Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сетевой подход в образовании

Ланцберг В. Плавание в мотивационном поле


Владимир Исаакович Ланцберг - знаменитый поэт, автор-исполнитель. Один из практиков и теоретиков коммунарства, организатор различных форм работы с детьми, исследователь возможностей метода проектов. Публицист. Соавтор книги «Технология группы».
Доклад 11.
 
1. Не верю в безвертикальность, безымперативность. Вопрос в том, что это за императив, чему (кому) служит и как работает. "Не мешайте ребенку слоняться", "ребенок лучше знает, что ему нужно" - в таких фразах мне слышится демагогия. Точно такая же демагогия нагромождается покруг понятия "семья". Слово "семья" - не информация. Семья может быть той или иной, с теми или иными возможностями и невозможностями давать образование и воспитание.
Сеть должна "плавать" в мотивационном поле!
Сама по себе она хороша как вариативное пространство, в котором действуют целенаправленные усилия педагога и педагогической системы, в которой он работает. Это и есть те самые императивы, микровертикали.
 
2. Узлы сети могут иметь различные характеристики и параметры. Только когда они известны, можно понять, чего стоит сеть.
Для взаимодействия педсистемы с сетью необходимо согласовать их граничные условия и (хотя бы в самых широких пределах) ценностную аксиоматику. Иначе нет смысла говорить о воспитании, но лишь об экскурсии. Для создания сети необходим отбор узлов (из всех потенциальных, находящихся в пределах досягаемости) по критериям педагогической пригодности.
Очень ли избыточными должны быть узлы? Не всегда. Как правило, при любом превосходстве информационном, духовном, интеллектуальном и пр. узел в связке с ребенком становится "паровозиком". Необходимо лишь найти значение "кучи" для каждого "паровозика".
 
3. Априори считается, что клиент движется по сетевым маршрутам от узла к узлу. В принципе же возможно, а из соображений удобства и желательно движение узлов сети относительно учеников школы, что делает сеть доступней. Аналог: ситуация с горой и Магометом. Движение сети относительно клиента вполне реально в случае, когда узел не стационарен.
 
4. Узлы (потенциальные) существуют всегда и везде. Почти в любой глуши можно слепить сеть "из того, что было". Но общение узлов, их взаимообогащение, обмен информацией невозможны (или же ничтожны и случайны) без центра инициации работы сети и, как следствие, общения узлов. Вроли такого центра неизбежно выступает "материнская" педсистема.
 
5. Вопрос Д. Иванова об одной базовой потребности, удовлетворяемой в школьной сети, некорректен, если только не принять в качестве ответа, что это потребность в саморазвитии. Все узлы Интернета в принципе однородны функционально и различаются лишь содержанием информации: информация о науке, искусстве, производстве... Сеть образовательная более разнородна: это собственно наука, искусство, производство, быт с возможностью погружения в них.
 
6. Сеть нельзя цеплять к существующей стандартной школе, точнее, можно, но бесполезно. Кроме того, сама идея сети будет опошлена тем, что стандартная школа не приемлет, не допускает вольного "слоняния" и индивидуализации. Сеть же хороша возможностью тонких взаимодействий отдельного узла с отдельным ребенком.
 
7. Сетевое образование возможно уже при простом "слонянии" по сети.
Сетевая педагогика как активное участие кого-то или чего-то (чаще всего - педсистемы) в нравственном становлении личности возможна лишь при сговоре между субъектами (деятелями, функционерами, педагогами) системы и узла.
 
8. Сеть горизонтальна. Это "равнина". Гармоничнее всего она сочетается (взаимодействует) с "холмом", но не "горой". Такой "холм" - почти горизонтальная ("слабовертикальная") школьная система, основанная на клубном (полунеформальном) принципе взаимоотношений, когда ярусов власти мало, а вертикаль пронизывает каждого члена сообщества отдельно, автономно, как согласованный с другими членами сообщества личный идейный, ценностный стержень, императив.
Эти стержни в совокупности и составляют значительную часть вертикальной структуры педсистемы, задействующей сеть.
 
9. Сеть не самодостаточна как образовательная система. Неуправляемое "слоняние" по узлам чревато образовательной эклектикой и низким качеством результата. Школа, не ищущая маргинальности, вынуждена считаться с "заказом" государства и родителей, а также "отложенным" (осознаваемым задним числом) "заказом" самого ребенка. В то же время, школа, ищущая эффективности, не должна чураться сети.
В принципе, между "заказом" и сетью противоречий нет. Вернее, при определенных условиях они могут и, возможно, даже должны сосуществовать в рамках единой педагогической системы.
Этими условиями, этой системой может быть "школа саморазвития", как бы заполняющая технологический разрыв, в котором могут существовать обе функции - "заказ" и сеть. Такая школа создает мотивационное пространство, в котором провоцируются перемещения ученика от узла к узлу сети (при возможности выбора с его стороны). Возникает его самообразовательный путь, в котором сеть является совокупностью возможных "встреч".
Каждая образовательная "встреча" самоценна и самодостаточна в своих пределах, что вполне "складывается" с представлением о независимости узлов сети как существующих изначально, до осознания принадлежности их к сети.
Независимость узлов реальна, ибо они не подвергаются насильственным изменениям с целью включения их в сеть, а лишь выбираются педсистемой из множества подобных по критериям "профпригодности". Узел нонконформен социокультурно, но сервилен функционально как часть педагогической структуры. В этом смысле он должен работать в структуре сознательно.
Если школа (ее фрагменты) является частью более широкой сети, включающей другие равностатусные ей структуры, необходима их соорганизация, прежде всего идеологическая. Только при этом условии одни и те же узлы сети могут бесконфликтно обслуживать несколько систем.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?