Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Соломянник Н. Говорите о детях! Конспекты шулешкинских выступлений в Красноярском крае


В совместной жизни есть множество ситуаций, есть возможность любой вопрос рассматривать с разных точек зрения, искать и отстаивать свою собственную. Так ребёнок получает опыт человеческих отношений, построенных на взаимном уважении друг к другу… Дети помогают друг другу выделять учебную задачу. Осмыслить её. Ребёнок чувствует интерес со стороны сверстников к его умениям, и не столько к оценке, сколько к тому, что он знает и делает, к тому, что узнал и сделал.

Надежда Георгиевна Соломянник - учитель-филолог, преподаватель кафедры дошкольного воспитания Красноярского института усовершенствования учителей, координатор работы «шулешкинских» учителей края.
Размышление 17.
 
Все те, кто видел Шулешко в работе с детьми, приобщился к его педагогической практике, принимал участие в обсуждении дел педагогических, навсегда сохранят шулешкинскую манеру отношений. Общение с ним дарило педагогу, пожалуй, самое главное - понимание самого себя и своего дела. Он ничего не изобретал и не рассказывал, как должно быть, а помогал ответить на вопрос, как и что случилось в данный момент. На вопрос: «А как должно быть?» Отвечал: «Не знаю, случилось вот так».
 
В работе с ним больше всего поражало его бережное отношение к педагогам, которые показывали открытые уроки или занятия. «А какова была цель урока и чего вы хотели добиться?» «А какое это имеет значение?.. Вам показали урок (занятие). Расскажите, что случилось с детьми, сравните их со своими».
 
С 1998 года Евгений Евгеньевич Шулешко работал с педагогами Красноярского края. Преподаватели кафедры дошкольного воспитания Красноярского института повышения квалификации работников образования обязательно присутствовали на всех встречах, дискуссиях, разговорах. Осталось много записей обсуждения педагогической практики.
 
«Научитесь говорить о детях, а педагог будет думать о себе» - эту фразу можно выбрать ведущей в разговорах Евгения Евгеньевича с педагогами. В его практике анализа был строгий запрет обсуждать действия педагога и наша любимая фраза «А какую цель вы преследовали?» неизбежно разбивалась об ответ: «Спросите у детей. А вы расскажите, что с ними случилось, с детьми». По просьбе редакции газеты преподаватели кафедры Красноярского ИПК РО сделали подборку тематических разговоров, вопросов, которые задавались педагогами. В сегодняшней статье свои записи представила старший преподаватель кафедры дошкольного воспитания Надежда Георгиевна Соломянник. Её опыт работы больше связан с учителями начальных классов, но разговоры, записанные ею, имеют общепедагогическое, общедидактическое звучание.
 
 
1. УСПЕХ. УСПЕТЬ. УСПЕВАТЬ. УСПЕШНЫЙ
 
Толкование.
УСПЕХ - удача в достижении чего-нибудь;
-   признание группой ровесников;
-   легко, без затруднений;
- пользоваться успехом - быть популярным, вызвать к себе интерес (в публичном выступлении).
УСПЕШНЫЙ - удачный, компетентный (для взрослых прописано, а для детей нет).
УСПЕТЬ - сделать в срок что-нибудь, добиться чего-нибудь. УСПЕВАТЬ - успешно заниматься учебным предметом.
Вопросы: УСПЕХ!
- когда он приходит?
- Как его обнаружить?
- Кто его обнаруживает?
- В чём он проявляется?
- Успех как следствие чего?
- Слагаемые успеха?
- Кто задаёт условия успешности?
- Удача и успех. Что их объединяет, а что отличает?
- Можно ли его спрогнозировать?
- Откуда? Как видим это?
- Что мы считаем успехом?
 
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ОБЛИК УСПЕХА
Внутренний облик складывается:
- собственная воля;
- целеустремлённость;
- адекватная самооценка;
- уверенность; самопризнание;
- любознательность.
 
Внешний облик успеха (публичные выступления):
- презентация себя;
- умение отстоять свою точку зрения, позицию;
- признание её другими;
- анализ и самоанализ;
- оценка ровесниками.
 
Например: В мае месяце на уроке русского языка во втором классе Ксюша Л, обращается к классу:
- Ребята, я хочу придумать домашнее задание сегодня, но такое, чтобы оно было интересным и не очень простым. Пауза. Слава Т.:
- Ксюша, а ты вспомни, что на уроках обычно вызывало большую радость у нас.
Ксюшу закрутил водоворот воспоминаний, и она на ходу стала что-то увлечённо в тайне от других творить. За две минуты до конца урока она, не нарушая тишины, вышла к доске и условными значками вывела на доске: Н.Н. «НИЕД» 1 пр. заш. (В кругу точка). Класс окунулся в разгадывание. Уже давно шла перемена. И вдруг Саша Л.:
-  Ксюха, спасибо, это, правда, интересно, ведь у всех предложения будут разные, но из одного места.
И все согласились, ведь это так просто:
- Николай Носов «Незнайка и его друзья». Одно предложение зашифровать в «круге частей речи».
 
Внутренний успех и внешний успех всегда ли они вместе? Если вместе, то с чем это связано? Если нет, то когда внешний успех переходит во внутренний? Здесь должен быть анализ, который ведёт к открытию.
 
Например: учитель прочитал задачу. Дима даёт уже готовый ответ. Учитель: Может быть и так! А как ты считал тогда? Дима со всеми начинает выстраивать ход рассуждений.
Ребёнок пошел на риск. Он рискует всегда, но про это не догадывается. Позиция взрослого тогда: не бить по рукам, если ответ неверен, и не хвалить. -Подметить....
 
Успешного никто за руку не ведёт.
 Рискует ребёнок:
- потерять время в разговорах;
- показать свою некомпетентность;
- самостоятельно принять решение (посыльные);
- выбирая из многих вариантов, наговоренных в группе,один (взять ответственность на себя за других).
Рискует учитель:
- потерять время в разговорах;
- уходя от написанного плана, идти от представлений детей;
- работая в зоне ближайшего развития;
- по каким критериям судить, что ваша работа успешна;
- как себе рассказать, что дети тоже успешны.
У каждого учащегося есть предел усилий и возможностей. Учащийся, имеющий нечто большее, выходящее за этот предел (берёт на себя ответственность),  умеет определить свой уровень успеха в деловых отношениях. Наличие таких учащихся зависит от того, умеют ли дети видеть грамотно действующего, оценивают ли себя с этой точки зрения и есть ли рядом грамотно действующий взрослый.
 
«Неслучайность успехов каждого ребёнка подтверждает детская общность»
А.Н.Юшков
 
Общественное признание успехов в овладении культурными навыками. Успешность признаётся через оценку других, через самооценку. Важным условием является наличие деловых отношений.
 
 
2. КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ
 
АНАЛИЗ УРОКА
Учитель может и должен прогнозировать запуск ситуаций на уроке и возможный продукт детской деятельности.
 
Вопросы для анализа:
Что является продуктом деятельности? Продукт стал результатом? Удерживает ли учитель условия жизнедеятельности детей, при которых они оценивают, определяют способ действия; слушают другого, принимают другие мнения, отстаивают при этом своё. Создание психологического климата.
 
Например: Есть у нас в классе Артём С., который чаще всех выступает в роли стороннего наблюдателя, практически никогда не выходит к доске.   Как-то на уроке математики во 2-ом классе дети записывали внетабличные случаи умножения. Каждый побывавший у доски передаёт эстафету желающим объяснить следующий пример. Женя С., расписав очередной пример, поворачивается к ребятам лицом и видит, что поднятых рук нет - все пишут. И тут поднимается рука. Женя уступает место. Никто не обращает внимания на движение по классу, все уже подустали немного.
Артём начинает писать, поясняя при этом: 6*16-6*10 + 6*6-60 + 36-96.
Все замирают - они слышат и видят, как Артём робко, но верно шагает к своему собственному успеху, который так редко ему сопутствует.
Богдан М: Артёмка, ты просто молодец! Ты смог с таким трудным примером справиться!
Удержаться никто не смог - все дружно захлопали в ладоши. А Артём сел в недоумении на своё место:
-   Я делал то, что делали все, за что вы мне хлопаете?
 
 
3. ЛЮБАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ТРЕБУЕТ АНАЛИЗА
 
Что является содержанием образования? Размышления по поводу того, как подступиться к таблице грамотно действующих детей и взрослых.
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС:
Приоритетные задачи начальной школы:
- целостное гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
- становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
-   Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов школьников.
 
ИДЕИ:
-   обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
-   методика изучения каждого предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности.
-   Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
 
Качественные изменения в личности младшего школьника (на выпуске из начальной школы):
-   сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебных задач;
- сформированное умение добывать знания, инициативность школьников в постановке гипотез, поиске существенных доказательств;
-сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, творческий подход к учебнику;
- высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображение, мышление, связная речь и др.
 
Педагоги:
-   создание ситуации, в которой можно учиться;
- организация второй половины дня: обустраивать жизнь детей так, чтобы они проявляли самостоятельность в организации различных мероприятий.
 
Содержание образования - общение детей.
Известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным», успешным.
Неудачи не должны удручать ребёнка.
 
Критерии:
- адекватная оценка;
- желание быть успешным;
- целеустремленность;
- чувствовать понимание со стороны сверстника, взрослого.
 
Предположение: если мы внимательно наблюдаем за ребёнком, то видим, что с самого раннего возраста он к чему-то стремится, хочет чувствовать себя успешным, но, встречая на своём пути в какой-то момент недопонимание, он останавливается на достигнутом. Если ребёнок будет уметь легко добывать нужную информацию, применять полученные   знания на практике, он будет успешным.
Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори   им о том, что ты хочешь, чувствуешь, о чём думаешь. Природная детская импульсивность тоже может помешать успехам в учёбе. Задача педагога: снять страх, научить жить в коллективе, считаться с товарищами.
Нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.
- Изменение стиля общения - не бояться быть добрым, ласковым с детьми, твёрдая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности маленьких школьников.
- Игровая методика - это когда учатся дети: понимать и прощать, сочувствовать горестям, поддерживать друг друга.
- Научиться на многое смотреть глазами детей, удивляться и радоваться.
 
 
4. СОЧУВСТВУЮЩИЙ НАБЛЮДАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ
 
Запуск любого дела для учителя иногда протекает недостаточно легко. А что говорить тогда про ребят? Каково им пережить неудачу?
Учителю важно предвидеть эти трудности, и не в том смысле, что знать, «где соломки подостлать», а дать возможность детям ощутить себя успешными в их преодолении. Работаем не на результат, а на выявление способов понимания (дети про это не знают), то здесь важно прочувствование самим учителем всего происходящего. Не навреди!
Да, способ достижения результата известен только взрослому, но если мы хотим, чтобы дети пришли к обнаружению способа своим собственным путём, нужно набраться терпения и ждать... Займите удобное для наблюдения место.
 
1 КЛАСС. МАТЕМАТИКА.
 
На столах в каждой группе вёдра с водой, рядом железные кружки с ободком по краю.
- Ребята, представьте себе, что вы путешествовали долго, устали. Захотели пить. Набрели на колодец. Колодец глубокий. И вы достаёте воду кружкой, но ровно половину.
Каково же было удивление, когда одни стали вычислять половину, другие стали действовать, взяв кружку в руки. Но в одной группе произошла заминка: они стали рассуждать и пришли к выводу, что нужна верёвка. Коля быстро сообразил и вытащил шнурок из ботинка. Он нашёл способ. Он поймал успех. Группа ликовала:
-   Коля, если бы не твой шнурок, мы бы засохли. Конечно, учителю хотелось вмешаться, хотелось и верёвки дать и узелки быстро завязать, глядя, как они мучаются.
Успешность группы - это залог успеха каждого, не только того, кто выступает от группы, а всех тех, кто вовремя подал карандаши, кто держал листик.
Откуда приходит признание?
Анализ (деловая позиция) и защита (?) - это про одно и то же? Анализ детей учитель воспринимает всерьёз. Если верим и всерьёз, то можно найти нужные слова и ситуации.
Успешность - это дело детей! Они оценивают друг друга гораздо жёстче, чем это делаем мы, взрослые.
Если привязывать себя к отметке (это может быть и необъективно), то успешность пропадёт.
Учитель должен оставаться загадкой. И стараться выступать в роли сочувствующего, заинтересованного взрослого. Надо найти своё место на уроке, учитель должен уважать право детей на образование. Не лезть в дело детей, а помнить только о своём деле. Никогда не надо смешивать эти дела. Дело учителя - держать сговор и правила.
Ребёнок видит мир в целом. Учителю надо думать, как выстроить урок. Дети выбирают свой способ, а учитель фиксирует все предложенные способы на доске.
Есть опасность! Чтобы дети не заболтали нас; не ушли в другую сторону. От учителя требуется: с одной стороны - вырабатывается правило, задание совместно с детьми; с другой стороны -удержание этого, а не диктат. Жить по правилам. Когда учитель это понимает, он может найти язык общения с детьми. Доверяйте больше детям.
 
РАЗМЫШЛЕНИЯ.
 
Если есть правильно понятые и достойно сформулированные принципы сосуществования, сотворчества, содружества детей и взрослых, то их совместное взаимное обучение и воспитание будет успешным. Принципы эти стары как мир: тот, кто учит - учится; кто развивает других, развивается сам. Кто не учится, не может научить, кто не развивается сам, тот не разовьёт и других.
Что побуждает ребёнка работать на уроке? Какие существуют школьные ценности, ради которых ребёнок учится?
Познавательность! - основное содержание урока.
Творческое отношение к миру уже есть у ребёнка, но его необходимо перевести из сферы вещей в сферу мыслей. Этот качественный скачок в развитии ребёнка может произойти в младшем школьном возрасте. Развивающие игры, эксперименты, исследования являются здесь незаменимым развивающим инструментом. Умение учиться - основа будущей учебно-познавательной самостоятельности подростка. В начальной школе этот росток ещё слабый, и он заглохнет под бременем школьных требований послушания и прилежания и не разрастётся в культурное древо познания и творчества.
В совместной жизни есть множество ситуаций, есть возможность любой вопрос рассматривать с разных точек зрения, искать и отстаивать свою собственную, а не принимать в готовом виде, на веру. Далее ребёнок получает опыт человеческих отношений, построенных на взаимном уважении друг к другу.
Дети помогают друг другу выделять учебную задачу. Осмыслить её. Ребёнок чувствует интерес со стороны сверстников к его умениям, и не столько к оценке, сколько к тому, что он знает, делает, что узнал, что сделал.
Приёмы, которые мы часто используем для воспитания творческих способностей детей, просты и доступны. А если детям интересно - успех гарантирован. Главная наша задача, чтобы дети научились в начальной школе учиться самостоятельно. Это не лозунг. Только в сравнении ребёнок может понять, что он не знает, не умеет, не может.
 
Дети учатся разумно мыслить и понимать, а не приобретать сумму знаний, которые ему пригодятся главным образом для выпускных и вступительных экзаменов.
Успешны, значит, они умеют применять знания в новых условиях.
 
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?