Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сетевой подход в образовании

Крылова Н. Образование как эволюция самоуправления


Самоорганизация педагогической деятельности, как ртуть становилась способной члениться на маленькие капли, не уменьшаясь в объеме. Когда же нажим ослабевал, социальные связи помогали образованию перегруппироваться в более или менее открытую систему.

Ната Борисовна Крылова, редактор журнала "Новые ценности образования", научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, кандидат философских наук, автор книг "Школы без стен: перспективы развитичя и организации продуктивных школ", "Ребенок в пространстве культуры" и других, г. Москва

Доклад 3.


Какой подход мы выбираем


Из статьи Анатолия Цирульникова о сетевом образовании можно сделать вывод: наступает время, когда наряду с государственным способом управления школой на первый план выходит новый - сетевой. Мне хотелось бы назвать его привычным словом "самоуправление". К нему сейчас повышенный интерес, во всяком случае, некоторые местные управления образования хотят быть застрельщиками в его расширении и стремятся доложить о стопроцентном охвате школ. Отчасти этот интерес вызван реальными процессами демократизации школы. Отчасти - попытками министерства взять под свой контроль все процессы в школе. Но проблемы самоуправления решаются не вдруг и не так, как удобно увидеть сверху.


Существует несколько подходов к школьному самоуправлению, в основе которых лежит та или иная социальная позиция руководителя (администратора, лидера или просто участника). Одна из позиций состоит в том, что самоуправление не должно копировать формы государственных учреждений, а должно соответствовать особенностям школьной жизни.


Красивая и актуальная мысль. А высказана она еще в 20-х годах прошлого века нашим соотечественником Сергеем Гессеном в его широко известной книге "Основы педагогики".


И еще одна замечательная мысль: в школе основной управляющий фактор - это сама природа ситуаций, в которых участвуют юные члены общества. Высказывание принадлежит известному американскому теоретику и практику образования Дьюи ("Демократия и образование", 1916 г.).


Сегодня педагоги начинают вновь открывать для себя старые истины. А многие так и остаются в плену у распространенного у нас отношения к обучению и воспитанию как к педагогическому управлению и воздействию. Самоуправление школьное вообще и ученическое в частности попало под влияние этого отношения.


С точки зрения управленца традиционного типа (а, к сожалению, в подавляющем большинстве управленцы - именно традиционалисты и консерваторы), школьное управление есть лишь одна из форм общей системы руководства школой. Вся образовательная властная вертикаль - от федерального министерства до его региональных, муниципальных и районных/окружных копий ("малых министерств") - рассматривает самоуправление в школе как еще один рычаг проведения своей политики и контроля над школой. Это факт сегодняшней ситуации в образовании, где нажим органов образования преследует вполне конкретную цель: затянуть "административные гайки" и ликвидировать те ростки свободного самоопределения школ, которые начали проявляться в условиях первых лет демократизации этой сферы.


Насколько я знаю положение дел, многие учителя в школах начали уже стонать от вертикального администрирования. "Стало еще хуже, чем раньше", - вот их мнение.


В этих условиях, а также в контексте общешкольных планов возрождения патриотического воспитания и детских организаций смею предположить: поголовное формирование органов самоуправления в школах будет выражением политики образовательной властной вертикали. Этот путь уводит школьное самоуправление в госсистему, а значит, в сторону от практических задач гражданского и демократического воспитания школьников.


В школах может возобладать сугубо управленческий подход к самоуправлению (его черты явно проявляются с первых минут разговора о нем с любым управленцем среднего звена). Что такой подход означает? Строгую вертикаль (иерархию) органов управления, четкое разделение их функций, утверждение инициатив сверху, ставку на лидеров (будущих управленцев и чиновников), подчиненность самоуправления школьной администрации - вот его главные принципы. При таком подходе управляемость органов суть основной критерий.


На одном из совещаний по самоуправлению так и было сказано: "Самое главное - кто стоит у руля!"


Очень надеюсь, что образование (как культурное, а не политическое явление) все же не пойдет по этому псевдосистемному пути. Школьное самоуправление нуждается в культуросообразном подходе. Его основные нормы: отсутствие иерархии, самоорганизация, взращивание инициатив снизу, подчиненность самоуправления школьному сообществу, ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений, учет мнения меньшинства, поиски согласия. Такое самоуправление ставит задачу не готовить новое поколение лидеров, а создавать в школе прочные социальные связи, помогать становлению у каждого школьника способности строить гражданские отношения, то есть взаимодействовать со всеми в обществе. В этом плане самоуправление в школе должно быть ориентировано на ценности гражданского общества и инициативу снизу.


Парадокс сетевого образования


Вы не задумывались над тем, почему постоянные реформы, модернизации, реконструкции и возвратные движения маятника развития образования не двигают образование вперед? Почему движение образования скорее напоминает суетливое топтание на месте?


На мой взгляд, причина в том, что все реформаторы-администраторы подходили к образованию как к закрытой системе, где целенаправленное изменение одного элемента (при строгом соблюдении обозначенной сверху технологии изменений) должно вызвать планируемый эффект.


Не знали управленцы, что наше образование - живой пульсирующий организм, постоянно превращающийся в зависимости от условий то в открытую систему, то в сеть (спасибо Анатолию Цирульникову за обоснование идеи сетевого образования). Если бы управленцы это знали, они никогда бы не начинали реформы "сверху" и сочли бы идею построения в образовании вертикали власти противоестественной затеей.


Образование (подчеркиваю, как подлинно культурный процесс) всегда находит возможность приспособиться к управленческому воздействию: чем сильнее нажим, тем больше признаков сети - больше желания выйти из-под нажима, недовольства субъектов образования, поисков единомышленников, налаживания неформальных связей. Это помогает обеспечить ту само-деятельность, которая оказывалась под угрозой сужения своего поля.


Короче говоря, административный нажим всегда вызывал в сообществе разнообразные явные и скрытые неформальные социальные связи и порождал размытые формы самоорганизации педагогической деятельности. Она как ртуть становилась способной члениться на маленькие капли, не уменьшаясь в объеме, а только расползаясь в центробежном движении, и чаще всего не в горизонтальной плоскости, а в многомерном пространстве образования.


Когда же нажим ослабевал и немного возрастала мера свободы, в образовании начинали более явно работать социальные связи.


Они помогают образованию перегруппироваться в более или менее открытую систему, и то, что раньше осмысливалось в образовании в его сетевом состоянии, начинает оформляться в виде новой волны инноваций.


Открытая система отличается тем, что в ней ослабевают официальные управленческие связи. Вот здесь и просыпается управление и снова начинает реконструировать образование, пытаясь сделать его управляемым. И процесс (цикл) повторяется снова. И он будет повторяться до тех пор, пока не установится гражданское общество.


Сетевой принцип самоорганизации образования наиболее соответствует гражданскому обществу. Ведь гражданское общество и есть сеть, а вовсе не "положенная" вертикаль разных организаций. Гражданское общество возникает естественным образом, когда обеспечены гражданские права. Отсутствие или слабость гражданского общества - свидетельства той или иной необеспеченности гражданских прав, в том числе и в сфере образования.


Сейчас у нас именно такая ситуация: в перестроечный период система образования стала открытой, а поэтому, естественно, хаотической, в ответ начала проявляться активность структур управления и как следствие - образование приобретает формы сетевого пространства. Это - форма самосохранения в образовании ростков свободы и саморазвития.


Один из парадоксов сетевой самоорганизации образования состоит в том, что "сеть" никогда не исчезает, она может проявляться более или менее организованно, скрыто или явно, но при этом она разрастается вширь или вглубь, как только возникает противодействие государственной системы.


Ну а что же наше самоуправление? Оно меняет свои формы и стили в соответствии с общим состоянием образования. Оно приспосабливается то к требованиям "сверху", то к потребностям "снизу", хотя, как известно, приспособление - наихудший вариант существования. Приспосабливаться же заставляет сама наша "неровная" жизнь: то в ней "слишком много" демократии, то берет верх бюрократия, которой хочется управлять "более правильно", не допуская хаоса, то есть стихийных форм самоорганизации образовательных и педагогических сообществ.


Сложность для развития самоуправления здесь в том, что оно-то по своей сути управлением не является! Как сколок гражданского общества оно имеет сетевое строение, а его пытаются выстроить по меркам управляемой сверху системы.


 


 
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?