Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: История в пятом классе и дальше

Пузыревский В. Вариант необычного введения в предмет «история» для 5-х классов


Отдельная передача устных, письменных и вещественных исторических сведений, моделирование бурных исторических помех, приручение спирали времён и домашнее задание - про место, где мне хорошо.

Валерий Юрьевич Пузыревский - кандидат философских наук, продолжатель традиций гуманистической психологии К.Роджерса, учитель частной школы, Санкт-Петербург

Доклад 5.

 

Когда начинаешь какое-нибудь большое дело, то всегда испытываешь волнение, даже если ты человек уже опытный. Первый шаг в приобщении детей к научной дисциплине - шаг ответственный для педагога. Но вот должен ли он начинаться с науки в строгом смысле слова? Вряд ли. Важно идти от привычного, от того, что коренится в жизненном мире педагогов и учащихся. То есть - начинать с начала. Если попробовать двигаться от истоков мысленных и чувственных, то, может быть, тогда дальнейшее изучение истории будет более осмысленным.

 

1.

 

- Ребята, со словом «история» вы уже встречались. Вам хорошо знакомы такие выражения, как «со мной приключилась история», «удивительная история», «я вляпался в историю» и т.д.

Чтобы вспомнить наши обыденные, но значимые для нас исторические ситуации, давайте образуем шесть групп. В каждой будет приблизительно по пять человек. Пусть каждая группа за три минуты вспомнит какие-нибудь удивительные истории, которые когда-то приключились с ребятами этой группы, а затем в небольшой инсценировке покажет нам одну, самую, по их мнению, удивительную, интересную.

После показа каждой истории мы должны будем с вами ответить на очень важные для истории как науки, которая изучается в школе, вопросы (выписываются учителем на доске):

1. Когда произошла эта история? - Год, месяц, число.

2. Где она происходила? - Место.

3. Сколько времени она длилась? - Длительность процесса.

4. Кто участвовал в этой истории? - Участники.

5. Каков был характер действий участников? - Характер.

6. Почему именно так действовали участники? - Причина.

7. Что изменилось в участниках после этой истории? - Последствия.

Итак, начинаем работу в группах! На это 10 минут.

- А теперь, после того, как мы просмотрели все малые истории, имеющие большое личное значение для главных героев и поэтому оставшиеся у них в памяти, давайте перейдем к выяснению того, что собой представляет большая история, история человечества, история различных народов, населявших и населяющих нашу планету Земля.

Когда началась история человечества? Что было до ее начала? Как появился человек на Земле? Как появились различные народы? Почему каждый народ имеет свою, непохожую на другие, самобытную историю? Ну-ка, кто еще может продолжить вопросы? Что вам было бы интересно узнать при изучении истории? (Высказывания с мест).

На все эти вопросы вы будете постепенно отвечать сами по ходу изучения предмета «история» в школе.

 

           И С Т О Р И Я    (выписывается на доске)

 

- Ребята, скажите, а как мы можем знать о том, что было в прошлом? Как мы можем узнать о той истории, которая уже произошла? Ведь ее сейчас-то нет! Пожалуйста, объединитесь опять в свои группы и набросайте ваши мнения об этом. Пять минут на обсуждение.

(Далее следуют возможные ответы: «Можем знать из услышанного нами рассказа участника истории», «Из записей очевидцев», «По оставшимся предметам, вещам…» и т.д.).

 

Устные, письменные, вещественные (выписывается на доске)…

- А как можно назвать то, благодаря чему мы узнаем о той истории, которая произошла в прошлом? Подсказку вы найдете, если назовете слова, начинающиеся на «ист». (Ребята могут вспомнить такие слова, как «история», «исток», «источник», «истребитель», «истина», «истукан» и т.д.).

Какое слово выберем как наиболее подходящее для обозначения того, благодаря чему мы как историки знаем о том, что произошло в прошлом? Источник? Почему именно так? Река времени?

исторические источники (дописывается на доске).

 

2.

 

- Для того, чтобы наглядно представить, как из прошлого доходят до нас, до нашего времени, сведения об исторических событиях,  давайте проиграем это на себе. Прошу всех сесть в общий полукруг так, чтобы соседями рядом с вами оказались ребята из вашей прежней группы. В нашей игре исторические сведения будут передаваться по цепочке через ряд

 

исторических периодов (выписывается на доске), в роли которых выступят группы из ребят, а каждый из вас будет представлять какое-то

 

               историческое событие    (выписывается на доске).

 

Последний человек в нашем полукруге (например, по часовой стрелке) играет роль Историка, а первый - роль Автора исторического источника (очевидец, летописец, мастер).

 

Итак, начинаем. Передаем исходящие от Источника-Автора (по типу игры «Испорченный телефон»):

1. Устные исторические сведения. (Например, в качестве устного исторического источника берется фраза «И жил Олег, мир имея со всеми странами и княжа в Киеве» (из «Повести временных лет»). Шепотом на ухо соседу в полукруге она передается по цепочке к Историку).

2. Письменные исторические сведения. (Для записи все участники берут ручки и листочки бумаги. От руки пишется фраза «Отъкуду есть пошьла Русьская земля?», которая в молчании по цепочке переписывается ребятами, доходя до Историка).

3. Вещественные исторические сведения. (Играющему роль Историка завязывают глаза. Из костяшек домино или игральных шашек строится какая-нибудь конструкция, которую нужно по цепочке передать  Историку).

 

Кстати, во время передачи исторических сведений можно смоделировать и помехи, которые в настоящей истории проявляются в виде каких-то бурных событий, стихийных бедствий, революций, намеренных искажений фактов историками в угоду правителям и т.п. В игре же, например, может кому-то достаться задание говорить со сжатыми зубами, с зажатым носом, писать левой рукой или держа ручку между мизинцем и безымянным пальцем, передавать подставку с «постройкой» из домино, держа ее на кулаке или с закрытыми глазами.

Итак, Историку по полученному источнику нужно попытаться воссоздать его первоначальный неискаженный вид и составить на основе его изучения представление о событиях и жизни людей в прошлом.

Кстати, ребята, как вы думаете, какой из источников - устный, письменный или вещественный - дает наименьшие искажения сведений о прошлом? Почему так?

 

3.

 

Вообще историю развития человечества можно представить в виде спирали времени, развивающейся из прошлого в будущее. То есть наш игровой полукруг можно изобразить и графически. Он находится между точками И (ИС-точник=из-точки - О) и Н (настоящее время). О - первоначало.

Ребята, которые играли роль исторических периодов, разные по росту, по весу, по цвету волос, по темпераменту и т.д. Разными по характеру были и исторические события, периоды человеческой истории, исторические судьбы тех или иных народов.

Самое близкое и дорогое для нас - это наши родители, наша семья, наш дом. Наша малая Родина - это тот маленький мир, где мы родились и росли. Двор, улица, район. Та речка, где мы купались или ловили рыбу, и тот лес, где мы любили собирать грибы и ягоды. Этот маленький мир лишь часть той большой земли, на которой живет наш народ и многие другие народы. Наша страна - это наша большая Родина, имеющая свою большую историю. Вот ее-то мы и будем изучать в пятом классе.

 

Домашнее задание:

Напишите небольшой рассказ под названием «Там, где мне хорошо».

 

Пятый класс
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?