Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Баринова Н. Обновление и самообразование


Как помочь воспитателю сделать работу с детьми более радостной и творческой, а детям – полнее раскрыть свои способности?
На наши вопросы отвечает педагог-психолог МДОУ № 69 г. Москвы Баринова Наталья Михайловна.
Размышление 18.
  
ТАКИЕ РАЗНЫЕ
 
– Я всего год работаю по программе Шулешко, и, конечно, нахожусь в очаровании от этой программы, потому что ничего такого я раньше не видела. Даже в Ленинке, где я училась, о ней рассказывали только, что это – «проблемно ориентированная программа». Мне так объяснили: «Понимаешь, это как математика в начальных классах. Можно учиться по Моро, постоянно закрепляя, и получая устойчивый средний результат. А можно учиться по проблемно ориентированной программе, например, по Занкову: трудно, но развиваешься быстрее». Вот так программа Шулешко отличается от остальных.
 
– Но в вашем саду работают по разным программам. Значит, можно сравнить?
  
– Наш детский сад работает в основном по программе «Истоки» и технологии «Детский сад – дом радости», и одна группа – по программе Шулешко «Обновление и самообразование». Хотя содержание у этих программ иногда прямо противоположное. Например, в программе «Детский сад – дом радости» подчёркнута авторитарная позиция воспитателя, что противоречит принципам шулешкинской педагогики. Зато «Детский сад – дом радости» знаете, чем хороша? Тем, что она сценарная, там по минуткам расписан каждый день – от умывания до возвращения группы вечером. Этим она удобна воспитателям, особенно начинающим, для которых она и была создана. Но слишком, на мой взгляд, детализирована, и это стесняет развитие творческих способностей ребёнка.
Поэтому за шулешкинскую программу очень творческие люди должны браться. Только исполнительные – не справятся. У нас Татьяна Михайловна Исаева работает по Шулешко уже больше 10 лет. Она опытный воспитатель, а на опыт ещё наложилась эта методика, которая пришлась по сердцу, и, конечно, очень хорошие результаты она даёт.
Мне же, как психологу, очень интересно видеть в сравнении «шулешкинских» детей, и детей, с которыми работают по другим программам.
 
– А я думал, что результат оценить может только воспитатель. Его же трудно измерить.
 
– Вообще-то, измерить можно всё. Например, Люшер покажет вам эмоциональное состояние детей, и можно увидеть, что у «шулешкинских» детей оно лучше. Измерить это можно, но – не хочется. Достаточно внимательных наблюдений.
У нас шулешкинская группа только одна. Но из этой группы запросов по детским страхам от родителей и воспитателей за весь год не было ни одного, хотя детские страхи – один из самых распространённых запросов для работы психолога. И диагностику мне легче делать именно с этой группой.
 
– Неужели дети в разных группах могут сильно отличаться? В каком возрасте это можно заметить?
 
– Они отличаются. Воспитатель в «шулешкинской» группе так создаёт среду, что ставит ребёнка всё время в положение первооткрывателя: не предлагает готового ответа, не понуждает действовать по образцу, а вместо этого даёт возможность мыслить, искать.
Я родителям объясняю: дети учатся думать другим местом, у них по-другому формируется и работает мышление.
Сейчас у меня средняя группа, 4-хлетние, маленькие дети. И уже видно. Ещё с младшей они начали работать по Шулешко – в парах, «глазки-в-глазки», ориентируясь на помощь друг другу. А теперь уже могут работать и компаниями, и в мини-группах по 7-8 человек.
В развитии воображения эти дети отличаются от других. Например, мы придумываем сказку, используя куклы пальчикового театра. Обычно дети придумывают сказку по шаблону, фразы используют те, которые они слышали: «Жили-были…». У детей же очень большое значение имеют подражательные способности. И сказки получаются в основном предсказуемые.
А здесь дети привыкли думать обо всём сами. Они не боятся привносить в сказку свой личный опыт, свои черты, свои проблемы, чего большинство детей не делают.
Ещё у них прекрасная ориентация в пространстве, что тоже обычно не свойственно детям этого возраста. Они работают с Аквариумом и легко находят «право», «лево», «вверх», «вниз», все предлоги – что трудно даётся остальным дошкольникам того же возраста.
И, конечно, по коммуникативным особенностям эта группа – другая. В обычной группе ребёнок что-то сделал, и скорее бежит воспитательнице показать «Вот что у меня получилось!». А здесь дети показывают товарищу: «Смотри, как у меня вышло! Хочешь, я тебя так научу?». Это такие высоты коммуникативного развития, которые четырёхлетним детям не свойственны. Вернее сказать, им это свойственно от природы, но не всегда образовательная среда даёт этим коммуникативным свойствам развиваться.
И это несмотря на то, что нынешняя группа у нас подобралась сложная. Так получилось, что в группе почти половина ребят – «лидеры», другая половина – «застенчивые дети», а серединки практически нет. Я даже не знаю, как бы они себя вели, окажись они в условиях обычного воспитания, а не шулешкинского. А тут можно выбирать себе компанию – тех, с кем сейчас им будет наиболее комфортно общаться. И группы получаются работающие, в отличие от тех групп, которые искусственно формирует воспитатель.
Конечно, детки ещё маленькие, и статистически достоверных данных у меня нет. Есть только моё мнение. Мне эти дети нравятся, хотя дети нелёгкие, прямо скажем, и семейные ситуации у всех очень разные. Но они открыты, они весёлые, раскованные, эмоциональные. Наверное, потому, что над ними меньше запретов, зажимов дисциплинарных.
 
«НА ОДНОМ КОВРЕ»
 
С другой стороны, позиция воспитателя в системе Шулешко имеет некоторые трудности.
В шулешкинской педагогике не принято оценивать детей и их достижения. Психологически принять такой способ отношения и поведения воспитателю очень трудно, поэтому далеко не все могут работать по этой системе.
К сожалению, многим удобнее работать по программе, где всё подробно расписано: планирование, сетка занятий… А в шулешкинской педагогике одно занятие плавно перетекает в другое, не «по свистку», грубо говоря, а по порыву души. При этом занятия, которым положено быть – лепка, рисование, физкультурные, музыкальные – проводятся все, но не в виде уроков, а как-то более органично. И воспитателю, конечно, нелегко перестроиться на такой режим работы, на такой ритм, а самое трудное – принять для себя безоценочное отношение к ребёнку.
Ведь профессию воспитателя выбирают не только потому, что любят детей. Для многих очень важно общаться с детьми, являясь для них авторитетом. В такой позиции воспитатель чувствует себя комфортно. Часто, выбирая профессию воспитателя, удовлетворяют потребность в признании, уважении. Которое, конечно, приходит со временем к ребёнку.
Но как пришло к ребёнку уважение к воспитателю – через «надо» или через любовь? Это очень важный момент. Уважать воспитательницу надо, хотя бы потому, что она старше, – и вовремя говорить ей «здрасьте», «до свиданья», не наступать ей на ноги – это всё уважение через «надо». А когда уважение приходит через любовь, через восхищение (потому что ребёнку свойственны крайние эмоции), через подражание воспитателю – я считаю, что такое уважение приходит благодаря любви, которую воспитатель даёт ребёнку, и благодаря позиции в отношениях, которую воспитатель на себя берёт – позиции на одном уровне с ребёнком, «на ковре», как говорил Евгений Евгеньевич.
Если брать педагогов вообще, то можно заметить, что они в большинстве настроены на авторитарное общение. У воспитателя уже есть инструмент: «Молодец, хорошо» и «Нет, плохо». Он Учитель, Педагог – и это в нашей культуре отражено.
 
– Откуда же тогда берутся те, кто может отойти от своей авторитарной позиции? Это свойство характера, или свойство самовоспитания?
 
– Мне кажется, что это следствие самообразования.
 
– Но я, например, сколько ни занимаюсь самообразованием, никак не могу начать так действовать. Непроизвольно срываюсь на авторитарное общение, я имею в виду – в общении со своими детьми. Размышляю об этом, пытаюсь изменить – но не получается! Иногда даже кажется, что это невозможно.
 
– Надо просто почувствовать себя и ребёнка сотрудниками, понимаете? В одном деле – в деле построения семьи, или в том, чтоб нам весело было – мы сотрудники, мы вместе делаем одно дело. Мне кажется, это самое главное.
Много трудностей, и сложно найти таких педагогов. Но кто берётся – не жалеет уже об этом. Во-первых, дидактически мы получаем «на выходе» очень хороший результат. Читающие дети, оперирующие десятками, с очень высокими интеллектуальными возможностями, общительные... Это нравится всем, и родителям, и педагогам.
К тому же, всегда есть люди, которые по природе своей хотят пробовать что-то новое. И если получилось – то уже не отпустишь. У шулешкинского педагога, как мне кажется, в крови должно быть такое особое отношение к ребёнку. И, конечно, хорошая образовательная подготовка, знание детской психологии.
 
ОТСТАЮЩИЕ ИЛИ ОБЩАЯ УСПЕШНОСТЬ
 
Я, как психолог, считаю, что в моём саду есть возможность программу расширять не вглубь, а вширь. Пусть там будут другие методики, другие программы образовательные. Но тот шулешкинский потенциал, принципы работы, даже просто какие-то отдельные упражнения – очень полезно изучать.
Вот у меня был такой случай.
Подготовительная группа, провожу свои занятия с ребятами. И что они делают: выполняя задание они закрывают ладошками свои листы от других детей, чтоб не списали! Я открыла их руки, сказала: «Не надо, не закрывайте свои листочки. Вы покажите товарищу, если у него не получается, объясните, как у себя». Воспитатели были в шоке. Они сказали: «Да вы что! Они сейчас друг у друга спишут, вообще не будет никакого результата от такой работы! Каждый должен думать своей головой, чужую голову они в школу с собой не прихватят».
Я попросила подождать, успокоила их.
И так раз, другой, третий мы проводили занятия, на которых разрешили детям общаться и помогать.
Вдруг воспитатели заметили, что дети послабее начали подтягиваться. Что такое? На индивидуальных занятиях бьёмся, бьёмся, а реакции ноль. А так – стало получаться. В итоге, когда делали индивидуальную диагностику готовности к школе (тогда они не могли друг у друга списать), те дети, которых раньше причисляли к очень слабым, после таких занятий дали хороший, стойкий результат среднего уровня.
Так воспитатели увидели наглядно ровесническое обучение. И сейчас ещё одна группа у меня в саду присматривается к шулешкинской программе. Думаю, будем переводиться на будущий год.
«Отстающие» – ужасный, обидный школьный ярлык. И от него трудно избавиться. Его может не быть на бумаге, но если он есть в сердце педагога, который решил, что «этот ребёнок – слабый», то самим своим поведением, неосознанно, педагог будет останавливать развитие этого ребёнка. Уже тем, что он в него не верит.
А надо детям авансы раздавать, чтобы они росли. Вот я так считаю.
Поэтому я, например, в своих занятиях очень много использую от шулешкинской педагогики. И вижу, что в этом плане есть перспективы. Надо обучать психологов детских садов этим методам. Уж кто-кто, а психолог всегда загорится шулешкинской педагогикой, потому что оно – наше. А через психологов, специалистов можно «заразить» и воспитателей. Потому что действительно полезной информации очень мало.
 
ЧТО НУЖНО ВОСПИТАТЕЛЮ
 
– Какого же рода информация вам нужна?
 
– Мне, как психологу, больше всего интересно то, что происходит у нас сейчас – это педагогические гостиные (ГООП – гостевой обмен опытом). Смотрю, как работает один воспитатель, другой. Вдруг я вижу: человек-то авторитарный, а у него получается! Как так, где он себя переломил? Выходит, это возможно, изменить свою позицию? Открытий случается много.
А воспитателям нужнее всего обучение. Никуда от этого не денешься. Необходимо создание обучающего центра, нужны семинары, нужна образовательная система, стройная и спланированная. Очень сложный дидактический материал у Шулешко. Ведь надо же обучить воспитателей работать с этими таблицами, рядами чисел, с Аквариумом.
Ведь этот метод – чудо просто! Мы каких детей получаем? Умных, открытых, творческих, эмоциональных, очень искренних, красиво мыслящих детей – «детей будущего», как говорил Шулешко. Которые хорошо владеют речью, которые умеют общаться друг с другом, которые не боятся взрослых. Проводишь диагностику готовности к школе: ну не рисуют дети учителя, они боятся его, боятся взрослого. А эти дети не боятся, они открыты миру.
Нужно говорить об этом методе. Ведь мало о нём пишут. А книжка Евгения Евгеньевича очень специальным языком написана, воспитателю читать её трудно, она отпугивает читателя своей сложностью. И было бы здорово, чтобы изданий на эту тему было больше, они нужны воспитателю.
Воспитателю нужны очень деловые издания. «Примерное планирование», «примерное ведение занятий» – чтоб человек видел, как это можно построить.
 
– Сложность в том, что такой деловой подход часто нивелирует хорошие вещи до сценарного уровня. И нам такого упрощения хотелось бы избежать. Отсюда трудность в составлении таких пособий.
 
– Когда я предлагаю своим воспитателям перейти на работу по методике Шулешко, первый вопрос, который у них возникает: «Боже, но как же нам делать планирование?» Потому что всё равно, как ни крути, детские учреждения очень подотчётны. Они проверяются «в хвост и в гриву», и нужно иметь в порядке всю документацию.
 
– Да, «Таблица среднесрочного планирования» для целей отчётности не подходит. Но ведь она же сделана не для этого, а для творческой работы воспитателя. А для отчётности каждый воспитатель и методист должен и так, наверное, понимать, что ему писать.
 
– Нужны курсы, именно курсы. Чтобы это всё объяснили воспитателю, чтобы воспитатель не боялся таких мелочей. Разве планирования надо бояться в этой работе? Да вас совсем другие трудности встретят!
 
– Понятно, что страх связан не столько с планированием, сколько с необходимостью отчёта перед проверяющими. И это глубокий страх, который сидит в нас с детства, со школы, страх перед людьми, имеющими над тобой власть.
 
– Да, страх перед оценочной позицией. Круг замкнулся.
Видите, то, с чего мы начали – к этому и пришли. Воспитателю надо помочь обязательно. Гостевого обмена опытом недостаточно. Если будут действовать семинары, курсы, то по их работе обязательно возникнут и методические пособия.
   
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?