Информация об авторе: Романова Наталья
Романова Наталья Вячеславовна, педагог музыкального воспитания, методист комплекса детский сад-начальная школа №64, г. Железногорск, Красноярский край
Доклад 13.
Романова Наталья
ГООП: встречи без судей
«Система Шулешко» - удивительная практика начального образования, где главным делом учителя считается налаживание детской дружбы. А дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку гарантирует как раз складывающееся сообщество совместно учащихся друзей. Снятие регламентации с общения ребят на занятиях, открытость к инициативным проявлениям себя детьми - необходимое условие этого успеха, сначала пугающее, а потом воодушевляющее педагогов.
Но обязательной «изнанкой» такой формы работы с детьми выступает своеобразное «сетевое взаимодействие» педагогов-«шулешкинцев», получившее название «ГООП» - гостевой обмен опытом педагогов.
ГООП связан с организацией педагогического общения на рабочих местах, в группах и классах. Но у него мало общего с «открытыми уроками». На нём обсуждают не учителей, а детей. И оценивают не образцы поведения взрослого, а характер проявления себя детьми.
Какова моя роль как методиста для организации диалога между взрослыми? Я оказываюсь примерно в той же позиции, как педагог-шулешкинец в отношении детей. И для этого (к счастью) мне не нужно быть самой опытной среди них - ведь на гостевом обмене опытом не может быть такого человека, который научит и укажет всем, как надо действовать.
Слово «гостевой» говорит само за себя. Правила гостевания знает каждый. Уважение гостем хозяина, хозяином гостя. Уважение мыслей, чувств, опыта. Знание того, что к твоему мнению прислушаются, позволяет открыто и свободно высказывать его.
Потребность в гостевом обмене опытом естественно возникает по поводу приживления новой культурной нормы работы с детьми, основанной на равноправии.
Как это: не регламентировать, не инструктировать, не диктовать, не поучать детей. Что же тогда делать?
...Обычный вариант проведения гостевого обмена опытом - когда хозяйка организует жизнь детей своей группы, а гости наблюдают за происходящим - а потом рассказывают хозяйке про её детей. Но практикуется и другой вариант, когда гостья и хозяйка меняются ролями. Тогда хозяйка имеет возможность посмотреть на своих детей со стороны и открыть для себя что-то новое в них, а гостья в роли воспитателя на деле обнаруживает то общее и то разное, что есть в данном детском коллективе и в коллективе детей её группы. Интересен и вариант, когда с детьми работают 2-3 гостя, сменяя друг друга. В такой ситуации дети не успевают подстроиться ни к одному из них и выражают себя наиболее естественно.
Педагоги, наблюдая за работой своего коллеги, учатся вместе с ним слушать и слышать детей, идти в своей работе не от заранее запланированного, а от услышанного от детей. Спонтанность высказываний и поступков детей позволяет видеть настоящее и предвидеть будущее детской жизни. Можно попробовать обозначить, на что обязательно обращается внимание в таком профессиональном наблюдении.
Сотрудничал ли тот или иной ребёнок с другими детьми?
Выступал ли в роли учителя для других детей (то есть организовывал, помогал, указывал, оценивал?)
К кому обращался за советами, с просьбой о помощи?
От кого ждал и спрашивал оценки своей деятельности?
Высказывал ли свои собственные мысли и суждения? И какие?
Испытывал ли успех в ходе деятельности? И какой?
Так внимание педагога акцентируется на конкретном ребёнке, но не на отдельно взятом, а в кругу своих сверстников, в постоянном общении с ними; при этом в поле зрения наблюдателя удерживается весь детский коллектив как единое целое. Хотя увидеть ещё не значит понять; понимание приходит во время обсуждения. Каждый из участников ГООПа, проговаривает, как бы заново прочитывает увиденное и заинтересовавшее его явление в жизни детей. Высказанное одним обсуждается всеми.
Каждый раз вновь и вновь на гостевом обмене опытом при столкновении разных позиций личный опыт педагога подвергается сомнению, испытанию.
ГООП помог нам понять, зачем нужны ситуации речевого общения детей в микрогруппе, между микрогруппами, всей группы при общем разговоре; зачем организовывать отгадывание тайны, обсуждение, проверку и оценивание друг другом выполненных детьми дел; зачем договариваться о правилах и держать договор во время дела; зачем объединять, менять и увеличивать количественный состав микро-групп и детей в микро-группах; зачем нужно ориентироваться на создание детьми образов на основе собственных представлений, зачем создавать ситуации одновременных действий детей всех вместе под приговорку вслух...
Наблюдая за детьми из разных групп, у нас крепло убеждение, что наша задача - сделать так, чтобы дети жили своей жизнью, а мы, педагоги, были способны предвидеть путь становления ровеснических отношений между ними. А то, чему мы хотим детей научить, они успешно освоят сами, если мы способны сделать эти знания или умения предметом их интересов и обсуждений, азарта и поиска.
Так, благодаря гостевому обмену опытом педагоги становятся уверенными в своей профессиональной грамотности, между ними устанавливаются доброжелательные, взаимоуважительные отношения. Отсутствует злая конкуренция, педагоги помогают, поддерживают друг друга. Уверенные в такой поддержке и в своей успешности, они чувствуют себя благополучно.
Равноправие, диалогичность общения между детьми, между детьми и педагогами, между самими педагогами ведёт за собой чувство сопричастности взрослых и детей живой культуре своего народа, сохранению и развитию его лучших человеческих традиций.