Боюсь, что про ЭТО не расскажешь - видеть и участвовать надо. Хотя книг написано немало и очень хороших. Мне посчастливилось в начале 90-х лично познакомиться и дружить с этими замечательными людьми. Сам признанный «отец-зачинатель» Евгений Евгеньевич Шулешко вспоминал о Протопопове, - «деде», как о прародителе этого направления, возникшего после войны. В группу входила ещё и Лидия Константиновна Филякина, в детстве – ученица знаменитого детского писателя Коваля.
В московской школе 716 (Измайлово») у Александра Ароновича Рывкина тогда возникла на базе «семейной школы» устойчивая группа «молодежи» - Маша Ганькина, Сережа Плахотников...
Теоретические основания, заложенные Е.Е.Шулешко настолько глубоки, что превосходят, на мой взгляд, основы прорвавшейся в 90-х сквозь «блокаду» чиновников теории развивающего обучения Давыдова-Эльконина-Репкина. В основе - идея не деятельности, а коммуникации. Евгений Евгеньевич утверждает - «нет ребёнка - есть дети». Почему в школе, спрашивает он, - есть «учитель русского языка», «учитель литературы», «учитель словесности», а нет «учителя-речевика»? Ведь «родная речь»?
«Почему вы утверждаете, что ПИШИТЕ буквы и слова, - вопрошал, Шулешко учителей началки на одном из своих семинаров. Посмотрите, - на обратную сторону листа, над котором дети усердно трудятся с шариковой авторучкой. Там же следы от этой ручки есть даже через три страницы. Ну, так и не вводите детей в заблуждение, - честно говорите им: «Мы с вами сегодня будем ВЫДАВЛИВАТЬ буквы». Помните клинопись? А «письмо» как историческая социокультурная норма требует каллиграфии, нажима, вязи и особых навыков сложного движения пальцев и кисти руки, которые при грамотном письме развивают грамотное мышление.
На одном из открытых уроков в начальных классов в северном городе Е.Е. попросил ребят сесть по трое. Они вместе придумали и нарисовали на доске таблицу (речь шла о десятичной записи числа, то есть в принципе о позиционной системе счисления). По группам ребята обсудили между собой, как эту таблицу они будут заполнять. Подождали, пока ВСЕ справятся с этим заданием... Надо было видеть гнев и ужас сидевших на открытом уроке учителей (человек 70) , когда от каждой тройки выделенные представители (то есть группа человек десять) толпой полезли на эту доску заполнять клеточки. Кто-то стул тащил и подставлял, кто-то норовил сесть на голову другому... И как отчаянно всей тройкой взахлёб (вот уж где не было дисциплины) доказывали, что именно они правильно заполнили таблицу. Присутствующие учителя были вне себя от возмущения. А Шулешко мудро и терпеливо объяснял им, что же он на самом деле делал.... Некоторые поняли.
Думаю, что идеи Шулешко, как и методы социоигровой педагогики - это к образованию третьего тысячелетия.
В московской школе 716 (Измайлово») у Александра Ароновича Рывкина тогда возникла на базе «семейной школы» устойчивая группа «молодежи» - Маша Ганькина, Сережа Плахотников...
Теоретические основания, заложенные Е.Е.Шулешко настолько глубоки, что превосходят, на мой взгляд, основы прорвавшейся в 90-х сквозь «блокаду» чиновников теории развивающего обучения Давыдова-Эльконина-Репкина. В основе - идея не деятельности, а коммуникации. Евгений Евгеньевич утверждает - «нет ребёнка - есть дети». Почему в школе, спрашивает он, - есть «учитель русского языка», «учитель литературы», «учитель словесности», а нет «учителя-речевика»? Ведь «родная речь»?
«Почему вы утверждаете, что ПИШИТЕ буквы и слова, - вопрошал, Шулешко учителей началки на одном из своих семинаров. Посмотрите, - на обратную сторону листа, над котором дети усердно трудятся с шариковой авторучкой. Там же следы от этой ручки есть даже через три страницы. Ну, так и не вводите детей в заблуждение, - честно говорите им: «Мы с вами сегодня будем ВЫДАВЛИВАТЬ буквы». Помните клинопись? А «письмо» как историческая социокультурная норма требует каллиграфии, нажима, вязи и особых навыков сложного движения пальцев и кисти руки, которые при грамотном письме развивают грамотное мышление.
На одном из открытых уроков в начальных классов в северном городе Е.Е. попросил ребят сесть по трое. Они вместе придумали и нарисовали на доске таблицу (речь шла о десятичной записи числа, то есть в принципе о позиционной системе счисления). По группам ребята обсудили между собой, как эту таблицу они будут заполнять. Подождали, пока ВСЕ справятся с этим заданием... Надо было видеть гнев и ужас сидевших на открытом уроке учителей (человек 70) , когда от каждой тройки выделенные представители (то есть группа человек десять) толпой полезли на эту доску заполнять клеточки. Кто-то стул тащил и подставлял, кто-то норовил сесть на голову другому... И как отчаянно всей тройкой взахлёб (вот уж где не было дисциплины) доказывали, что именно они правильно заполнили таблицу. Присутствующие учителя были вне себя от возмущения. А Шулешко мудро и терпеливо объяснял им, что же он на самом деле делал.... Некоторые поняли.
Думаю, что идеи Шулешко, как и методы социоигровой педагогики - это к образованию третьего тысячелетия.