Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Самсонова Е., Нагорная Л., Подобед Т., Баринова Н. и другие. ТРЕТИЙ разговор вокруг «торика» и «модели» среднесрочной программы. Май 2007.


Из всех его таблиц, применяемых для описания и предписания учебного процесса (потому что работающие «по Шулешко» педагоги сверяют своё поведение по этим таблицам) – сегодняшняя наша таблица «СТРУКТУРА ТИПА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» наиболее близко подходит к тому, что я и раньше, и сейчас понимаю под термином "Торик".

Размышление 23.

В беседе участвуют: Елена Самсонова, Любовь Нагорная, Татьяна Подобед, Наталья Баринова, Галина Осипова, Егор Болтаев, Сергей Реутский, Ирина Качанова, Наталья Титова, педагоги детских садов г. Москвы.
Место разговора - детский сад 69 г. Москвы.

Вступление. О нормальной педагогике.
 
Елена Самсонова:
Когда Евгений Евгеньевич ещё работал в институте психологии, его лаборатория много чем занималась. В том числе и диагностикой. В том числе – диагностикой учебной деятельности. В том числе – диагностикой личностного развития, и так далее. Правда, тогда не было психологов при детских учреждениях. Но психология уже многое о себе, как науке, заявляла.
В психологии, в отличие от очень грамотной и нормальной практики, человек до сих пор раздирается на интеллект, на память, другие функциональные понятия. У физиологов это разделение на системы ещё можно понять, и то… А уж психологи, которые говорят о «высшем», о душе – начинают безобразно подходить к человеку, к человеческому сообществу. Поэтому Евгений Евгеньевич, и я, и все те, кто прожил с Шулешко деловую жизнь, пришли к такому выводу, что психология ещё не создана.
Нормальная педагогика уже создана. Уже довольно много лет педагогику, которую создал Шулешко, называют – и это наиболее адекватное сути этой педагогики имя – нормальная педагогика. Можно по-другому ещё сказать: грамотная педагогика. Но так говорить не хочется потому, что ассоциации приходят другие, мол, остальные безграмотные. В этом смысле лучше быть педагогом ненормальным, чем безграмотным.
Нормальная педагогика в педагогической науке практически не существует, к сожалению. Потому что наука не доросла до того фундамента, на котором стоял Шулешко и строил этот дом. А психология ещё даже и не знает, что она ненормальная.
Получается, что та часть основания, на котором строится нормальная педагогика Шулешко – знание о человеке, о социуме, о сообществе, о культуре, и другие понятия – это знание в психологии ещё не создано, здесь эти понятия иначе выстраиваются, иначе мыслятся.
Шулешко (как мы чувствовали и иногда проговаривался он) конструировал процесс жизнедеятельности детей, который мы, с внешней стороны, называли «образовательным», «воспитательным», «обученческим» процессом. То, на чём он стоял и что строил – все процессы проходили одновременно.
Это знание отражено в его знаменитой матрице, в «таблицах». «Таблиц» этих много и они разные: «Аквариум», «Слоговые лесенки», «Среднесрочная программа действий понимания грамотных», «Матрица событий (краткосрочная программа работы с детьми 5-7 лет)», «Свойства социокультурной нормы «быть ровесником и учащимся» (основы долгосрочной программы работы педагогов)», и другие.
 
Что такое «торик».
 
Елена Самсонова:
Сегодняшнюю нашу таблицу «СТРУКТУРА ТИПА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» я раньше не видела. Из всех его таблиц, применяемых для описания и предписания учебного процесса (потому что работающие «по Шулешко» педагоги сверяют своё поведение по этим таблицам) – эта наиболее близко подходит к тому, что я и раньше, и сейчас понимаю под термином торик.
Напомню новым участникам разговора, почему – торик. Это термин Евгения Евгеньевича, который он использовал больше для себя, и употреблял в наших разговорах.
Потому что тор – это объект, на котором можно хоть как-то рассказать, хоть как-то обосновать, хоть как-то распластать себя, если ты участник педагогического процесса, с наименьшими искажениями. В торе есть границы и нет границ, есть конец и нет конца. Единораздельность, нераздельность – присутствуют здесь довольно чётко.
Потому что традиционная педагогика и психология, хочешь не хочешь, расчленяет человека на: качества, дисциплины, моменты времени, процедуры, и всякие другие вещи. Что искажает и омертвляет сам процесс. Например, тенденция использования ярко проявляется, когда психологи обсчитывают человека или группу, выстраивают некий облик, и потом соединяют контуры, говоря: вам мы рекомендуем это и это, а вам мы рекомендуем в содружественную пару этого, потому что у них профиль похож, и в деятельности они друг друга поймут. Все сталкивались с этим?
 
N:
Так большинство психологов работает, потому что так проще! Взял книжечку, нужные циферки. С детьми можно особенно не работать.
 
Елена Самсонова:
Как самая здесь в этом деле опытная я смею заявлять, что из всех его таблиц наиболее близко к описанию торика подходит вот эта.
 
 
Рассматриваем торик.
 
А теперь начинается та самая работа. Кто что видит, кто что чувствует? Где начинает вибрировать? Что понятно, что непонятно? Как связывается, как не связывается? Вычитывается что-то, выглядывается? Вспоминается? К чему это можно прикрепить?
Всё, что у вас вызывает отклик, я прошу в одну кучку складывать, а потом будем разгребать, как сорные курицы.
 
N:
Так эта таблица для меня – просто «чёрный ящик»…
 
Елена Самсонова:
Чёрный ящик? Интересно! Вот если бы вы сказали: система «чёрных ящиков», я бы согласилась. Но в любую систему, если она проявлена, можно уже вдумать своё собственное представление.
Здесь заключён тот самый метод отношения к жизни и к тексту.
Дана таблица. Есть рамка, вот эти рамки. Поскольку это таблица, она имеет некую закономерность. Любая точка, находящаяся внутри, связана со всеми частями, и чтобы понять её, я должна все части удерживать, вдуматься, проглядеть, усмотреть все взаимосвязи в этой системе. А что это за система? Читаем: СТРУКТУРА ТИПА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Рассматриваю: С.Н. появляется не в каждой клеточке, и Л.Н. не в каждой клеточке. Здесь есть ещё направляющие, горизонтальные и вертикальные. Значит, вы можете какие-то различности в каждой ячейке почувствовать.
А уже потом, в разговоре с другими, которые тоже проделали эту работу и получили своё представление, искать союзников в своём представлении. Вы будете искать: понял меня, не понял, так же, не так же… Вы будете делать эту работу, услышав какое-то другое мнение. Поэтому-то традиционный взгляд – «объясните мне и я пойму» – не может использоваться (и не приветствуется) при таком подходе.
 
Егор Болтаев:
Непонятно различие между собственными и личными наблюдениями.
 
Наталья Баринова:
Собственные – это свои, а личные – это свои, но и других людей тоже.
 
Егор Болтаев:
Получается, что собственные – часть личных.
 
Елена Самсонова:
Может быть и так.
 
Наталья Титова:
Посмотрите, во втором внутреннем столбце второй сверху квадрат. Собственные наблюдения. Если мы о них будем говорить, то предполагается, что мы их получаем, или мы каким-то образом открываем для себя собственные наблюдения через вписывание в (по и через – вверху).
Если по диагонали собственные наблюдения смотреть, то мы обнаруживаем, что это происходит благодаря синонимии, т.е. понимая одно и то же по-разному…
 
Елена Самсонова:
Одно и то же по-разному… Что такое синонимы?
 
Наталья Титова:
Синонимы? Разные слова с одинаковым смыслом. Т.е. мы каким-то образом собственные наблюдения для себя открываем, возможно, посредством того, как мы анализируем ситуацию. Синоним применим только в определённой ситуации, ведь у каждого своя окраска.
 
Елена Самсонова:
Значит, личные наблюдения, в языковом плане, – это автоним?
 
Наталья Титова:
Да. И более рациональные. Собственные ­– больше связаны с чувствами (в таблице: более «чувственны»).
 
Елена Самсонова:
Тогда получаем ключ к ответу. Личное – автоним, т.е. твоё сакральное имя, нутро твоё, правильно? А собственное – сохранение одного смысла, но уже выраженное во внешнем мире через разные… Логика есть. (соответственно, антонимия – противоположные значения, а паронимия – это близкое звучание, а смысл разный).
Любовь Фёдоровна, вы единственный среди нас человек, который языковую жизнь прожил очень хорошо совместно с Шулешко.
 
Любовь Нагорная:
Я вижу, что здесь есть расшифровка названия его программы «Обновление и самообразование».
Мы начинаем свой шаг, опираясь на собственный педагогический опыт, который нажили при других программах. Каждый своё образование повышает сам, благодаря вот этим собственным и публичным. И не обязательно для этого заканчивать институты. Ведь что бывает при гостевом обмене опытом, и Шулешко постоянно это культивировал: пусть что-то у меня неудачно, но мои собственные стремления, мои личные наблюдения настолько меня переполнили, что я хочу себя увидеть и собственные наблюдения сравнить при публичных встречах.
 
Егор Болтаев:
Получается, слова наблюдения и встречи – коренные для определённых моих действий.
 
Елена Самсонова:
А я читаю по своему. Мне кажется, здесь выражена его мысль о том, что педагог, особенно дошкольный, закладывает новое поколение в культуре.
Это отражено в таблице как прогноз (и проектирование) и разговор о типах сознания и их обнаружении. То есть – что мы закладываем, какой тип сознания. Здесь отражено, что с чем связано и без чего не возникает. Это как поколение – массовое сознание, языковое, индивидуальное, групповое. И мы видим, как обнаружить – существуют они или нет. И через что, и как. Это такой самый формальный взгляд на таблицу.
 
Егор Болтаев:
О способах рассматривания. Прошлый раз (см. разговор второй) мы говорили о шнуровке, парной попарности. Можно ли этот принцип тоже перенести на торик?
Например, есть четыре ребёнка, у которых происходит какое-то взаимодействие. Как я понимаю сам принцип отношений, по Шулешко, в культурном контексте, то все эти четверо, как бы они ни спорили между собой – они всё равно вместе. И даже те, кто конфликтует, находятся в таких взаимоотношениях, которые делают их не только противниками, но и партнёрами. А эти – соседи. Отношения между ними – не просто притяжение и отталкивание, а более объёмные, сложные.
 
Любовь Нагорная:
Действительно, дети сидящего рядом не выбирают себе собеседником. Им удобно выбрать того, кто обращён к ним лицом. Об этом говорил и Евгений Евгеньевич. И даже если Петька сидит рядом с Ванькой, и хочет с ним поговорить, то иногда перебежит, сядет и говорит напротив.
 
Елена Самсонова:
Да, мы говорили про четвёрку. Здесь она представлена. Видите, например: «рациональны», «теоретичны», «эмпиричны», «чувственны». Но это уже другой уровень разговора. Не бытовой-педагогический.
Почему? Те слова, которые здесь написаны, я не слыхала ни разу от педагогов. Я ни разу не слышала, чтоб в своей педагогической жизни они употребляли эти слова. В отличие от таблицы «Среднесрочного планирования», в которой педагог себя узнаёт, читая слова.
Здесь сложнее. Видите, здесь столбцы даже не являются метками, как в других таблицах. Ну к чему в этом столбце слово как? А для этого надо фразу в строке прочесть целиком: Отношения жизненные, выраженные как верования. И Шулешко не зря так написал. Он настаивает, чтобы мы через как на это смотрели. Потому что дальше идёт: как – более «чувственны», как – более «рациональны».
Я этот союз как должна подтянуть на уровень категории, т.е. удержать категорию сравнительности. Удержать сравнительность как категорию для всего дальше. Это весьма непросто.
Отдельность значения каждого слова здесь тоже подчёркнута – тем, что они в отдельных клеточках. И в каждой – другой пласт понимания. И каждое начертание здесь должно какой-то свой смысл вести.
 
Любовь Нагорная:
Мы раньше не могли записывать и снимать занятия. Но были фотографии, которые я показывала Евгению Евгеньевичу. И благодаря его комментарию по состоянию детей, изображённых на фотографии, я и выбрала такой путь общения с детьми, какой я и совершенствую с тех пор в своей практике.
В чём тут дело. На фотографии были видны настолько естественные состояния детей, которые не уловишь во время ведения занятия. Я смотрю и думаю: Боже мой, это под таким впечатлением были дети! Как глубоко они размышляют, как не просто смотрят, а всматриваются, не слушают, а вслушиваются. Даже поза ребёнка о много говорит. Я читаю эти слова и тут же фрагмент занятия вспоминаю, и те приёмы, о которых говорил Евгений Евгеньевич.
 
Ирина Качанова:
Может быть, тут идёт речь о развитии в глобальном смысле, о этапности формирования у ребёнка собственных представлений о мире, мировоззрения?
 
Любовь Нагорная:
Но в этих глобальных представлениях – наш ребёнок, один. И он эти глобальные познания не может по частям понимать, представлять и воспринимать. И из нашего представления он не может это воспринимать. А его собственные представления идут через (как в таблице).
 
Елена Самсонова:
Мне кажется, что разговор про этапность – не шулешкинский разговор. Потому что у каждого описателя есть своя легенда того, что случилось, в хронологии. Один говорит, что человек произошёл от обезьяны, другой – что от инопланетян, третий – что человека создали, четвёртый – про вероятностный подход (случайный набор генов). У каждого свой рассказ.
 
Наталья Баринова:
А мне кажется, таблица – это такое море. И глобально можно воспринимать, и буквально. Например, если буквально, то чем мы сейчас занимаемся: прогноз по вещим словам, через линии.
 
Ирина Качанова:
А что такое: даны в обручении?
 
Елена Самсонова:
Я понимаю смысл в значении этого слова: обручение. И как рука. И как знак, что теперь две руки вместе – одна рука. Как союз.
 
Егор Болтаев:
Обручение мы сегодня наблюдали, когда дети читали вместе.
 
Елена Самсонова:
Ну да, это если от рук идти.
 
Галина Осипова:
А вот верования – это как? Просто верю, и всё? Ты веришь мне?
 
Наталья Баринова:
Отношения.
 
Елена Самсонова:
Посмотрите, как последнее слово с первым характеризуется: отношения–выраженные–как–идеи, отношения–как–авторитет, отношения–как–знания и отношения–как–верования. Речь идёт не о существовании или не существовании верования. Это отношение, которое выражается через или как.
 
Егор Болтаев:
Вероятно, с отношениями доверия связано. Как верования – это отношения безосновательные, т.е. основанные не на знании, не подкреплённые авторитетом. Основанные на дружеском расположении, на доверии, на вещах недоказуемых.
 
Елена Самсонова:
Наверное.
 
Галина Осипова:
Разве такие вещи возникают в результате отношений?
 
Егор Болтаев:
А что такое вера? Моя вера в Господа, она практически базируется на моих с Ним отношениях, на взаимо-отношениях. Чем более они личные, тем глубже моя вера.
 
Елена Самсонова:
Вот, почувствуйте разницу. Когда мы берём «Среднесрочную программу», то это верования не только в области сверхестественного, а личностные и не личностные. Но там есть сценарное поведение, которого я здесь не вижу. Может кто-нибудь видит?
…Впрочем, я сейчас не про поведение, а про ту сетку категориальную, на которой это всё строится. Потому что здесь всё пересекается. Это не просто верования, связанные с конкретными моими действиями, а целая категория. Без категории верования невозможно представить всю полноту жизни и культуры. Верования есть в человеческой природе, в человеческой культуре. И они здесь представлены. Так же и отношения. А что с этим делать – дело другое.
Здесь – отношения даны в: хронологии, в переменах, в обручении и в преданиях.
Если по горизонтали пойти: отношения жизненные, выраженные как верованияданы в преданияхвчитывание. А самое «левое» – вещие слова. Паронимия (близкое звучание, а смысл разный). Более «рациональны». И это, в принципе – к групповому сознанию относится.
Здесь же цикличность, эта таблица – словно развёртка тора на плоскости. Парная попарность...
 
Наталья Титова:
Как же воспринимать «Среднесрочную программу» – как часть торика, как отражение этой таблицы?
 
Елена Самсонова:
Я понимаю, что это разные условия разговора, и про разное.
Когда Шулешко обвиняли в том, что у него нет теории, что он – великий практик и только, – он не восставал против этого. То, что мы видим, опровергает такое мнение. Он знал, где и с кем об этом разговаривать. И разговаривал с педагогами точно так же, как с теоретиками, не делая ни для кого никаких ограничений.
Я думаю, почему он всё делал в таблицах – он же делал модель. Это как несколько плоскостей на одном листе. И когда ты с таблицей работаешь (самообразование!), то можно эту многослойность воспринять, но нужна привычка такой работы.
Эту таблицу («СТРУКТУРА ТИПА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ») я читаю как категории, на которых всё строится. У категорий свой смысл, а понятия – это другой уровень. Если мы говорим о теории, о построении каких-то социальных институтов (они здесь прописаны: онтология, семантика, гностика, прагматика) – то это один разговор. Но, поскольку это всё единое – то заинтересованные лица могут понять, где-что-как находится. «Среднесрочная программа» – это же (читаем) «модель профессиональных условий воссоздания связей удачных и неудачных выборов значимых дел». Он сюда всё поместил, всё что можно. Он же объёкт никогда не строил, а воссоздавал связи. За ребёнка его внутреннюю работу никто никогда не сделает. У Шулешко, если вы помните его разговоры, ни объекта, ни субъекта нет, как нет и субъект-объектных отношений, на которых зиждется вся остальная педагогика и психология. А есть: условия, связи, выборы (которые бывают и удачными, и неудачными, иначе какая же динамика?), да ещё дела, тем более – значимые.
Это всё проглядывает сквозь друг друга.
В «Среднесрочной программе» он не пишет об общекультурных навыках. Но вся структура и все имена, которые он здесь использует, и все утверждения (например, я читаю, я говорю, я пишу, приказное, возможный, и т.д.) соотносятся с таблицей «СТРУКТУРА ТИПА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Он говорит всё время про одно разными словами.
Я не могу к этому пока отнестись как к предписанию.
 
Любовь Нагорная:
Она и не может для каждого служить предписанием. Это ориентир. Я считаю, что это ориентир, а не предписание.
 
Татьяна Подобед:
Может быть и не предписание, и не ориентир, а какое-то другое слово. Но – если не пользоваться матрицей целиком и полностью, то мы не придём ни к чему абсолютно.
 
Егор Болтаев:
Модель жизни – вот что это. Слово предписание воспринимается неоднозначно, как жёсткий ориентир.
 
Татьяна Подобед:
Действительно, это модель, без чего невозможно.
 
Любовь Нагорная:
Ну посмотрите. Если человек начинает работать первый год, он, безусловно, не сможет эту модель воспринять целостно. Она воспринимается-то только, когда проработаешь ну не менее трёх лет. А если предписание: значит, я должна открыть её и сразу выполнять!
 
Елена Самсонова:
Заклевали совсем. Я вам про описание, а вы мне – про пред. Ну, я согласна.
Но насчёт ориентиров…Надо найти выразительность нашей мысли.
 
Татьяна Подобед:
Мне кажется, что торик этот больше относится к работе педагога.
 
Елена Самсонова:
А мне кажется, торик – это теория вопроса.
 
Любовь Нагорная:
Давайте возьмём любую программу. В каждой кое-какая теория есть. Психология, педагогика. Мы что, когда работали по программе, знали назубок эту психологию, эту педагогику? Но мы шли по программе!
Поэтому, я не могу сказать, что торик – это теория. Я могу её не знать, но делать.
 
Елена Самсонова:
А тогда для чего нужна теория?
 
Любовь Нагорная:
Теория нужна, чтобы обучать людей. Мне, как практику, который по этому работает, ещё многое недоступно, очень многое там непонятно.
 
Татьяна Подобед:
И другим непонятно. Я, хоть за два года привыкла к терминологии Шулешко, но всегда говорила: Евгений Евгеньевич, переведите. А тем учителям и воспитателям, кто первый раз – совсем ничего не понятно.
 
Любовь Нагорная:
Вот я, хоть и не всё здесь понимаю, но если бы стала сегодня рассказывать про своё занятие, про темп и про всё на свете, то, благодаря книге и этим таблицам и работе с ними, я могла бы обосновать абсолютно все свои действия. И, так обосновывая свои действия на наших гостевых обменах (например, в Старокамышенске), я видела, как воспитатели больше и больше втягивались в наше общество. Потому что воспитатели чувствовали себя грамотнее других. И это приходит.
 
Елена Самсонова:
Мне кажется, что наука эта нужна и тем, кто на новенького. Потому что сразу становится понятно то старое, о чём не нужно говорить (субъект, объект и т.д.). Граница не устанавливается, а показывается, очерчивая область, в которую мы не имеем права вступать. Тогда начинаешь думать и говорить по-другому, и ищешь, как сказать. И постепенно начинается другая жизнь, в которой мы и говорим по другому и о другом, и делаем.
Ещё один момент. Про педагогику может говорить каждый, почти каждый из нас – родитель. И вроде бы все всё знают. А тут, когда возьмёшь такой листочек (торик), то обнаруживаешь: далеко не всё я знаю. И уже поостерегусь говорить банальности. И это становится подспорьем повернуть педагога в то, чтобы вслушиваться. А уж когда воспитатель тебе такими словами говорит, тут уже всерьёз начинаешь думать про себя и свой опыт. Нет инструкции, нет образца. И тебя вынуждают так себя вести не запрет, не инструкция, а твоё состояние.
Тогда приходит новое знание про себя, и появляются вопросы. Поневоле начинаешь уже отличать вечное от вещного. И с детьми такое же происходит: помните историю про горячее и горящее?
 
Ирина Качанова:
Да, это непросто. Не то что: прийти, отработать, и уйти.
 
Любовь Нагорная:
Я согласна с Вами, сложно. Но это только на первых порах, месяцев шесть. А потом это так втягивает.
 
Разговор в сокращении записал Егор Болтаев.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© Egor & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?