Размышление 10.
Шибакова Тамара Алексеевна, воспитатель в средней группе:
Сейчас мы подошли к тому, что дети узнали письменные буквы. Специально я их не учила. Сначала мы рассматривали печатные буквы, имена в три ряда: они находили своё имя - на какой строке, какого цвета. Прошло некоторое время - я написала письменными буквами имена, не говоря ничего. И вдруг Алёна подбегает: «А я своё имя нашла!» И показывает. Я поняла, что она узнала его по буковке «ё». А здесь и другие подошли, стали искать, нашли. Ориентировка пошла так непринуждённо: находили и справа, и слева, и следили, на какой строке, считали строки и снизу, и сверху.
К буквам я перешла не по своей даже инициативе - от детей. Как-то в младшей группе мы после сна одевались, и Лера говорит: «А моя первая буква - Лэ». Ксюша подбежала: «Лера знает свою первую буковку. А какая моя первая буковка?» Я ей сказала. Тогда я и сделала с буковками карточки, положила в коробочку и поставила у себя на столе. Так они каждый день подбегали: «А можно я свою буковку возьму, поиграю». Так Алёша, Алёна и Аня знали каждый свою буковку, и только её брали.
Исаева Татьяна Михайловна, педагог из 69-го детского сада:
Я частый гость в этом детском саду, но никогда до сегодняшнего дня мне не приходилось увидеть ряженье. У нас есть игра «в превращения»: ребёнок превращался в различные предметы, в игрушки. Велосипед изображали. И мне всё время было интересно, а как вы это делаете? Я в таком восторге сегодня была.
…И я заметила, что если детям что-то непонятно, они к нам не подходят. Они подходят к своим друзьям, и чувствуют, к кому за чем подходить.
Алиева Татьяна Ивановна, зам. директора Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца:
Меня впечатлило на занятии в средней группе: способы введения детей в слушание речи и вылавливание смысла и значения того, что говорится. Большая находка - делать это по скороговоркам. Ведь скороговорка как речевое, языковое явление такова, что смысл её пересказать невозможно. Но можно передать через драматизацию, и только тогда он будет адекватен тому, что говорится. И удивительно, что смысл скороговорок действительно совершенно адекватно передавался детьми.
И ещё - вроде бы такая мелочь, но дети в средней группе эту мелочь услышали. Воспитательница предлагает: «Давайте пересчитаемся, сколько нас здесь». Дети начинают считать. Воспитатель: «А меня вы что, хотите вывести?» И дети это слышат - не «сколько вас», а «сколько нас здесь».
Реутский Сергей Владимирович, автор оригинальной методики физкультурной работы с детьми:
Обычно нам, педагогам, не хватает сил потерпеть, пока дети догадаются чего-то сделать, не подсказывать, не торопить их, а подождать, когда они созреют. Это очень радует, когда и задание по силам, и когда они сами находят нужное им решение.