Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

Цирульников А. Социокультурный подход в понимании системы образования


Существует ряд сильных аргументов, которые вынуждают переосмыслить роль социокультурных и этнорегиональных факторов в организации и развитии системы образования.

Доклад 9.

Анатолий Цирульников

Социокультурный подход в понимании системы образования 

Необходимость нового понимания

Первое – это управленческая практика.
Происходящая модернизация системы образования, принятие решений в области организации и развития школы, сталкиваются с проблемой «социокультурного контекста», в котором проявляются и протекают образовательные явления и процессы. Игнорирование этого контекста, имеющего специфическое содержание в разных регионах, городе и селе, национальном районе, локальной социокультурной ситуации - ведёт к тому, что управленческие решения принимают формально-схоластический характер, отторгаются практикой или реализуются с очень низким коэффициентом полезного действия.
Второй аргумент в пользу необходимости переосмысления сущности и значения этнорегионального и социокультурного вытекает из изучения состояния научных исследований, в особенности, истории управления систем образования в регионах. Характерно, что они сделаны как будто под копирку. Региональная система управления оказывается просто уменьшенной копией общей системы, лишенной собственной логики развития, живого своеобразия. В отличие от такого голого «школоведческого» подхода, историко-культурная характеристика организации образования в стране и её регионах позволяет выявить сквозные, проходящие через всю историю и варьирующиеся культурно-исторические формы и механизмы. В их числе: многоукладность, наличие общественного и частного наряду с государственным, конкуренция и кооперация, феномен «культурно-педагогических гнезд», самоорганизация и саморазвитие - то, благодаря чему можно говорить об осмысленном управлении живыми социокультурными процессами, к которым относится образование.
 
Самый сильный аргумент в пользу этнорегионального и социокультурного видения образования дает сравнительный анализ эволюции систем образования в национальных регионах. Такой анализ показывает, что при всей общности протекания политико-социальных процессов, разные этносы и народности приходят, тем не менее, к разным историческим итогам, сосредотачивая в себе разный духовно-энергетический и культурно-образовательный потенциал. И это закономерно, так как итоги эволюции в решающей мере зависят от культурного и духовного запаса, который сосредоточен в опыте народа, его этнопедагогического сознания и поведения, помогающих ему прочерчивать собственную линию судьбы в переплетении исторических обстоятельств и выборов.
Все это является подтверждением необходимости иной ментальной социокультурной парадигмы в изучении процессов организации и развития системы образования в разных территориях и регионах России.
 

Суть подхода

Исследования, проводимые нами с начала 80-х годов, объединены общим подходом к организации и развитию системы образования, называемым средовым, или шире - социокультурным. При этом подходе система образования исследуется в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает для нас не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее ведомственным, подчас, односторонним выводам, объемность жизненных реалий.
Другой системой отсчета выступает этнорегиональное. С одной стороны, оно - конкретизация и локализация социокультурного, соединение этноса с конкретным местом, в котором реализуется его историческая судьба, произрастает уклад и образ жизни, обусловливающий особенности образования. Но этнорегиональное - не просто составляющая системы образования. Скорее, сущность, выражающаяся в целях и содержании образования, его философии и технологии, а в плане системы – её построении и организации, укладе, типах школ – все это не только варьируется в национальных, этнорегиональных координатах, но произрастает из этнорегионального.
 

Вариативность

Становление данного подхода происходило в ходе многолетних теоретических исследований и опытно экспериментальной работы, экспедиционной деятельности и реализации программ и проектов в десятках территорий и регионов страны, включая среднюю полосу России, русский Север, Южный Урал, Сибирь, Дальний Восток. Одним из результатов исследований является разработанная теория и методика вариативной организации и развития образования, реализованная нами, преимущественно, на материале сельской школы. Вот некоторые из её положений, которые могут, на наш взгляд, служить современному пониманию образования:
 
1. Вариативность есть закономерность культурно-исторического процесса развития сельской школы, ведущий принцип её организации и самоорганизации, отражающий баланс и структуру государственных и общественных сил, форм собственности в сфере образования и источников его финансирования, типов и видов сельских школ, механизмов управления образованием в сельской местности.
 
2. Вариативность как понятие включает типологическую характеристику разнообразия образования, характеристику процесса и результата выбора в образовательной практике, характеристику творческой деятельности в образовании, его транссистемной, сферной организации. Вариативность организации сельской школы, наряду с общими, имеет специфические характеристики культуросообразности и укладосообразности, интегративные характеристики (ведущие компоненты) содержания образования в сельской школе: «крестьянская народная культура», «профессионально-трудовой компонент», «краеведческий или этнографический», «компенсаторный»; инвариант организации аграрного, фермерского образования, отражающий структуру полного: общеобразовательная школа, агрокультурная, профессиональная сельскохозяйственная, институт агрообразовательного сервиса.
 
3. Вариативная организация сельской школы обусловливается рядом (около 20) социально-экономических, социально-образовательных, организационно-педагогических факторов. Одним из ключевых является тип социокультурной ситуации, в которой находится территориально-региональная система образования.
Диагностика выступает практическим инструментом понимания реальной ситуации в образовании. В основе диагностики - комбинация параметров локальной культурно-исторической традиции и уровня социокультурного фона, что дает основные типы социокультурных ситуаций сельской школы – «школа в культурном центре», «в бывшем очаге культуры», «в потенциальном очаге культуры», «школа в социокультурной пустыне», а также некоторые классы смежных, промежуточных, сложных(«мимикрия культурного центра», «социокультурный разлом», «герметическое новаторство», ситуация «неопознанного педагогического объекта» и др.), которым соответствуют дифференцированные стратегии развития образования на селе – традиционно школьные, связанные с изменением современного социокультурного фона, с возрождением культурно-исторических традиций, стратегии общинного образования, инновационные. Процедура многофакторного анализа включает дифференцированную оценку и приоритезацию факторов и условий для решения разного класса задач – разработки образовательных стратегий школы, её моделей, принятия организационно-педагогических решений разного уровня и типа.
 
4. Иному пониманию современной ситуации в образовании способствует разработанная типология развивающихся сельских школ. Она объединяет около 40 разных видов, моделей, в том числе, нетрадиционного типа(выездная школа, институт домашнего учителя, нешколоцентрические системы, сетевые модели организации образования и др.) для разных типов населенных пунктов(хутор, деревня куста, центральная усадьба, поселок, райцентр), уровней развития инфраструктуры и коммуникаций.
 
Таким образом, перед педагогами и управленцами возникает «культурное поле» анализа; многообразное поле существующих в практике видов и моделей школ как условие выработки собственной образовательной стратегии и модели развития.
 

Регионализация

В социокультурном ракурсе разрабатывались нами и теоретические основы регионализации образования, что позволило по-иному осмыслить его в системе научных понятий и категорий.
Были выявлены и раскрыты основные подходы к регионализации образования (социальный, административно-государственный, общественно-организационный и социокультурный); их совокупность, взаимосвязь и взаимообу­словленность позволяют понять регионализацию образования как сложное, многомерное явление.
 
Построен «категориальный каркас» регионального образования и показано, что его базисной категорией является «региональная сфера или пространство образования»,структурируемое и содержательно раскрываемое через определенную совокупность (порядка 15-20 факторов) субъектно-деятельностных, ценностно-ориентационных, содержательных, организационно-педагогических характеристик и узловых понятий.
 
Выявлены базисные и вариативные характеристики региональной сферы образования: общие социальные (в том числе, наличие регионального рынка образовательных услуг), социокультурные (включая такое понятие как «образовательная возможность»), интегративные характеристики содержания образования и инварианты организации региональной сферы (инфраструктурная полнота, соорганизованность и встроенность образования в другие сферы социальной практики).
 
Обоснована совокупность принципов регионализации образования (культурно-исторической преемственности и этнокультурной направленности, целостности организации образования в регионе, вариативности и многоцентровости, сферной организации регионального образования, открытости и динамичности развития), как условия продуктивной реализации конкретных региональных программ и проектов.
 

Северный проект

В качестве примера расскажем о реализации социокультурного подхода в национальном регионе - республике Саха (Якутия). Здесь в сотрудничестве с якутскими коллегами – педагогами, методистами, управленцами нами получен ряд принципиальных результатов.
Проведено фундаментальное историко-культурное исследование эволюции системы общего образования в Якутии, выполненное в широких хронологических рамках (XVIII – начало XXI вв.). В этой работе впервые в исследовательской практике применена разработанная нами модель историко-культурного анализа эволюции системы образования и управления в национальном регионе. В результате, выявлены новые для отечественной науки факты, закономерности, объясняющие необычайный качественный скачок в системе образования республики, так называемое, «якутское педагогическое чудо» (именно так в 90-е годы охарактеризовал якутский опыт заместитель Генерального секретаря ЮНЕСКО проф. Колин Пауэр, признав его международное, мировое значение).
 
Материалы исследования позволили сделать вывод о том, что на протяжении длительного исторического времени в Якутии, по сути, не прерывалась духовная традиция, сохранялись и воспроизводились национальные основы образования, этнопедагогические начала, народная педагогика. Доминируя в период становления формальной, государственной школы в девятнадцатом веке, свертываясь, но сохраняясь в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков - рядом и внутри унифицированной системы образования в двадцатом – это неформальное этнопедагогическое образование в самые неблагополучные и тяжелые периоды истории школы Якутии обеспечивало «этногенетический потенциал», сохраняло возможность качественных цивилизационных преобразований на национальной основе. При этом эволюция системы образования периодически соединяла культуру и цивилизацию, этнопедагогику и современные, новейшие для того или иного периода образовательные идеи и технологии, приходившие в Якутию через передовую русскую и европейскую педагогику в условиях не столько миссионерства и русификаторства, сколько диалога, взаимовлияния и проникновения культур.
 
Материалы исследования позволили сделать вывод: современный качественный скачок в развитии системы образования в Республике Саха (Якутия) обусловлен соединением благоприятных культурно-исторических предпосылок на рубеже XX – XXI вв. с мощным веером политико-образовательных, содержательных и управленческих решений, обеспечивших необычайно интенсивное обновление и развитие системы образования в республике. В ряду ключевых решений – факт признания народной педагогики на конституционном уровне. Принятие не имевших до этого аналогов в России законов («Об образовании», «О языках», «О правах ребёнка», «Об учителе» и др.), прорыв в уровне финансировании образования, создание условий для поддержки одаренных детей и учительского творчества. Этот высокий старт реально подтвердил приоритетность образования в государственной политике и общественном сознании и помог не только сохранить систему образования, но выйти в режим активного развития.
 
Материалы исследования позволили сделать вывод, что в последние полтора десятилетия в Якутии была заложена новая традиция – социально-экономических и духовных инвестиций в образование.
 
На основе анализа тенденций преобразования и развития системы образования в республике выявлены и раскрыты современные ключевые направления, продолжающие основные линии её культурно-исторической эволюции: развитие национальной школы, образовательных инноваций и государственно-общественной системы образования.
Наши идеи и разработки получили отражение в стратегии образования республики-2020 и концепции государственной программы развития системы образования на 2007-2011гг., в программах и проектах развития образования на муниципальном уровне, в инновационном общественно-педагогическом движении, в особенности, сельских школ Якутии.
Сегодня во многих улусах республики, включая Заполярье, школы Арктики, - педагоги активно и по собственной инициативе применяют методику диагностики и анализа социокультурной ситуации, которая, по их мнению, помогает вырабатывать собственные стратегии и модели развития школы, в сложных, зачастую экстремальных условиях решать средствами образования жизненные задачи. В Якутии реализованы модели выездной и кочевой школ, развивается ряд сетевых форм организации образования, обеспечивающих решение задач профильного обучения в сельской местности. Регулярно собирается в разных улусах возникшая на основе наших с якутскими коллегами идей – педагогическая ярмарка «Сельская школа», где происходит живой обмен материальными и духовными продуктами и результатами творчества учителей, родителей, народных мастеров, детей. Продолжаются научно-педагогические экспедиции в самые отдаленные и труднодоступные территории региона, в которых накапливаются ценнейшие исследовательские материалы и появляются новые связи и виды деятельности.
 

От иного понимания к другим перспективам

Испытывая, не без основания, уважение к отечественной системе образования, сегодня мы видим, что она, вместе со страной, дает сбои. Причин много, но одна из них в том, что голое знание, передаче которого служит система, уже не является в современном мире мерилом качества образования. И школа, которая не произрастает и не претворяет в себе живое социокультурное многообразие мира, оказывается не способной отвечать на вызовы времени. Системе образования необходимо новое измерение, в котором этнические и общечеловеческие, социальные и культурные реалии преломлялись в содержании и организации школы не в меньшей мере, чем привычные для педагогики вещи. Это не означает, что нужно в очередной раз ломать до основания имеющуюся систему образования.
Речь о другом: о преодолении изоляции системы от накопленного в истории страны богатства – регионального многообразия, этнических устоев и способов деятельности, национального опыта, позволяющего параллельно с голыми реформациями добиваться колоссальных успехов в культуре и образовании сообщества.
 
Один из выводов наших многолетних исследований состоит в том, что выход на мировой уровень, скачок в развитое общество, невозможен путем чисто информационно-технологического, технократического наращивания, повторяющего зады уходящей все дальше мировой цивилизации. Голыми инновациями нам «не догнать Америку»
Но своё достойное и привлекающее других место в мире мы можем найти через культурную, в том числе, педагогическую традицию. Инновация, вырастающая из традиций – составляющих страну этносов и регионов – вот, на наш взгляд, та линия развития системы образования, которая открывает ей новые перспективы. Именно в этом ключе могут быть по-новому поняты и осмыслены старые проблемы и болячки школы, её философия и цели, содержание и методы. Собственно, и ключевые основания современной модернизации образования, включая переход от системы к сфере, от ведомственного к государственно-общественному – находят своеобразные вопросы и ответы в этнорегиональном, социокультурном измерении.
Политические и управленческие решения приобретают здесь большую разумность и продуктивность, поскольку идут не перпендикулярно жизни, а так, как в лучшие для образования времена отечественной истории.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?