Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

Халюта З., Булгакова Е., Фёдорова В. Школа и местное сообщество на селе. Опыт Нововаршавки


Ребёнка, молодого человека, взрослого в сель¬ской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна образовательная система ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Потребуется преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей

Доклад 10.

Халюта З., Булгакова Е., Фёдорова В.

Школа и местное сообщество на селе. Опыт Нововаршавки

Если в малых деревнях закрываются детские сады, школы, клубы и библиотеки, население лишается всякой культурной, образовательной и социально-педагогической поддержки. Формальная, непродуманная, без учёта местных условий «реструктуризация сети сельских школ» и особенно - «нормативно-подушевое финансирование» часто ведут к тому, что сельская школа закрывается, а поскольку школа - культурный центр села, село умирает. Тем ценнее опыт тех муниципалитетов, где реструктуризацию ведут грамотно, осторожно, проверяя каждый шаг. Здесь, как в медицине, главный принцип: «Не навреди!».
 
Одинаковых школ, как известно, не бывает. В зависимости от условий каждая из ниш решает свои задачи. Естественно, что и критерии оценки деятельности каждой школы должны учитывать эти условия. На фоне сложившейся в селе социально-экономичен кой ситуации весьма банальным выглядит сегодня подход к оценке эффективности школы по итоговым показателям «по овладению учащимися основными умениями и навыками» или проценту успешно сдавших экзамены выпускников.
Безусловно, одним из главных условий хорошей сельской школы остаётся качество знаний учащихся и их успехи при продолжении учёбы, но часто это превращается в самоцель, достижение которой навсегда отвращает успешного в учёбе ученика от деревенского образа жизни и даёт окончившим школу молодым людям возможность вырваться из непрестижной сельской реальности и, окончив вуз, остаться в городе, где больше шансов  иметь стабильную работу с заработной платой, обеспечивающей достойную жизнь, и в полной мере можно удовлетворить свои потребности в медицинских, образователь­ных, бытовых и других услугах.
 
«Ну и пусть едут - не за границу же, это ведь тоже Россия», - скажут многие и будут отчасти правы. Да, сегодня многие сельские школы могут гордиться, что в их стенах учились именитые люди области, России, успешные и самодостаточные. Но сколько их в сравнении с теми неустроенными, переселившимися в город или остающимися в селе и не знающими, куда себя деть?
И что происходит с селом, с самой школой в результате такого «государственного» подхода?
Выходит, что вся образовательная система муниципалитета работает в основном на тех немногих, кто пополняй интеллектуальную элиту региона или России в целом? А как же тогда с теми, кто остаётся верен своим корням, кто выбрал деревню для жительства: как школа сегодня учит их решать нелёгкие проблемы сельской жизни, какие нравственные ценности прививает? И как вообще насчёт ответственности, гражданской зрелости выпускни­ков, любви к малой Родине, о которых много говорят и много написано в программных документах по модернизации, но, как только дело доходит до оценки качества деятельности школы, всё сводится к пресловутым тестам, одинаковым для всех школ?
 
Радует, что о компетентностном подходе теперь много говорят и пишут, но, к великому сожалению, большинство педагогов до сих пор имеют смутное представление о том, как формировать компетентность при существующих образовательных стандартах и ЕГЭ, который предусматривает лишь проверку качества знаний, умений и навыков учащихся в конкретной образовательной области, а не уровень овладения ключевыми компетентностями, которые тоже должен формировать учитель средствами своего предмета.
«Мне программу нужно выполнять, детей к ЕГЭ готовить, а вы отвлекаете со своими компетентностями» - эту фразу часто износят учителя-предметники и в данной ситуации, возможно, они правы: экзамены по предмету - это неотвратимая реальность, которая в школьной практике встречается довольно часто, но не всегда может быть востребована жизнью. Нельзя забывать, что уровень овладения ключевыми компетентностями - тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить...
 
Педагоги школ Нововаршавского района изучали социально-педагогическую ситуацию в своих поселениях. Итоги работы были подведены на семинаре-совещании директоров школ и глав сельских администраций. Участники семинара пытались понять, что можно сделать на уровне муниципалитета для системы образования и поселения в целом. Удалось выявить общие условия и тенденции, характерные для деятельности всех образо­вательных учреждений, не учитывая ко­торые, можно не сохранить школу, а зна­чит - не сохранить село.
В районе (из 27 608 человек) молодёжь до 30 лет составляет 5 378 человек. Пенсионеров - 4 290. Такая картина по муниципалитету в целом, и по отдельным поселениям.
Есть поселения, в которых детей до­школьного и школьного возраста уже ме­нее 15%, а число людей пенсионного и предпенсионного возраста значительно превышает число людей активного возра­ста. Очевидны тенденции к старению се­ла (к сожалению, такое же положение в сельских поселениях в нашей стране почти везде). Лишённые государственной поддержки и необходимой информации, сельские жители испытывают чувство за­брошенности и безнадёжности. Особенно тяжело переживают они за будущее своих детей, молодых людей, наиболее ус­пешные из которых вырываются в город, оставляя родителей доживать свой век в неперспективной деревне.
 

Образовательный уровень населения

Из деревни люди более образованные в большинстве своём уезжали всегда: чтобы заниматься тяжёлым крестьян­ским трудом, институтов заканчивать было не нужно; для получения хороших урожаев достаточно было приложить физические усилия, подкрепив их жиз­ненным опытом и хозяйской смекалкой, да ещё чтобы погодные условия и другие стихийные бедствия не подводили...
Одно время хорошим стимулом к ус­пешной учёбе была фраза-угроза, кото­рую часто повторяли родители (а порой и некоторые учителя) своим нерадивым к учению детям: «Будешь плохо учиться, останешься в деревне быкам хвосты кру­тить (другой вариант: коров доить)...»
В 40-е, 50-е годы большинство сельских выпускников, оканчивающих среднюю школу, стремились поступить (и поступали) в высшие учебные заведе­ния. Единицы из них затем возвращались в село квалифицированными специалис­тами, и это всех вполне устраивало, так как административный аппарат был не­большой, и селу в первую очередь требо­вались рабочие кадры: механизаторы, животноводы, полеводы, строители. В шестидесятые-восьмидесятые годы да­же движения появились: «Всем классом на ферму!», «Из школьного класса - в рабочий класс», «Окончим школу - останемся дома - нужна наша помощь колхозу родному»...
Сельская интеллигенция была пред­ставлена в лучшем случае 8-10 главны­ми специалистами сельского хозяйства и 10-12 учителями средней школы с высшим образованием. На отделениях же хозяйств на всю деревню с высшим образованием были один-два человека, а то и вовсе никого.
 
Сельская жизнь текла размеренно и относительно спокой­но. Экономика развивалась планово, люди свято верили, что «система социалистического хозяйствования самая справедли­вая в мире», и жили, уверенные в завтрашнем дне, строя ком­мунистическое будущее...
Экономический хаос, начавшийся в стране, поставил де­ревню на грань выживания. И выжили те, кто благодаря своему интеллектуальному потенциалу (в первую очередь!) в сложней­ших условиях экономической, политической и социальной разбалансированности сумел грамотно оценить ситуацию и найти механизмы не только её стабилизации, но и значительных пози­тивных изменений.
 
Сегодня мы понимаем, что никто за нас наши местные проблемы решать не будет. Согласно Уставу муниципального образования «Нововаршавский район» органам местного само­управления муниципалитета и отдельных поселений (на его тер­ритории), передаются широкие государственные полномочия в решении вопросов местного значения, которые осуществля­ются за счёт субвенций из средств соответствующих бюджетов. Кроме того, они «вправе принимать решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных пол­номочий в случае, если это использование ведёт к увеличению социальной защищённости населения, либо к улучшению каче­ства предоставляемых услуг» (ст. 4, п. 3 Устава).
Устав предполагает широкое участие населения в местном самоуправлении: в местных референдумах, муниципальных вы­борах, правотворческих инициативных группах граждан, пуб­личных слушаниях, собраниях, конференциях, опросах... Но их эффективность напрямую зависит от образовательного уровня (в том числе от функциональной грамотности) населения: от то­го, насколько граждане компетентны в социальных, экономиче­ских, правовых, экологических и других вопросах, от того, како­вы их жизненные ценности и приоритеты и насколько они гото­вы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому лозунг «Качество образования - это качество нашей жизни» приобретает ещё более конкретное содержание и смысл. И если верны слова о том, что мощь и си­лу государства во многом определяет система образования (причём проблемы образования - это проблемы общества), то эту же формулу можно перенести и на систему образования отдельного муниципалитета и даже конкретного поселения: как учим - так и живём, чему учим - то и получаем...
 
Более того, изучая проблемы сельской школы, мы пришли к выводу: для полноценной жизни и успешной работы в селе местным жителям мало обычного школьного и даже вузовского образования. Ребёнка, молодого человека, взрослого в сель­ской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна целостная образовательная система на селе, направленная не только на выравнивание образовательных возможностей сельских и городских жителей, на разрешение наиболее острых социально-образова­тельных проблем сельского социума. Это должна быть система, ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Поэтому в связи с особенностями стоящих перед школой задачнеобходимо преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей.
 

Трудовая занятость населения

В том, что только труд (физический, интеллектуальный, творческий) - основа нашего благополучия, не сомневается никто. Сложная социально-экономическая ситуация на территории поселений муниципалитета, с одной стороны, тре­бует более основательной подготовки подрастающего поколения к успешной жизни и труду в сельской местности; с другой стороны - предлагает немал примеров из реальной жизни, когда люди активного возраста (иногда целые семьи) не работают годами. Они потеряли работу ещё в период острого кризиса в аграрном секторе, когда разорились многие сельхозтоваропроизводители, а когда ситуация стала несколько стабилизироваться, не смогли устроиться на работу.
Некоторые из них пополнили категорию населения, которая нигде не работает, живёт, перебиваясь случайными заработками (кому огород вскопать, кому дрова наколоть и т.п.) и на дивиденды с земли, полученной в личное пользование при разделе земли и сдан­ной в аренду расторопному местному фермеру.
Естественно, что в связи с обнищанием и утратой привычки ежедневно трудиться падает общая культура этой части населения.
 
Сельчане, не занятые в производственной или какой-либо другой сфере деятельности, трудятся на личном подво­рье, занимаются подсобным хозяйством, поставляя на местный рынок излишки мяса, молока, яиц и другой продукции.
Это настоящие крестьяне, трудолюби­вые, хозяйственные, ни на кого, кроме себя, не надеющиеся, всё просчитываю­щие и взвешивающие и поэтому получа­ющие неплохую прибыль. Есть на селе и так называемый теневой бизнес, нигде не зарегистрированный и укрывающийся от налогов.
 
Несмотря на некоторые положи­тельные тенденции в социально-эконо­мической ситуации на селе, данные о тру­довой занятости населения на территории поселений оптимизма не вызывают, так как значительная часть жителей села ра­боты не имеет. При этом надо учесть, что число зарегистрированных безработных явно не совпадает с реальным положени­ем дел на местах...
 
Понимая значительную роль внеш­ней среды, в которой живут сегодняшние сельские школьники и которая также яв­ляется частью содержания их «образовывания» вне школьного пространства, мы считаем, что сельская школа обязана делать всё для созидательного преобра­зования этой среды, чтобы её воздейст­вие не было губительным, чтобы провоз­глашаемые в стенах школы ценности имели множество подтверждающих их примеров в реальной жизни села.
Поэтому сельская школа должна разворачивать свою образовательную деятельность в социуме, оказывать со­циально-педагогические услуги различ­ным категориям сельского населения, инициировать создание сельских сооб­ществ для совместного решения наибо­лее острых социально-культурных про­блем деревни. Кроме неё, этого не сде­лает никто...
 
Есть ещё одна статистика, которая также особого оптимизма не вызывает: резкое сокращение рождаемости, вы­званное снижением уровня жизни людей, отразилось и на системе образования. В последние десять лет уменьшается число учащихся во всех поселениях Нововаршавского муниципального обра­зования. Эта тенденция, вероятно, будет сохраняться и в дальнейшем.
Число учеников в школах района к 2012 году в сравнении с 2005 сократится более чем на 1000 человек. Село явно ста­реет, и если эта тенденция будет сохраняться в ближайшие 15-20 лет, последствия для многих поселений могут принять необратимый характер: брошенные производственные соору­жения, пустующие дома, никому не нужные школы и детские сады, заросшие сорняком некогда цветущие поля и сады... и доживающие на фоне этой безрадостной картины остаток своей жизни старики. Так и происходит на отдельных террито­риях, даже название поэтическое придумали - «трагедия умирающих деревень»...
 

Возрастной состав педагогов в муниципальных школах

Сегодня самая многочисленная по возрастному составу группа педагогов - от 40 до 50 лет (35%). Пятую часть всего педаго­гического коллектива района составляют люди предпенсионного возраста - от 50 лет и старше. В эти две группы входят опытные профессионалы, и это прекрасно... Но другая сторона медали менее радужная: число молодых педагогов в возрасте до 30 лет составляет всего 15%, что, в сравнении с работающими ветеранами педагогического труда, меньше почти в 4 раза! Без особого труда можно понять, что такое соотношение не обеспе­чит стабильную кадровую ситуацию в образовании, тем более, что за последние пять лет в неё пришли считанные единицы мо­лодых специалистов. Даже с учётом существенного сокращения числа учащихся (за семь лет на четверть) при уходе на пенсию педагогов, достигших пенсионного возраста, число работающих учителей уменьшится на треть, что будет явно недостаточным. Приведённые цифры свидетельствуют о непопулярности про­фессии педагога среди молодёжи, психологической и професси­ональной неготовности выпускников педвузов к работе в сель­ской местности - с одной стороны, и с другой стороны - не­серьёзном отношении местной власти к вопросам повышения престижа и социального статуса педагогов.
 

Роль системы муниципального образования в развитии поселений

Смысл качества образования и система его оценивания стали особенно актуальными для сельской образовательной среды в связи с введением Федерального закона о новых принципах организации местного самоуправления на территории сельских администраций.
Развитие муниципальных поселений предпола­гает изменение укладности жизни села: новые экономические отношения, востребованность новых для села компетентностей, появление социальных новаций.
Эти изменения невозможны без развития муниципальной системы образования. Новая поселенческая структура будет успешной только при новом социальном статусе сельской шко­лы - как культурно-образовательного центра села. Социаль­ная активность детей и родителей, их способность интегриро­ваться в сферу новых отношений (производственных, культур­ных, экономических) потребует нового содержания образования, а следовательно, и новой системы оценки качест­ва образования.
 
Особенности образовательной среды Нововаршавского района таковы:
    непрерывная профессиональная система на территории села: училище - колледж - университет;
    музейная сеть сельских школ (десять музеев действую­щих и два в стадии становления);
    инновационная система образования: на территории района действует одна федеральная экспериментальная пло­щадка (Нововаршавская гимназия), одна областная (Славян­ский образовательный центр), четыре муниципальные экспери­ментальные площадки (Большегривская, Ермаковская, Победовская, Черлакская средние общеобразовательные школы);
    лаборатория сельских школ на базе Нововаршавской гимназии;
    новое содержание образования, новая воспитательная система, ориентированные на сельский образ жизни, на форми­рование нового сельского уклада (учебные программы, планы, курсы, учебно-методические пособия, учебники); широко ис­пользуемые возможности для проявления инициативы родите­лей; участие в учебно-социальном проектировании и реализа­ции проектов школьников, родителей, сельчан.
 
Благодаря (а может быть, по причине) десятилетиями сло­жившейся практике оценивания эффективности деятельности любого общеобразовательного учреждения, в том числе и на территории нашего муниципального образования, большинство школ ориентируются на выпускные экзамены и на высокий про­цент выпускников, преодолевших этот рубеж. Чтобы иметь бо­лее высокие показатели, некоторые педагогические коллективы идут на жёсткий отбор в старшие классы, гордятся и считают свою миссию выполненной, если достигнуты сравнительно вы­сокие результаты на выпускных экзаменах. Однако далеко не всегда школьная шкала успеваемости наших выпускников сов­падает с их жизненной шкалой успешности. Ещё реже этот «высокий» результат положительно влияет на качество жизни на территории поселения.
 
Возникает закономерный вопрос: в чём инвестиционная привлекательность для органов местного самоуправления дея­тельности таких школ? Что конкретно будут иметь поселения от выполнения образовательных программ школ, если их луч­шие выпускники, которые могли бы улучшить качество жизни, из села уезжают?
Не отвергая традиционных приоритетов в оценке деятельности школ, таких как качество знаний, уме­ний и навыков учащихся по конкретным образовательным областям, условия для их саморазвития и самосовершенствования, социальное и физического здоровья, мы считаем, одним из главных показателей хорошев сельской школы должны быть результаты её деятельности по укоренению выпускников в сельском образе жизни. При этом она должна идти в ногу со временем, учиться в ней должно быть интересно, а по уровню знаний сельские школьники не должны уступать городским. Поэтому государство, региональная власть, органы местного самоуправления должны понимать, что инвестировать в образование сельских детей - это значит вкладывать в тех, кто завтра будет трудиться в сельском хозяйстве,  кто, как не раз бывало в нашей истории, даст новый импульс к подъёму и процветанию страны.
 
В связи с этим весьма полезно вспомнить об огромном значении трудового движения школьников, которое там же должно стать частью хорошей сельской школы. Это прекрасная разносторонняя деятельность: овладев ею, сельские школьники учатся трудиться, управлять, заниматься научной работой, исследовать, проектировать, строить отношения в коллективе. Именно в разнообразной практической деятельности они приобретают реальный багаж, называемый ключевыми компетентностями, от объёма которого и будет зависеть их дальнейшая судьба, судьба поселения. Кто-то из них свяжет свою карьеру с работой на благо региона, России в целом, и мы по праву всегда гордимся такими выпускниками...
В сельской школе должны быть созданы условия для включения школьни­ков в систему трудовых и экономически отношений взрослых, для культивирова­ния менталитета созидателя, а не потре­бителя, патриота своей земли, а не Ивана, не помнящего родства...
 
Исходя из этого, об эффективности деятельности образовательных учрежде­ний на территории поселения можно судить по таким показателям:
- уровень образования населения на территории муниципального образования (старше 15 лет);
- самодостаточность и востребованность образовательной системы района (получение образования);
- рациональное использование учебных площадей;
- уровень научного потенциала образовательной среды района; расходы на одного ребёнка (региональное и муниципальное финансирование);
- развитость и эффективность сферы образовательных услуг;
- обеспечение обязательности основного общего образования; обеспечение сохранения здоровья детей;
- учебно-методическое и научно-методи­ческое обеспечение качественного образования;
- организация информационно-аналити­ческой деятельности;  безопасность жизнедеятельности  районе;
- занятость населения общественно-полезным трудом и способность чётко реа­гировать на социально-экономические вменения;
- способность обеспечить культурно-об­разовательную среду проживания (биб­лиотеки, Интернет, художественная са­модеятельность, благоустройство поселе­ний, музеи...).
 

Образование и местное самоуправление

2006 год - год начала реализации феде­рального закона, основанного на новых принципах организации местного само­управления. Меняется нормативно-пра­вовое обеспечение функционирования региональных и муниципальных систем образования, определены компетенции «сфере образования на уровне сельских поселений, муниципальных районов и го­родских округов, а также на уровне субъ­ектов Федерации.
Определены границы ответственности за вопросы, кото­рые призваны решать сами поселения в сфере образования. На самом деле все они сводятся к одному - содействию. На полтора десятка последних лет школу оставили один на один с огромным набором проблем, которые ей никогда не решить без поддержки местного сообщества. Уже давно нет строки рас­ходов в сельских администрациях на образование; распавшиеся системы взаимодействия школ с хозяйствующими субъектами напрямую зависят от того, как работает хозяйство: а если оно банкрот, а если само концы с концами не сводит, а если руко­водство ставит для себя цели, никак не ориентированные на нужды местной сельской школы?
 
Сельские школы, претендующие на статус школы как культурно-образовательного центра села, на этом переходном этапе разграничения ответственности должны быть очень заин­тересованы в том, чтобы не поступиться тем, что было ценного наработано в образовательной стратегии сельской школы для качественных изменений в сельском укладе на основе консоли­дации всех позитивных сил местного сообщества.
Если культура призвана стать (по закону) организующей силой, так как её функции переданы на поселенческий уровень (библиотечное обслуживание, сохранение объектов культурного наследия, массовый отдых населения...), то какие функции для своего поселения должна выполнять сельская школа?
 
Зная реальное состояние дел в поселениях: чем живут се­ляне, где трудятся, какие планы для своих детей строят - мож­но с уверенностью сказать, что процесс самоорганизации жиз­недеятельности местного сообщества очень сложен и длителен, так как бывшее сообщество сельских жителей в большинстве своём уже давно разобщено грузом социально-экономических проблем последних 15 лет. Оптимизировать эти процессы могут люди, которые уверены в том, что перемены к лучшему возмож­ны, и знают, как их осуществить. Но таких людей среди старею­щего населения в сёлах нет. (Мы говорим о тысячах поселений, где есть типичные основные общие школы с небольшим кон­тингентом детей, а значит, и с небольшим количеством трудо­способного населения.)
 
И всё же роль образования, как системы, на данном этапе очень весома, если рассматривать его как процесс, который не­посредственно связан с реальными жизненными изменениями. Закон об организации местного самоуправления и недавно при­нятые уставы муниципальных образований ставят образова­тельные задачи, решение которых позволит местному сообще­ству на деле увидеть качественные изменения жизни поселений.
Как муниципальная образовательная территория, где уже в течение семи лет успешно развивается федеральный экспери­мент по проблеме «Сельская школа как культурно-образова­тельный центр», мы предложили своим школам разработать образовательную программу поселений и далее приводим реко­мендации, как это можно сделать.
 

Образовательная программа поселения - рекомендации разработчикам

Образовательная программа поселения (ОПП) - это програм­ма новой, выходящей за пределы школы образовательной дея­тельности, ориентированной на выработку новых образователь­ных целей и задач и развитие нового образовательного прост­ранства. Она представляет собой некую рамку, с помощью которой поддерживается эта деятельность, обеспечивается её продуктивность и конструктивность.
 
Основание и принципы построения образователь­ной программы поселения.
 
•     Принцип деятельностности, предполагающий разработ­ку ОПП с учётом трёх позиций:
   образовательная программа поселения должна быть деятельностной по своему происхождению. Это означает, что она должна стать механизмом разрешения противоречий, возникающих в результате деятельности школы и имеющих эко­номико-социальную направленность;
   образовательная программа поселения должна быть деятельностной по способу реализации, что предполагает соорганизацию и интеграцию всех, кто проживает на террито­рии поселения и заинтересован в его развитии;
   образовательная программа поселения должна быть деятельностной по достигнутым результатам, что преду­сматривает улучшение социально-экономических показателей в развитии поселения.
 
     Принцип осмысления оснований новой образовательной деятельности, который предполагает постановку перед разра­ботчиками вопросов: насколько эта деятельность нова? Насколько она содержательна по своей новизне? Какие она фор­мирует отношения между субъектами? Какие новые способы и средства используются для её реализации? По каким критери­ям будет оцениваться эта деятельность?
 
     Принцип ценностных ориентиров как условие эффек­тивной реализации образовательной программы поселения. Он предусматривает смену ценностных оснований деятельнос­ти. Приоритетными ценностями становятся: свобода само­определения растущего человека, его гражданское и нравст­венное становление, овладение ключевыми компетентностями, позволяющими действовать в меняющихся условиях современного мира.
 
     Принцип рефлексивного анализа и мониторинга, пре­дусматривающий наличие критериев, по которым устанавли­вается соответствие достигаемых результатов целям и зада­чам образовательной программы, способам и средствам их достижения, перспективам развития поселения. На основе этого принципа отслеживаются те неожиданные эффекты и новые проблемы, которые возникают при реализации про­граммы. 
Примерные критерии реализации программы могут быть следующими:
     возникновение новых видов деятельности;
     становление новых образовательных потребностей граждан;
     изменение социальной позиции педагога;
     наличие перспективы развития поселения;
     появление новых механизмов управления программой;
     использование новых источников финансирования ОПП и т.д.
 
     Принцип исследования и проек­тирования, основополагающий при разработке ОПП, так как предполагаемая деятельность - это новое явление, требующее от разработчиков критического!
мышления для пошагового выстраивания своих действий.
 
     Принцип создания новой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов образовательного пространства поселения.
 
 
     Принцип создания новых эконо­мических механизмов для реализации ОПП, предусматривающий договорные отношения с родителями, хозяйствующий ми субъектами, представителями бизнеса, власти и т.д.
 

Структура образовательной программы

•     Анализ социокультурной ситуации на территории поселения: выявление противоречий между качеством жизни на тер­ритории поселения и целями школы: оп­ределение проблематики.
     Концепция построения програм­мы включает её цели и задачи; формулирование ведущих идей, положенных в основу программы; выбор ценностных ориентиров; определение основных принципов построения программы.
     Определение содержания про­граммы: представление о реальных об­разовательных эффектах в результате реализации программы; выбор способа и средств реализации программы; пред­ложение образовательных результатов; разработка модели нового уклада жизни школы, села; разработка прочих действий.
 

Возможные направления новой образовательной деятельности

Создание единого образовательного пространства, объединяющего учебную внеучебную деятельность, ориентация а событийность школьно-сельской жизни.
Организация различных форм сетевого взаимодействия образовательных проектов как инновационно-образовательного метапространства (образовательные программы, ориентированные а социально значимую деятельность; образовательные программы, связанные музейной деятельностью, образова­тельные программы, направленные на создание культурно-образовательных центров и т.д.)
Развитие физического, нравствен­ного, психологического здоровья жите­лей на территории поселения. Создание безопасной среды проживания на терри­тории поселения.
Построение коммуникативных от­ношений между субъектами образова­тельного пространства поселений. Пост­роение эффективных коммуникативных средств как пространства развития личности.
Организация внешкольного образовательного пространства с выходом об­разовательной деятельности в социум.
Культурологическая и этнографиче­ская направленность (культура как спо­соб мироощущения, как созидательное отношение к жизни).
Управление новыми образователь­ными процессами.
Такой подход к консолидации усилий работников образования на муниципаль­ном уровне позволяет выстроить страте­гические линии развития поселенческих школ и местного сообщества.
 

Муниципальная целевая образовательная программа «Дети Нововаршавского района»

Программа «Дети Нововаршавского района» разработана в со­ответствии с Программой социально-экономического развития района на 2006-2008 гг.
В районе проживает 5 500 детей до 18 лет. В образова­тельных учреждениях учатся 4 135 учащихся и 784 детей до­школьного возраста. Очевидна необходимость взвешенной профориентационной работы среди школьников при заинтересован­ном участии их родителей, руководителей хозяйств, учреждений и организаций, кадровых служб района, глав сельских админист­раций, так как с переходом на новые формы организации жизне­деятельности местного сообщества (Федеральный закон № 131) кадровая ситуация в поселении будет определять условия его выживания, стабилизации и развития.
Реализация программы позволит консолидировать все возможные ресурсы и усилия (финансовые, моральные, кадро­вые, управленческие) для развития сельских детей.
 
Программа ориентирована на воспитание у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициа­тивности, самостоятельности, толерантности, способности ус­пешно реализовываться в обществе, в семье, адаптироваться на рынке труда; сохранение и развитие общественной системы до­полнительного образования; создание условий для совершенст­вования информационной сельской среды; поддержку инноваци­онной и экспериментальной деятельности в образовании, на­правленной на становление, сохранение и развитие сельского образа жизни.
 

Технико-экономическое обоснование Программы

Программа «Дети Нововаршавского района» включает подпро­граммы «Здоровый образ жизни», «Информационный мир сельского ребёнка», «Трудный подросток», «Общественно-по­лезная занятость детей и их родителей», образовательные про­граммы поселений «Уклад школы - уклад села», «Занятость общественно-полезным трудом», «Одарённые дети», «Опекае­мые дети, дети-инвалиды», «Муниципальная инновационная школа», «Безопасная школа» и т.д.
Создаётся информационная поддержка реализуемой по­этапно программы, что позволит включать в воспитательное взаимодействие все слои сельского населения. Средства на реа­лизацию программы одновременно становятся инвестицией в завтрашний день наших поселений.
 
Объём и источники финансирования Программы
 
Реализация мероприятий программы осуществляется за счёт средств муниципального бюджета, областного, спонсорских и благотворительных средств. Общий объём финансирования в 2006-2008 годах составляет 54172,9 тыс. рублей. (в том числе за счёт средств муниципального бюджета 32 636,9; за счёт средств областного бюджета 12 200; за счёт спонсорских и благотворительных средств 9 343 тыс. руб.)
 
Заказчик и соисполнители программы
 
Заказчик программы - администрация муниципального образования «Нововаршавский район».
Исполнитель: Комитет по образованию и связям с профессиональной школой.
Соисполнители: Комитет по молодёжной политике, центральная районная боль­ница, районный отдел внутренних дел, социальный отдел, центр занятости населения.
 
Прогнозируемые результаты, реализации Программы
 
Осуществление комплексных мер, предусмотренных муниципальной образовательной Программой, позволяет:
 
    создать эффективно действующую систему муниципального образования в районе;
 
    улучшить качество жизни детей поселений, обеспечив:
   безопасные условия проживания;
   расширенную сеть образовательных услуг;
   возможности для самореализации в проектной, исследовательской, творческой, спортивной деятельности;
   устойчивые привычки к здоровому образу жизни;
   расширенные контакты со сверстниками района и области, с учёными областного центра;
   единое муниципальное информационно-образовательное пространство;
   укоренение позитивных направлений в развитии уклада сельской жизни (культура труда, быта, досуга);
    обеспечить инвестиционную привлекательность муниципальной образовательной системы, в том числе поселенческих образовательных систем;
 
    повысить ответственность родителей и детей за укрепление своего здоровья;
 
    сократить количество противоправных поступков среди несовершеннолетних;
 
    стабилизировать обстановку в районе по межведомственному взаимодействию в работе с опекаемыми семьями, предотвратить рост количества детей, попадающих в трудную жизненную ситуацию.
 
Основным социально-образовательным результатом реализации Программы станет гражданская ответственность наших детей и молодёжи за судьбу малой роди­ны, своих родных и близких, жизнеспособность, уверенность в завтрашнем дне.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© elena & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?