Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сетевой подход в образовании

Романова Н. ГООП: встречи без судей


Размышляя о повышении квалификации педагогов, нам не нужно стремиться переделывать людей или исправлять недостатки образования, полученного в институте или училище, - нам нужно понять, можно ли обеспечивать самообразование средствами самого педагогического процесса? На взгляд «шулешкинцев», самое надежное из таких средств – организация гостевого обмена опытом
Информация об авторе: Романова Наталья
Романова Наталья Вячеславовна, педагог музыкального воспитания, методист комплекса детский сад-начальная школа №64, г. Железногорск, Красноярский край

Доклад 13.

Романова Наталья

ГООП: встречи без судей

 
«Система Шулешко» - удивительная практика начального образования, где главным делом учителя считается налаживание детской дружбы. А дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку гарантирует как раз складывающееся сообщество совместно учащихся друзей. Снятие регламентации с общения ребят на занятиях, открытость к инициативным проявлениям себя детьми - необходимое условие этого успеха, сначала пугающее, а потом воодушевляющее педагогов.
Но обязательной «изнанкой» такой формы работы с детьми выступает своеобразное «сетевое взаимодействие» педагогов-«шулешкинцев», получившее название «ГООП» - гостевой обмен опытом педагогов.
ГООП связан с организацией педагогического общения на ра­бочих местах, в группах и классах. Но у него мало общего с «открытыми уроками». На нём обсуждают не учителей, а детей. И оценивают не об­разцы поведения взрослого, а характер проявления себя деть­ми.
 
 
Какова моя роль как методиста для организации диалога между взрослыми? Я оказываюсь примерно в той же позиции, как педагог-шулешкинец в отношении детей. И для этого (к счастью) мне не нужно быть самой опытной среди них - ведь на гостевом обмене опытом не может быть такого человека, который научит и укажет всем, как надо действовать.
Слово «гостевой» говорит само за себя. Правила гостевания знает каждый. Уважение гостем хозяина, хозяином гостя. Уважение мыслей, чувств, опыта. Знание того, что к твоему мнению прислушаются, позволяет открыто и свободно высказывать его.
Потребность в гостевом обмене опытом естественно возникает по поводу приживления новой культурной нормы работы с детьми, основанной на равноправии.
Как это: не регламентировать, не инструктировать, не диктовать, не поучать детей. Что же тогда делать?
 
...Обычный вариант проведения гостевого обмена опытом - когда хозяйка организует жизнь детей своей группы, а гости наблюдают за происходящим - а потом рассказывают хозяйке про её детей. Но практикуется и другой вариант, когда гостья и хозяйка меняются ролями. Тогда хозяйка имеет возможность посмотреть на своих детей со стороны и открыть для себя что-то новое в них, а гостья в роли воспитателя на деле обнаруживает то общее и то разное, что есть в данном детском коллективе и в коллективе детей её группы. Интересен и вариант, когда с детьми работают 2-3 гостя, сменяя друг друга. В такой ситуации дети не успевают подстроиться ни к одному из них и выражают себя наиболее естественно.
 
Педагоги, наблюдая за работой своего коллеги, учатся вместе с ним слушать и слышать детей, идти в своей работе не от заранее запланированного, а от услышанного от детей. Спонтанность высказываний и поступков детей позволяет видеть настоящее и предвидеть будущее детской жизни. Можно попробовать обозначить, на что обязательно обращается внимание в таком профессиональном наблюдении.
 
Сотрудничал ли тот или иной ребёнок с другими детьми?
Выступал ли в роли учителя для других детей (то есть организовывал, помогал, указывал, оценивал?)
К кому обращался за советами, с просьбой о помощи?
От кого ждал и спрашивал оценки своей деятельности?
Высказывал ли свои собственные мысли и суждения? И какие?
Испытывал ли успех в ходе деятельности? И какой?
 
Так внимание педагога акцентируется на конкретном ребёнке, но не на отдельно взятом, а в кругу своих сверстников, в постоянном общении с ними; при этом в поле зрения наблюдателя удерживается весь детский коллектив как единое целое. Хотя увидеть ещё не значит понять; понимание приходит во время обсуждения. Каждый из участников ГООПа, проговаривает, как бы заново прочитывает увиденное и заинтересовавшее его явление в жизни детей. Высказанное одним обсуждается всеми.
Каждый раз вновь и вновь на гостевом обмене опытом при столкновении разных позиций личный опыт педагога подвергается сомнению, испытанию.
 
ГООП помог нам понять, зачем нужны ситуации речевого общения детей в микрогруппе, между микрогруппами, всей группы при общем разговоре; зачем организовывать отгадывание тайны, обсуждение, проверку и оценивание друг другом выполненных детьми дел; зачем договариваться о правилах и держать договор во время дела; зачем объединять, менять и увеличивать количественный состав микро-групп и детей в микро-группах; зачем нужно ориентироваться на создание детьми образов на основе собственных представлений, зачем создавать ситуации одновременных действий детей всех вместе под приговорку вслух...
 
Наблюдая за детьми из разных групп, у нас крепло убеждение, что наша задача - сделать так, чтобы дети жили своей жизнью, а мы, педагоги, были способны предвидеть путь становления ровеснических отношений между ними. А то, чему мы хотим детей научить, они успешно освоят сами, если мы способны сделать эти знания или умения предметом их интересов и обсуждений, азарта и поиска.
 
Так, благодаря гостевому обмену опытом педагоги становятся уверенными в своей профессиональной грамотности, между ними устанавливаются доброжелательные, взаимоуважительные отношения. Отсутствует злая конкуренция, педагоги помогают, поддерживают друг друга. Уверенные в такой поддержке и в своей успешности, они чувствуют себя благополучно.
 
Равноправие, диалогичность общения между детьми, между детьми и педагогами, между самими педагогами ведёт за собой чувство сопричастности взрослых и детей живой культуре своего народа, сохранению и развитию его лучших человеческих традиций.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Романова Наталья & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?