Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

Осадчий И. Модульная организация образования в сельском районе


Проектно-модульная система организации образования нацелена на то, чтобы сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город.
Иван ОСАДЧИЙ, село Ясенивка, Киевская обл.

В основе нашего эксперимента лежит положение о том, что субъектом гарантий конституционного права граждан на образование выступает не отдельная сельская школа, а система образования района. Такое смещение акцента позволяет развязать чрезвычайно сложную проблему качества обучения в сельской местности и учета индивидуальных особенностей и интересов детей.


Очно-заочная разнопрофильная школа


Основные причины, препятствующие дифференциации учебного процесса в сельской школе известны: недостаток педагогов соответствующей квалификации, слабая материальная база и ограниченность ресурсов. В каждой отдельной школе эти причины становятся непреодолимы. Но изменив подход к решению проблемы, ее оказывается вполне возможно решить в масштабе образовательной системы района.


С этой целью с сентября 2002 года в Ставищенском районе была создана районная очнозаочная разнопрофильная школа. Она выступает как образовательный модуль, обеспечивающий дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин в основной школе.


Открытию школы предшествовал серьезный анализ образовательных запросов учеников сельских школ и их родителей. В результате было создано 47 межшкольных факультативов для учеников 7-9 классов сельских школ по 15 учебным дисциплинам.


Рабочий учебный план очно-заочной школы включил 140 часов еженедельно. Занятия посещают 465 учеников, что составляет примерно 30% детей этого возраста. Руководителями факультативов приглашены лучшие преподаватели района.


Благодаря освоению проектно-модульной системы организации образования, небольшой сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город.


Итак, очно-заочная школа представляет собой совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору, организованных на базе тех общеобразовательных школ района, которые имеют достаточную материальную базу, высококвалифицированных специалистов и, как правило, старшую профильную школу.


Для создания межшкольных факультативов и курсов по выбору используются часы вариативной части рабочих учебных планов общеобразовательных школ района по просьбе их педагогических советов.


Объем учебного плана очно-заочной школы, перечень учебных предметов, персональный состав руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору определяется отделом образования и оформляется соответствующим приказом.


Сеть межшкольных факультативов и курсов по выбору создается на основе анализа образовательных запросов учеников и их родителей, предложений педагогов и образовательных учреждений. Ежегодно к 15 сентября обобщенную информацию об этом подает в отдел образования Центр социально-педагогической диагностики и мониторинга.


Учеба в заочной форме (самостоятельное выполнение заданий) занимает меньшую часть времени обучения в ОЗШ. Больше 50% учебного времени дети занимаются в очной форме (занятия в группах и индивидуальные консультации).


Продолжительность групповых занятий - 45 минут. В один день может проводиться до трех занятий. Групповые занятия, как правило, проводятся в выходные дни или во время каникул.


Обучение ведется по авторским программам, проходящим экспертизу в районном методическом кабинете.


Кроме учебных занятий широко практикуется проведение конкурсов, олимпиад, выставок, семинаров, ученических конференций.


Учеников зачисляют в очно-заочную школу на основе устного или письменного заявления родителей. После этого составляют списки групп того или иного межшкольного факультатива.


Перед зачислением учеников проводятся тестирования, собеседования и иная дополнительная работа с целью изучения их мотивации к обучению и возможностей учиться в той или иной группе. На основе полученной информации ребятам рекомендуют образовательные учреждения и факультативы, которые могут наиболее полно удовлетворить их запросы.


Хотя общее руководство очно-заочной школой - прерогатива отдела образования, непосредственное управление осуществляет совет очно-заочной школы, в состав которого входят делегированные педагогическими советами представители образовательных заведений, где действуют межшкольные факультативы и курсы по выбору. Работу совета школы координирует ее глава, которого назначает отдел образования.


Решения совета очно-заочной школы (в пределах его компетенции) обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса и оформляются приказом отдела образования.


При райметодкабинете создается районное методическое объединение руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору, действующее на основе собственного плана работы.


Финансирование очно-заочной школы осуществляется как за счет бюджетных средств, выделенных на содержание образования района, так и внебюджетных. Для организации работы используется имеющаяся материальная база учебных заведений и иных учреждений по их согласию. По желанию родителей могут создаваться платные межшкольные факультативы и курсы по выбору.


Проектно-модульный подход к организации районного методкабинета


Cложившиеся возможности районного методического кабинета ограничены нормами функционирования в стабильных образовательных системах, которые не меняются во времени.


Отказавшись от жестких управленческих схем с заранее установленными нормативами финансирования, нам нужно было разработать такую управленческую технологию, которая бы естественно соединяла в себе черты как целевого, ситуационного, так и системного подходов; обеспечивала выполнение не только постоянных традиционных задач, но и эффективно решала новые возникающие проблемы.


Такими чертами обладает проектно-модульный подход к управлению образовательными системами, который отрабатывается в нашем районе.


Суть его в следующем. Для постоянных задач обеспечения районного образования создаются функциональные модули - а для решения целостных проблем, возникающих перед системой в целом, реализуются специальные целевые проекты, ограниченные во времени.


МОДУЛИ И МОДЕЛИ


Функциональный модуль выступает частью или структурным подразделением общей системы, обеспечивающей выполнение определенной работы или нескольких видов работ.


Каждый комплекс предполагает свое кадровое, информационно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение; в его структуре обязательно существует нормативно-организационный комплекс. Нормативно-правовая база находит свое отражение в положении о данном модуле и организационно обеспечивается приказами, распоряжениями, расписанием работы.


В нашем районе роль функциональных модулей стали выполнять четыре центра:


- центр социально-педагогической и психологической диагностики и мониторинга;


- центр логопедической помощи;


- методический центр;


- информационный центр.


Необходимость создания таких центров обусловлена, в том числе, ограниченностью ресурсной базы в сельских районах. Во-первых, трудно считать рациональным содержание в каждой сельской школе социолога, логопеда, психолога. Лучше обладать консультативным и координационным центрами, которые смогут на высоком уровне предоставлять нужные сегодня школам услуги (иногда и за определенную плату). С развитием информационных компьютерных сетей будут развиваться сервисные службы в образовании. Но уже сегодня возможно, например, воплощать этот подход через систему факсимильной связи; это достаточно выгодно в пределах одного района.


Во-вторых, содержание центров как отдельных учреждений требует значительных затрат. Планируется, что центры районного методкабинета, при необходимости, на собственной базе будут создавать дополнительные службы, смогут исполнять и иные функции. Например, центр социально-педагогической диагностики и мониторинга может развертывать в последние месяцы учебного года службу тестирования с целью независимой оценки знаний учеников, и выдавать желающим выпускникам школ соответствующие сертификаты (которые, по согласованию, могут учитываться высшими учебными заведениями). Для развития центров целесообразно использовать и бюджетные, и внебюджетные средства. Итак:


Центр социально-педагогической и психологической диагностики и мониторинга организует психологическую помощь детям, консультирует педагогов и родителей, выявляет психолого-педагогические условия и возможности эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Центр разрабатывает, апробирует и осваивает новые образовательные технологии и системы, поддерживает перспективный педагогический опыт. И в тесной связи с этими переменами в практике совершенствует управление учебными заведениями и организацию методической работы.


Центр логопедической помощи организует логопедическую помощь детям, изучает условия обучения, консультирует педагогов и родителей.


Методический центр (состоящий из секторов дошкольного, общего среднего и внешкольного образования) изучает состояние методической работы, осуществляет научнометодическое консультирование и координацию деятельности методических кабинетов в образовательных учреждениях. Он организует деятельность научных обществ учащихся; готовит и проводит олимпиады, ученические конференции, турниры и праздники. Координирует работу районных методических объединений, творческих и рабочих групп, школ педагогического мастерства; совместно с областным институтом последипломного образования, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями создает условия для профессионального совершенствования работников образования.


Информационный центр обеспечивает информацией и методическими материалами учреждения образования; создает картотеки, банки педагогической информации; выпускает информационно-методические вестники и учебно-методические сборники.


ЦЕЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ


Для решения актуальных проблем методического обеспечения образовательной системы района при районном методическом кабинете создаются творческие группы, которые разрабатывают и реализуют целевые проекты и программы. В состав таких групп входят методисты, педагоги, ученые, представители общественности.


В нашем понимании целевой проект - это совокупность взаимосвязанных подходов, направленных на преобразование определенного объекта из существующего состояния к желательному в течение четко обозначенного периода времени. Каждый проект имеет собственный жизненный цикл - от постановки проблемы до оценки его результатов и завершения проекта в целом.


Для его осуществления обычно необходимы кооперация нескольких функциональных модулей и привлечение внешних сил. Проекты разрабатываются с учетом ограниченности ресурсов. Только четкое представление о необходимых и доступных объемах людских, материальных и финансовых ресурсов делает проект конкретным, реалистичным. Без этого он превращается лишь в привычный жанр деклараций о намерениях.


Наконец, каждый проект - в прямую противоположность функциональным модулям - неповторим. Он решает свою особенную острую проблему, а не типовую. Он настолько индивидуален, что не предполагает своего тиражирования в других условиях.


В общем виде формальная структура целевого проекта может описываться примерно так:


  Название проекта


  Участники проекта


  Продолжительность проекта


  Цель и задания проекта


1. Смысловая часть


1.1.Обоснование проблемы, выбора подходов, согласованности с другими проектами и т.п.


1.2. Особенность содержания, форм и методов деятельности.


1.3. Система мониторинга.


2. Обеспечение проекта


2.1. Нормативно-правовое обеспечение.


2.2. Кадровое обеспечение (команда проекта)


2.3. Организационное обеспечение.


2.4. Материально-техническая база.


2.5. Бюджет проекта.


2.6. Информационное обеспечение (реклама).


3. Детальный план воплощения проекта, конкретные этапы и действия.

Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© elena & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?