Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Ровесническое образование после Е.Е. Шулешко

Доклад-размышление 24.:Редюхин В. Письмо вместо клинописи


Присутствующие учителя были вне себя от возмущения, а дети взахлёб решали задачи с позиционной системой счисления

Об авторе:
Редюхин Владислав Иванович,
консультант по оргуправлению, преподаватель МФТИ, в прошлом учитель физики, директор школы, один из создателей «эвриканского движения», основатель движения «Современная школа», пропагандист педагогики Френе и других французских инновационных программ в России. Специалист по инновационным проекта в образовании, по муниципальному праву и региональному социально-экономическому проектированию.
Боюсь, что про ЭТО не расскажешь - видеть и участвовать надо. Хотя книг написано немало и очень хороших. Мне посчастливилось в начале 90-х лично познакомиться и дружить с этими замечательными людьми. Сам признанный «отец-зачинатель» Евгений Евгеньевич Шулешко вспоминал о Протопопове, - «деде», как о прародителе этого направления, возникшего после войны. В группу входила ещё и Лидия Константиновна Филякина, в детстве – ученица знаменитого детского писателя Коваля.
В московской школе 716 (Измайлово») у Александра Ароновича Рывкина тогда возникла на базе «семейной школы» устойчивая группа «молодежи» - Маша Ганькина, Сережа Плахотников...
Теоретические основания, заложенные Е.Е.Шулешко настолько глубоки, что превосходят, на мой взгляд, основы прорвавшейся в 90-х сквозь «блокаду» чиновников теории развивающего обучения Давыдова-Эльконина-Репкина. В основе - идея не деятельности, а коммуникации. Евгений Евгеньевич утверждает - «нет ребёнка - есть дети». Почему в школе, спрашивает он, - есть «учитель русского языка», «учитель литературы», «учитель словесности», а нет «учителя-речевика»? Ведь «родная речь»?
«Почему вы утверждаете, что ПИШИТЕ буквы и слова, - вопрошал, Шулешко учителей началки на одном из своих семинаров. Посмотрите, - на обратную сторону листа, над котором дети усердно трудятся с шариковой авторучкой. Там же следы от этой ручки есть даже через три страницы. Ну, так и не вводите детей в заблуждение, - честно говорите им: «Мы с вами сегодня будем ВЫДАВЛИВАТЬ буквы». Помните клинопись? А «письмо» как историческая социокультурная норма требует каллиграфии, нажима, вязи и особых навыков сложного движения пальцев и кисти руки, которые при грамотном письме развивают грамотное мышление.
На одном из открытых уроков в начальных классов в северном городе Е.Е. попросил ребят сесть по трое. Они вместе придумали и нарисовали на доске таблицу (речь шла о десятичной записи числа, то есть в принципе о позиционной системе счисления). По группам ребята обсудили между собой, как эту таблицу они будут заполнять. Подождали, пока ВСЕ справятся с этим заданием... Надо было видеть гнев и ужас сидевших на открытом уроке учителей (человек 70) , когда от каждой тройки выделенные представители (то есть группа человек десять) толпой полезли на эту доску заполнять клеточки. Кто-то стул тащил и подставлял, кто-то норовил сесть на голову другому... И как отчаянно всей тройкой взахлёб (вот уж где не было дисциплины) доказывали, что именно они правильно заполнили таблицу. Присутствующие учителя были вне себя от возмущения. А Шулешко мудро и терпеливо объяснял им, что же он на самом деле делал.... Некоторые поняли.
Думаю, что идеи Шулешко, как и методы социоигровой педагогики - это к образованию третьего тысячелетия.
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?