Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Парамонова Л. Общие нормы и уникальные открытия


Лариса Алексеевна Парамонова - директор Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, руководитель авторского коллектива программы «Истоки», разработчик методик детского конструирования, автор многих книг о дошкольном воспитании, доктор пед.наук
Размышление 15.

Позвольте мне сделать небольшое заключение всего услышанного, и наметить какие-то небольшие перспективы дальнейших наших встреч.

Удовольствие, которое мы получили, очевидно. Я лично для себя открыла определённую часть методики, которая была сделана уже помимо меня. Продолжение работы с таблицами, с уровнями, с банками - этого всего я уже не знала в «шулешкинском» опыте.

Для меня это очень важная, знаковая вещь: то, что разработал Евгений Евгеньевич, что он закодировал - это говорит о его движении, его осознании того, что не всё настолько совершенно, особенно по отношению к дошкольникам. Ведь до нашего НИИ дошкольного воспитания он очень много работал со школьниками. Для него это всегда была увлекательная задача: как это понимание глубинных, общечеловеческих вещей проецировать на природу дошкольника? Ведь она специфична.

Но сегодня я хочу отметить: тут есть два направления раздумий.

Одно направление связано с теми людьми, которые уже много лет работают по методике Шулешко. Они размышляют, думают и примеряют то, что они делают, и обогащают себя и, может быть, будут пробовать ещё.

Но есть и другая направленность размышлений. Вот, существует традиционная методика работы с детьми в детских садах. И по своему воплощению она бывает «плохой» - а бывает совсем «неплохой».

Что же принципиально общего для любой хорошей педагогики? (Дурную не берём: заорганизованность, «не делай», «не бери», «делай так, как я» - это не про то).

Какие общие места можно было бы выделить в хорошей традиционной педагогике и в «шулешкинской»? Их много достаточно. Хочу назвать несколько (те, что я успела, кстати, сегодня заметить).

Во-первых, обращённость к каждому ребёнку. Имя каждого ребёнка звучит по нескольку раз, и не только у педагога, но и у других детей. Очень важная вещь. Эта работа в компаниях предполагает сохранение своеобразия каждого. Произнесение имени - очень знаковая вещь, которая вводит в смыслы всех других детей. Саша - он умеет то-то и то-то, делает вот это в компании - сейчас это имя окрашено смыслами той ситуации (в математике, в языке), с чем они работают. Впрочем, это то, что должно быть везде - но чего не достаёт даже хорошей традиционной педагогике. Это чрезвычайно важно.

О том, что не хватает проживания через движение. Мне этот тезис кажется забавным. Потому что дети ведь очень разные: одни визуалисты, другие кинестетики. Важно детей, которые привыкли всё изучать глазами, которые не хотят телесных контактов - вводить в телесную культуру через содержательные какие-то вещи. Чтобы он уже обращал внимание не на то, что «меня держит за руку другой человек», а на то общее дело, которое мы сделаем благодаря этому. Это - ещё одна важная вещь, принципиальная для нашей педагогики, и, по-моему, необходимая. Как её ввести? Как делать? Это искусство. И это нужно делать.

Теперь по поводу понятий и того, что детям близко.

Дидактика, которая строится от общего к частному, где вначале даётся обобщённое понятие, а оттуда идут его проявления, упражнения и так далее - по отношению к школьному возрасту это явление естественное. А по отношению к дошкольнику оказывается возможным тот же принцип: от общего к частному. Но: каждое частное, которое мы даём ребёнку, не может быть только частным, это обязательно проявление чего-то общего. Вот тогда принцип работает. Пример - банка, которую мы видели на занятиях сегодня. Уровень в ней - это обобщённая вещь, но через эту конкретность мы приходим опять к обобщённой и даже более отвлечённой вещи, и уже на плоскости определяем этот уровень.

 

…Полгода прошло с тех пор, как мы попрощались с Евгением Евгеньевичем. Но всё то наследие, огромное богатство, которое он нам оставил, заставляет нас задумываться, как реализовывать идеи Евгения Евгеньевича. Насколько мы глубоко проникли в его замыслы? Что у нас получается, что нет? Что мы сами развили из того, о чём он и не успел задумываться?

Самая большая память, когда о человеке вспоминают по его делам, и самое главное - претворяют в жизнь то, что он пытался сделать за всю свою, для нас очень короткую, жизнь.

Хочу сказать, что каждый из нас, занимаясь своими методиками или конкретными ситуациями с детьми, может вывести всех на такие общие фундаментальные вещи, которые значительно обогатят, даже перевернут подходы к той или другой частной методике, к более общим вещам.

И огромное спасибо этому детскому саду, который столько лет (уже 25!) работает по методике Евгения Евгеньевича Шулешко. Ведь многие начинали, потом бросали. Я удивлена, насколько у вас эта работа не просто удержалась - вошла в плоть и в кровь.

 

Ход общего обсуждения на встрече в Лыткарино записал Егор Болтаев
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?