Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

В.Вершинин: ОБРАЗ ЖИЗНИ, ДЕМОГРАФИЯ И СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА


Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Владислав Вершинин, заведующий научно-исследовательской лабораторией развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент
Социокультурный контекст образования
Мальтус, малодетная семья, бытие и сознание
Одно из условий стабильного существования любой сложной системы — наличие в ней взаимоотрицающих крайностей (единство и борьба противоположностей). Село и город, сельский и городской образ жизни издавна представляют собой образец тако­го единства. Борьба особенно наглядно видна на репродуктивном поле общества. Похоже, что Мальтус зря беспокоился по поводу грядущего перенаселения планеты. Человечество как-то незаметно, между эпидемиями, войнами, экспериментами с ору­жием массового уничтожения нашло-таки более гуманное средство, как себя подсо­кратить. Это средство — урбанизация и городской образ жизни.
Процесс урбанизации породил малодетную семью, не пригодную для решения проблемы воспроизводства работоспособного населения на требующемся городу уровне. Как в прошлом, так и сегодня, эта потребность удовлетворяется преимущест­венно за счёт притока сельского населения, традиционно поддерживающего рождае­мость на более высоком уровне. Причём процесс такой миграции уже перешагнул гра­ницы государств и принял глобальный характер. Жизненное пространство наиболее урбанизированных стран, постоянно и в нарастающей степени разрежаемое городским образом жизни, заполняется мигрантами из государств с преобладанием сельского на­селения и высокой рождаемостью.
В нашей стране избыточное сельское население давно уже перетекло в города и рабочие посёлки. Мы являемся свидетелями миграции уже не избыточного, а необ­ходимого, даже остаточного, собственно сельского населения. Баланс между селом и городом грубо нарушен. Следствие наступившего господства одной крайности — резкий спад рождаемости в стране в целом, вырождение села, утрата сельского образа жизни как национального достояния и нравственной ценности. В результате происхо­дит вторичное разрежение жизненных пространств России, исторически и без того не густо заселённых. А удовлетворение потребностей государства (читай — города) в но­вых и новых рабочих руках посредством межгосударственной миграции несёт с собой накапливающуюся взрывную энергию новых и новых межнациональных напряжений, религиозных, языковых и иных культурных столкновений и противоречий.
Можно, конечно, удовлетвориться привычной формулой: «Бытие определяет со­знание» и философски отнестись ко всему происходящему как к исторической неиздоя сельской школы дальше так называе­мой реструктуризации не пошли, и не в учреждениях академической педагогики, а в глубинке, в самой сельской школе.
Посягательство на постулат
В Октябрьской средней школе (Чердаклинский район Ульяновской области) по­ставили под сомнение общепринятое по­ложение о последовательности становле­ния жизненной ориентации личности. (См. пособие «Выбор профессии», рекомендо­ванное Министерством образования для массового использования.) Согласно это­му положению жизненное самоопределе­ние личности осуществляется в процессе выбора профессии. Выбор при этом мыс­лится в трёх логически последовательных шагах. Сначала школьник должен осо­знать явление общественного разделе­ния труда и определить своё вероятное ме­сто в нём. Вторым шагом должно быть ос­мысление им производственного разделения труда и — соответствующий выбор. В качестве заключительного шага подразумевается знакомство с профессио­нальным разделением труда и дальше идёт подготовка подростка к соответствующему выбору. (Заметим кстати, что именно в этой логике выстроена структура пред-профильной подготовки и профильного обучения, внедряемых нынешним Минис­терством науки и образования РФ.)
Однако при таком подходе вне поля зрения педагогов остаётся спонтанная социальная ориентация подрастающего поколения, которая фактически предше­ствует самоопределению профессиональ­ному, опережая при этом любые направ­ленные педагогические воздействия.
Рождаясь на свет, каждое новое по­коление попадает в конкретные природ­ные и культурно-исторические условия. Успешное приспособление к ним являет­ся обязательным условием дальнейшего выживания. Это приспособление (вхож­дение человеческого детёныша в культуру или цивилизацию) определяется спонтан­ными и направленными воздействиями социальной среды (старших поколений) и накапливаемым со временем собствен­ным опытом личности.
Педагогика имеет довольно серьёз­ные наработки в сфере теории, организа­ции и методического обеспечения про­фессионального самоопределения лич­ности. Предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное обучение отражены в целом ряде исследований, экспериментов, в массе публикаций, нор­мативных предписаний и инструкций. Что же касается процесса социального само­определения, то социалистической педагогикой он воспринимался не как результат образовательно-воспитательных воздействий, а как факт классовой принадлежности, подлежащий полному исчезновению в коммунистическом обществе. Поэтому из социалистической педагогики социальная ориентация выпала, а в поле зрения постсоциалистической пока ещё не попала.
Но раз процесс или явление существуют, значит, должна найтись и потенциальная возможность управления ими, влияния на их ход и результаты. Следовательно, и в отношении социального самоопределения такое управление возможно и нужно попытаться его выстроить. В том числе и средствами педагогики.
Поле поиска
Сельская школа является естественной частью практической педагогики и сферой образовательной деятельности. В этом ка­честве она имеет возможность усиливать или ослаблять эффект спонтанно формирующегося опыта ребёнка, влиять на ход и ре­зультаты сознательных и стихийных воздействий семьи и других малых социумов и групп общения, направленно формировать собственные воздействия.
Сам ребёнок условиями рождения жёстко вписан в жизнь окружающих его социумов и потому просто не может не осваи­вать соответствующую культуру, ценностные установки и ори­ентации. Однако в принципе он обладает свободой выбора и с какого-то возраста, некоторого уровня развития может этой возможностью воспользоваться. И это тоже может стать точкой приложения педагогических воздействий.
Как известно, основы человеческого общежития ребёнок некритически усваивает в самом раннем детстве способом импринтинга — стихийного запечатления. Это в особенности ка­сается усвоения им такого сложного социального явления, как образ жизни родителей и их отношения к своему образу жизни (позитивного или негативного).
Подрастая, ребёнок входит в соответствующую социо­культурную группу (страт), усваивает или отрицает её ценности и установки. В случае отрицания возникает ориентация на не­кую эталонную группу, чьи ценности оказываются более при­влекательными и значимыми. По мере становления личности и возникновения основ для критического восприятия ребёнком (подростком, юношей) явлений окружающей жизни происходит ориентация на способ существования внутри группы принад­лежности. Что же касается профессии, то она выступает как одна из частных, вторичных характеристик способа существо­вания. (Вспомним, к примеру, типичную установку: «В любой вуз, лишь бы в вуз!»)
При таком подходе (назовём его социократическим) каждый из этапов жизненного выбора личности получает иной смысл:
1.Некритическое восприятие ребёнком образа жизни сво­ей семьи в раннем детстве.
2.Относительно осознанное восприятие системы ценнос­тей и отношений социокультурной группы в последующие годы жизни.
3.Сознательная (критическая, избирательная) ориентация по отношению к способу существования внутри предпочитаемо­го образа жизни, группы присутствия или же эталонной группы.
Таким образом, обращение к социальным аспектам самоопре­деления оказывается весьма продуктивным и даёт возможность выйти на новое понимание процесса жизненного выбора личности, на новое осмысление соответствующих воз­можностей и задач сельской школы в соци­окультурном контексте образования.
В попытках соединить прошлый опыт профессиональной ориентации и нынешнее видение проблемы мы при­шли к выводу, что задачи сельской шко­лы определяются социальным заказом на построение учебно-воспитательного процесса, ослабляющего (или преодо­левающего) тенденцию к миграции мо­лодёжи из села в город, ориентирующе­го на традиционные ценности сельского образа жизни, на понимание и актив­ную реализацию его современных усло­вий и возможностей для самореализа­ции выпускников школы в условиях ме­няющегося села.
Возникло также понимание, что адек­ватные такому социальному заказу воз­можности школы могут быть найдены и за­действованы, если следовать логике соци­ального самоопределения. В такой логике чётко выстраивается следующая структура дидактических воздействий: 1) педагогичес­кая коррекция результатов стихийной (спонтанной) ориентации учащихся на ка­кой-либо образ жизни; 2) педагогическое влияние на социокультурную группу (груп­пу присутствия и/или эталонную группу); 3) педагогическое обеспечение выбора способа существования внутри группы присутствия и/или эталонной группы.
Но чтобы подступиться к реализа­ции названных возможностей конкретно в Октябрьской средней школе, предвари­тельно нам потребовалось:
создать инструментальную кон­цепцию педагогического обеспечения формирования устойчивого интереса уча­щихся к сельскому образу жизни;
в учебные дисциплины базисного учебного плана, регионального и школь­ного компонентов образования внести специфическое содержание, раскрываю­щее для учащихся сельский образ жизни, причём в лучших исторических традициях и перспективах современности;
разработать и внедрить в практику воспитательной работы адекватные воспитательные технологии, обеспечив культурный, эмоциональный опыт пози­тивного переживания учащимися эле­ментов сельского образа жизни, опыт ак­тивного отстаивания и пропаганды поло­жительных явлений, сторон и элементов сельского образа жизни; дополнить тра­диционные формы профессиональной ориентации учащихся системой работы по социальной ориентации;
• соединить общее образование с качественным дополнительным образо­ванием, отвечающим требованиям меня­ющегося способа ведения сельского хо­зяйства.
Концепция поиска
На основе найденных подходов, достигну­того понимания социального заказа, обще­го представления педагогов-эксперимента­торов о конечных результатах шаг за шагом вырисовывались «Концепция педагогичес­кого обеспечения ориентации учащихся на сельский образ жизни» и программа дея­тельности, призванная перестроить струк­туру и содержание образовательного и вос­питательного процесса таким образом, что­бы направленно формировать у выпускников мотивацию к самореализа­ции в условиях меняющегося села.
Тенденцию миграции молодёжи из села в город предполагалось ослабить за счёт педагогически организованной пере­ориентации на исторические, нравствен­ные, экологические ценности сельского образа жизни. В сложной социальной структуре современного села необходимо было выделить некие успешные группы (или хотя бы яркие личности), которые можно было бы использовать в качестве притягательных образцов (эталонные группы). Учителям и учащимся предстоя­ло по-новому увидеть и оценить преиму­щества сельского образа жизни в про­цессе изучения учебных дисциплин и в системе воспитательной работы. Всё это необходимо было соединить с качест­венным дополнительным образованием (профессиональным, допрофессиональным, общеразвивающим), отвечающим требованиям меняюще­гося способа ведения сельского хозяйства.
Программа педагогического обеспечения ориентации уча­щихся на сельский образ жизни — на взгляд её авторов — об­ладала системным подходом, так как охватывала элементы об­разовательной деятельности учителей и учащихся, внеклассную работу, работу в социуме; имела оригинальную социальную направленность, задаваемую реальным социальным заказом; об­ладала сквозным характером действий по отношению к возрасту детей; единством теории и практики; фронтальным характером педагогических воздействий; личностной ориентированностью по отношению кучащимся.
Педагогическое обеспечение включало в себя работу со всеми прямыми и косвенными участниками процесса социали­зации и прямого педагогического процесса:
окружающим широким социумом (жителями села, адми­нистрацией, учреждениями культуры, представителями других образовательных учреждений, предпринимателями и другими работодателями);
с малым социумом (характерными группами семей, группами непосредственного присутствия, с родителями, педа­гогами и учащимися).
Согласно замыслу в содержательном отношении педагоги­ческое обеспечение в себя включало:
посильное и направленное формирование в каждой из вышеназванных социальных групп позитивных установок по от­ношению к сельскому образу жизни ценностных установок, адекватных меняющимся условиям жизни;
отбор и систематизацию информации о сельском образе жизни (в исторических материалах, краеведческой работе, че­рез направленный подбор литературных источников и т.п.);
направленность детских интересов на историю родного села, исторические корни своей семьи, исторические и трудовые традиции односельчан и родственников;
эмоциональный опыт позитивного сопричастия детей к трудовой жизни села, семьи, школы; личный вклад детей в обустройство и украшение жилища, улицы, села;
формирование специфических трудовых навыков, отвечающих потребностям сельского образа жизни; демонстрацию трудовых достижений детей на приусадебных участках, в трудо­вых объединениях и т.п.;
эмоциональное восприятие сельской специфики через личностное проживание сценических образов, художественную самодеятельность, личное участие в тематических выставках изобразительного искусства;
единство усваиваемой информации, собственного пози­тивного опыта ребёнка и сопутствующего заинтересованного оценочного отношения окружающих.
В педагогическом коллективе была организована работа по отбору и систематизации исторической и учебно-литературной информации о ценностях сельского образа жизни, по под­бору задач и упражнений, специфической наглядности, матери­алов для исторических и трудовых олимпиад, конкурсов и т.п. Усовершенствовались и приспосабливались к новым условиям элементы опыта работы в окружающем социуме, которые были накоплены школой в советский период. (Выступления школьни­ков с художественной самодеятельностью перед трудовыми кол­лективами, беседы педагогов с родителями по месту работы, совместные трудовые операции, зоны действия детских объеди­нений на селе, на своей улице и т.п.)
Школа развернула работу по составлению детьми (при са­мом активном участии всех старших родственников) истории се­мей. Практиковались творческие тематические сочинения, кон­курсы рисунков, стихов и рассказов о селе и односельчанах, ме­стных обычаях и традициях.
Коллективом была разработана адекватная поставленным задачам концепция воспитательной работы. В её структуре воз­никли комплексно-целевые программы «Сельский год», «Дет­ская организация «Мы — земляки», «Возрождение» (програм­ма совместных действий с немецкой диаспорой) и др.
Критерии и результаты
Приступая к решению задач социальной ориентации учащихся на сельский образ жизни, необходимо было определиться в по­казателях и инструментарии измерений, позволяющих судить об эффективности проведённой работы. Предполагалось, что в хо­де направленного педагогического воздействия должны проис­ходить изменения в ценностных ориентациях, предпочтениях, интересах и профессиональной направленности личности. Были сформулированы и требования к критериям ориентированности учащихся на сельский образ жизни: они должны позволять по­лучение количественных и качественных данных, отражающих степень привлекательности сельского образа жизни для уча­щихся, а также динамику этих показателей по мере осуществле­ния педагогических воздействий.
Из всего многообразия потребностей личности были выде­лены две фундаментальные, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (персонализация) и потребность са­мореализации. Если потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи, то потреб­ность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (задатки, способности). Скажем больше: подлинной сутью хорошего образования должно яв­ляться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, то есть самореализоваться.
В качестве показателей социальной ориентации были взя­ты предпочтения и отношения (учащихся, их родителей, других жителей села, педагогов) к сельскому образу жизни и содержа­ние ценностных ориентации. Для выявления этих показателей использовались типовые психодиагности­ческие методы. Так, анкетирование роди­телей и учащихся позволяло судить о предпочтениях. Интегрированный по­казатель «Отношение к сельскому обра­зу жизни» измерялся с помощью моди­фицированной методики «семантическо­го дифференциала», позволяющей выявить эмоционально-личностное отно­шение к сельскому образу жизни и про­следить его динамику в рамках любой вы­борки.
Эффективным критерием отноше­ния школьника к сельскому образу жизни является содержание ценностных ориен­тации. Результаты тестирования (исполь­зовался модифицированный тест осмыс­ленности жизни А.Д. Леонтьева) харак­теризуют наличие — отсутствие в жизни школьника целей в будущем, которые придают его жизни осмысленность, на­правленность, временную перспективу и привязанность этих целей к селу, а так­же позволяет добиться этих целей, про­живая в сельской местности. В результа­те анализа тестирования мы сделали вы­воды о процессе самореализации личности в условиях села и фактического принятия в той или иной степени сель­ского образа жизни.
Срез предпочтений показал, что из 476 опрошенных учащихся 5— 11 -х клас­сов только чуть более половины (55%) предпочитают в будущем жить в сельской местности. Каждый четвёртый связывал своё будущее с переездом в город, а каж­дый пятый — с выездом за пределы стра­ны. Причём только 34% учащихся сель­ского лицея хотели получить специаль­ность, связанную с сельским хозяйством.
Предпочтения родителей распреде­лились иначе: из 358 опрошенных роди­телей 66,2% предпочли, чтобы их ребё­нок в будущем проживал в сельской ме­стности; 20% выбрали городи 13,8% хотели бы, чтобы их ребёнок жил за гра­ницей. Профессию, связанную с сель­ским хозяйством, предпочли для ребёнка 51% родителей. Остальные ориентируют своих детей на всё что угодно, только не на то, что свяжет их жизнь с селом. Пер­спектива потери для села примерно по­ловины выпускников школы прослежи­валась довольно чётко. Причём, как по­казывает жизнь, — наиболее хорошо подготовленных и активных.
Модификдци я содержания образования
Идея привнесения в содержание учебных предметов материала, близкого сельским жителям, и возможность создания автор­ских спецкурсов и факультативов были восприняты в педагогическом коллективе неоднозначно. Интересно, что первыми начали такого рода работу педагоги из числа самых опытных и представители самых молодых. Более полное представ­ление о полученных результатах даёт се­рия брошюр, подготовленных педагогами школы под руководством научно-иссле­довательской лаборатории Ульяновского ИПК ПРО (Ориентация учащихся на сельский образ жизни: Методические ма­териалы в помощь педагогам сельских школ. Выпуск 1, 2, 3, 4. Ульяновск — пос. Октябрьский, 2003).
Несколько примеров из этой работы О.С. Синицина переориентировала прак­тически все темы курса ОБЖ на сель­скую местность, причём применительно к местным условиям (материалы отрецен­зированы на кафедре физической культу­ры и ОБЖ Ульяновского ИПК ПРО стар­шим преподавателем В.В. Плеховым). В результате темы безопасной жизнедея­тельности обернулись для учащихся остро актуальными проблемами: «Город как ис­точник опасности», «Экологические ситу­ации локального характера», «Крими­нальные ситуации в селе и в городе», «Рыбная ловля, охота и собирательство» и т.п. Введённые преподавателем кон­трольные тесты, оригинальные кроссвор­ды и обобщающие схемы оживили препо­давание. Сам предмет после введения в него примеров и проблем реальной сельской жизни стал привлекательнее и лучше осмысливался учащимися.
Работа К.В. Брокерт «Деревенская проза» (программа факультатива для
6-го класса и методические рекомендации к программе; рецен­зент — старший научный сотрудник Ульяновского ИПК ПРО В.Н. Янушевский) отличается характерной позицией автора: «Село вообще и сельская школа в частности испытывают ог­ромные трудности материального и морального плана, — пи­шет автор в «Пояснительной записке», — поэтому тяжело го­ворить с детьми о преимуществах сельского образа жизни. Но, по нашему твёрдому убеждению, именно в селе, в большей степени, чем где-либо, сохранились национальные духовные начала». Интересно и другое высказывание: «Литература о де­ревне — воплощение многовековой мудрости, народной нрав­ственности, утверждение всесильного могущества природы, воспевание человечности. ...Нынешний сельский житель — преемник культурных, духовно-нравственных традиций кресть­янской цивилизации».
В содержание этого факультатива вошли такие трогающие душу ребёнка произведения, как «Конь с розовой гривой», «Фо­тография, на которой меня нет» В. Астафьева, «Уроки француз­ского» В. Распутина, «Рассказы» Б. Ефимова, стихи «Зимним вечером на сеновале», «К северному краю» И. Бродского и др.
Методическое пособие «Агроэкология» (9-й класс), разра­ботанное И.Н. Капустиной, предполагает знакомство учащихся с интегрированным курсом биологии, географии и экологии. О его значимости для формирования мировоззрения сельского жителя говорит уже выбор тем для занятий: «Природно-ресурс­ный потенциал сельского хозяйства», «Сельскохозяйственные экосистемы», «Экологические проблемы химизации», «Пробле­мы орошения и иссушения почв», «Биогенное загрязнение вод в условиях интенсификации аграрного производства», «Функци­онирование агросистем в условиях техногенеза» и т.д. (пособие отрецензировано старшим научным сотрудником кафедры естест­вознания Ульяновского ИПК ПРО Е.В. Храмовой).
В «Пояснительной записке» к авторскому пособию «Ди­дактические материалы по зоологии» (7-й класс) И.Н. Прохо­ров пишет: «Вмешательство человека в жизнь экосистем ставит в конце концов под угрозу существование самого человека. Каждый оканчивающий школу образованный человек должен это знать. Именно биологические знания составляют основу формирования гуманного отношения человека к своему здоро­вью, здоровью окружающих, к природе». Такая преамбула не оставляет читателей равнодушными.
Учителя математики предприняли попытку составить сбор­ник задач профильного содержания по арифметике и алгебре. Инновационные материалы проверялись и дорабатывались в хо­де практического применения и по замечаниям рецензентов. Их авторы знакомили педагогов района и области со своим опытом на открытых занятиях, семинарах, научно-практических конфе­ренциях...

Вместо заключения
Замысел и ход эксперимента в опреде­лённой мере уже освещались авторами на страницах периодических изданий, по­лучили одобрительные отклики педагоги­ческой общественности. Научно-методи­ческое обоснование проделанной работы можно найти, например, в публикации: Вершинин В.Н., Малахова Н.Н., Сквор­цов В.Л. Педагогическое обеспечение ориентации учащихся на сельский образ жизни // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: новые технологии и качество обучения. Ульяновск: ИПКПРО, 2002.
К сожалению, предложенный нами социокультурный подход, как мы счита­ем, один из самых актуальных экспери­ментов в рамках целевой программы по­исково-исследовательской работы Улья­новской области, был остановлен буквально на взлёте, когда общие замыс­лы стали облекаться в конкретные фор­мы, материалы и результаты, подобные приведённым выше.
Мотивы свёртывания эксперимента однозначно определить довольно трудно. Можно лишь высказать предположение, что наиболее глубинной причиной оста­новки инновационного поиска стал... сам инновационный поиск. Экспериментальная работа требовала от членов коллек­тива большого дополнительного напря­жения. По ходу работы происходила сме­на признанных лидеров и выдвижение новых. Как всегда, новизну встречало не только признание, но и естественное со­противление. На беду это сопротивление приняло не характер продуктивных внут­ренних дискуссий, а форму жалоб на са­мые различные действия администрации. Последовательная смена трёх директоров школы накопленную частью коллектива фрустрацию не сняла и поток жалоб не остановила.
Однако выстраданные авторами Октябрьского сельского лицея наработ­ки, материалы и личный инновационный опыт так или иначе используются ими в педагогической практике. Эксперимент неплохо поработал и продолжает рабо­тать на престиж этой школы. С этими материалами педагоги области знакомят­ся в медиатеке Ульяновского ИПКПРО. По следам эксперимента ведёт консуль­тирование наша научно-исследователь­ская лаборатория развития инновацион­ных процессов.
Автор с чувством искренней благо­дарности подчёркивает, что прямыми со­авторами эксперимента и настоящей статьи являются бывшие руководители лицея, учителя высшей категории В.А. Скворцова и Н.Н. Малахова, а так­же все педагоги школы, активно участ­вовавшие в эксперименте и хранящие его дух и замысел сегодня.
Если среди читателей статьи наймут­ся желающие продолжить эксперимент по созданию специфической системы сель­ского образования, способствующего вос­становлению ценности сельского образа жизни, ослабляющего тенденцию к мигра­ции молодёжи из села в город, мы можем предоставить в их распоряжение все упо­мянутые в статье материалы наработан­ные в рамках областной целевой програм­мы опытно-экспериментальной работы Ульяновской области, провести соответст­вующие консультации.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?