный путь (один из многих возможных) поможет, по нашему мнению, решать часть остро стоящих перед малочисленной школой проблем объединенными усилиями - если суметь использовать территориальные преимущества, сходные проблемы организации учебы, схожий менталитет жителей, а также особенности положительного образовательного потенциала каждой школы. Мы предполагаем, что подобный механизм взаимодействия успешно может быть распространен и на воспитательный процесс, возрождение и сохранение самобытной культуры, исконных трудовых ремесел и традиций народов республики.
2003г.