Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Тарунтаева Т. Истории с умными глазами


Если в присутствии этих детей кого-то обидят, они не будут делать вид, что «меня это не касается», - они встанут и скажут: «Ты не прав». Не агрессивно, не оскорбительно - а со спокойным чувством человеческого достоинства. Потому что они ото всей своей жизни, ото всей системы отношений глубоко воспитанные люди.
Ведь культура - это не этикет; это развитая способность сочувствовать другим людям - и это умение находить культурные формы для выражения такого сочувствия, для деятельной помощи другим.

Татьяна Владимировна Тарунтаева - научный сотрудник Центра «Дошкольное детство», многолетний руководитель Лаборатории Преемственности дошкольного и школьного детства, ближайший соратник Е.Е.Шулешко и А.В.Запорожца, разработчик математических методик для дошкольников, канд.пед.наук
Размышление 1.
Выступление на встрече московских педагогов-шулешкинцев в детском саду 1398 в начале октября 2007 г.
 
Жить, не разбивая себя
 
…В том, что сегодня мы видели, в том, что потом обсуждалось и уточнялось, мы искали и находили отражение системы взглядов, педагогических и психологических, Евгения Евгеньевича Шулешко.
Главный принцип шулешкинской педагогики вы хорошо знаете: самое первое и самое главное - это дружба, её зарождение и освоение этих отношений. Дружба - не в поверхностном, приятельском, а в самом глубинном значении этого слова. И если это будет заложено - всё остальное пойдёт. Мы могли сегодня наблюдать, как воплощаются эти дружеские отношения, на каких деталях и крохотных событиях они укрепляются.
Какие педагогические условия позволяют помочь этому расцвету детской дружбы? Все они сводятся к нормализации жизнедеятельности детского сада. Детский сад, естественно, начинается с воспитателя. А его профессиональная жизнь налаживается, нормализуется тогда, когда он перестаёт воспринимать её дробно: мол, здесь я за детьми присматриваю, здесь с ними немного играю, здесь воспитываю, а здесь я их учу.
Нет же; работа воспитателя - это насыщенная общая жизнь с детьми, открытая к новым впечатлениям, неожиданным маленьким событиям - смешным, умным, печальным, трогательным, поучительным... И на занятиях это должно проявляться в особенности. Евгений Евгеньевич относился к этому так: занятие - просто кусок жизни, но, может быть, более интенсивно проживаемый. И когда мы движемся сквозь этот кусочек жизни, мы чем-то занимаемся между собой - потому и называется «занятие».
 
«Новенькие-старенькие»
 
Многие обратили внимание на удивительный момент, касающийся новеньких в группе, где мы были. Я, например, не заметила, кто именно новенький. А ведь ещё только осень. Ребята делали очень сложные вещи, решали задачи, требующие большой сосредоточенности и хорошо налаженного взаимодействия, вели вдумчивые разговоры. За ходом их занятий чувствовался огромный опыт совместной жизни - целого года жизни в старшей группе.
Но оказалось, что новые дети уже влились в этот коллектив. Те, другие, у которых за плечами был целый год, они своей открытостью, участливостью, доброжелательностью дали возможность нескольким новичкам за два месяца подключиться к тем же возможностям, которые открываются сейчас для большинства детей как результат их наработанного жизненного опыта.
 
Взгляд
 
В чём-то похожий яркий пример я наблюдала в саду 1127 г. Москвы. В группе, где дети уже знали друг друга, им надо было по какому-то принципу разбиться на маленькие компании. Они это уверенно сделали - но я так и не поняла, какой же признак они выбрали. А выяснилось, что они разошлись на группы по цвету глаз! Это ведь как надо было вглядеться в глазки друг другу!
А вот другая история, более старая, и тоже про глазки. Пришли наши сплочённые, дружные дети в 1-й класс; семнадцать человек из одной группы. А вскоре звонит мне завуч: «Не знаю, что делать, учительница просто не переносит этих детей». Приезжаю, сажусь на уроке на задней парте. Минут через двадцать учительница просто дошла до точки кипения. А дети - эти семнадцать - в какой-то момент так обменялись взглядами, что, не произнеся ни звука, все встали. И так же, непонятно как, глазами, они договорились, кто именно будет говорить. (А ведь первый класс!) И этот один, кому было доверено, сказал: «Светлана Алексеевна, нам так не нравится. Мы так больше не будем». Больше не было произнесено ни одного слова. Но они все стояли плечом к плечу, локоть к локтю.
Светлана Алексеевна не выдержала, выбежала в коридор, воскликнула «не буду я работать с этими детьми!», заболела. А когда мы встретились с ней уже в конце года, она подошла и сказала: «Какая я была дурочка! Ведь эти семнадцать, они же за два месяца до своего уровня в чтении, в письме дотянули тех, других, в классе, которые пришли совсем никакие».
Это о том, что даёт наша система работы. Это и о том, что взрослые думают об удобных и неудобных для себя детях. Если педагог настроен первым делом согнуть и подчинить себе учеников - то малыши, привыкшие помогать друг другу, привыкшие заниматься осмысленным, а не абсурдным делом, обсуждать между собой его ход - кажутся ему ужасными, неуправляемыми детьми. Если же он озабочен не самоутверждением, а хочет достичь каких-то здравых результатов - то его оценки меняются на противоположные.
 
Культура как способность сочувствовать
 
Ещё такой момент. Многие обратили внимание на то, как дети у Любови Фёдоровны используют формы публичного поведения и чуть более официальной, чуть более «взрослой» речи в тех случаях, когда ты обращаешься к окружающим публично, ответственно.
Это ведь тоже очень важно для человека (и уже в этой его жизни, в этом возрасте, и тогда, когда он подрастёт). Если в присутствии этих детей кого-то обидят, они не будут делать вид, что «меня это не касается», - они встанут и скажут: «Ты не прав». Не агрессивно, не оскорбительно - а со спокойным чувством человеческого достоинства. Потому что они ото всей своей жизни, ото всей системы отношений глубоко воспитанные люди. И мы это сегодня могли наблюдать.
Ведь культура - это не этикет; это развитая способность сочувствовать другим людям - и это умение находить культурные формы для выражения такого сочувствия, для деятельной помощи другим.
 
Ясные смыслы «непонятных изысков»
 
И несколько слов о «методике». Однажды зашёл разговор (и, наверное, подобные разговоры нередко возникают среди наших педагогов): «Всё это хорошо, с детьми жизнь замечательно налаживается; но так ли нужны методические изыски, можно ли попроще, без этих записей символических, без сложных пальчиковых конструкций?»
Но это для нас они кажутся сложными. А для детей - они ведь самые естественные. Господь дал мне меня как моё наглядное пособие. Это не кружки, не квадратики, это - руки. На них мне легче всего почувствовать свою готовность быть пишущим, споосбность справиться с таким новым для себя делом. Именно на кончиках пальцев легче всего ощущается слаженность и своей мысли, и своей речи, и своего тела.
Другая сторона связана с тем, что с «ручных уголков» начинается знаковая запись слогов. «А зачем она нужна?», - тоже спрашивают очень часто. Так ведь именно тут закладывается письмо! Именно тогда, когда ребёнок понимает, как можно знаками изобразить своё имя, обращение к другу, любое слово. Шестилетка ещё не должен знать, пишется ли «молоко» или «малако»; но когда он «пишет» слоговыми знаками, то ему не надо задумываться над каждой буквой - а навык письма, общая культура письма уже закрепляется. А потом дети пишут, они «планируют» свою запись, как это у Катаева: «…Одну букву пишу, вторую примечаю, а третья мерещится…». А некоторое время спустя так же естественно придёт к детям и грамотность в правописании.
Ведь нормализация жизни детей и взрослых происходит тогда, когда нет разрыва между тем, как детей обучать и как с детьми жить. А в освоении письменной речи эти наши, на первый взгляд, избыточные «изыски» (мол, подумаешь, разве дети без таких премудростей читать-писать не научатся?) и позволяют «сшить» между собой освоение внешних норм культуры и личное становление самого себя как грамотного человека. Человека, уважительно и бережно относящегося и к своим возможностям, и к окружающим его людям.
 
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?