Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

В. Лебединцев МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ:


Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Владимир Лебединцев, старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых
образовательных технологий Красноярского института повышения квалификации
работников образования, координатор проекта преобразования малокомплектной школы
В основе деятельности малокомплектной школы, как и во всех остальных, — классно-урочная система организации занятий. С классом учителя работают по одной програм­ме — как с единым целым. Содержание образования делится на большое количество предметов (и с каждым годом их становится всё больше), что требует и большего ко­личества учителей-предметников.
А ведь в малокомплектных школах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями. Тем не менее даже здесь учебный процесс построен по одинаковой для всех программе. В ус­ловиях сильно выраженной дифференциации учащихся снижается планка требова­ний, а вместе с тем и мотивация к учению, падает качество знаний. Если в массовых школах противоречие между фронтальной организацией учебного процесса и индиви­дуальными способами обучения хотя бы как-то смягчается за счёт распределения де­тей в разные по типу учебные группы и образовательные учреждения, то в малокомп­лектной школе это противоречие только усиливается. Из-за малочисленности невоз­можно иметь в школе квалифицированных специалистов по всем предметам, учителям приходится совмещать непрофильные для них дисциплины, что тоже снижа­ет качество знаний. А поскольку при этом всё равно требуется довольно много учителей, надо содержать довольно большие по площади здания (каждому классу ну­жен кабинет), то встаёт экономическая проблема: классно-урочная организация обучения в малокомплектной школе очень затратна. Таким образом, собст­венно педагогическая проблема обус­ловливает веер других: затрудняет про­фильное обучение в старшем звене (сложно укомплектовать несколько про­филей), не решает такую социальную проблему, как дефицит контактов у пе­дагогов и школьников и т.д.
Руководитель лаборатории «Сель­ская школа» НИИ содержания и методов обучения РАО Г. Суворова справедливо полагает, что современная жизнь требует создания принципиально новых условий, обеспечивающих новое качество образо­вания, успешного обучения детей. В от­личие от «косметических» попыток ре­шить проблемы малокомплектной шко­лы, действующий в Красноярском крае проект «Создание малокомплектных сельских школ неклассно-урочного типа на основе разновозрастных учебных групп» направлен на устра­нение исходной причины недостатков этого вида школ.
В проекте (научный руководитель М.А. Мкртчян) участвуют краевое и ряд муниципальных управлений образования, Красноярский институт повышения ква­лификации работников образования, де­сятки малокомплектных школ из разных районов края. Проект предусматривает создание неклассно-урочной организации учебного процесса; изменение функций учителей; подготовку особых специалис­тов — технологов учебного процесса.
В основу построения школы не­классно-урочного типа положены идеи доктора педагогических наук В.К. Дья­ченко о коллективном способе обучения в разновозрастной группе. В течение многих лет эти идеи реализуются в шко­лах Красноярского края. Ученики стано­вятся в группе своеобразными учителями своих товарищей. Они не только воспро­изводят знания, но и встраивают их в собственную деятельность. А ведь дав­но известен педагогический принцип: учится тот, кто учит.
Учитель при этом активно взаимо­действует с учеником только тогда, когда никто не может заменить педагога, при об­суждении самых тонких или сложных во­просов. В остальных случаях достаточно опосредованного взаимодействия с помо­щью различных дидактических средств — учебника, карточек, компьютера.
На основе этих идей разработана и реализуется на практике модель школы разновозрастного обучения, у которой немало преимуществ. Во-пер­вых, обеспечиваются индивидуальные темпы и способы усвоения знаний. Речь при этом идёт не о снижении планки тре­бований или сокращении объёма содер­жания обучения доя отдельных школьни­ков. Учитываются возможности, способ­ности, особенности каждого ребёнка, а также то, что ученик уже знает, какие у него затруднения, к изучению чего он го­тов приступить. В соответствии с этим для каждого ученика подбираются индивиду­альные способы освоения материала, пла­нируется очерёдность изучения тем. Кол­лективный характер учебного процесса определяется формулой «каждый — цель, каждый — средство». Иными словами, каждый ученик решает свои задачи в раз­ных взаимодействиях, в разных временных объединениях (кооперациях) с остальны­ми ребятами, которые помогают товари­щам и сами в это время глубже постигают учебный материал. Ученик систематичес­ки выполняет три функции: учится, обуча­ет и управляет учебным процессом. На та­ких занятиях широко используются раз­ные виды и приёмы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия уча­щихся. Это становится возможным за счёт построения обучения с использованием четырёх организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, кол­лективной (работа в парах сменного со­става). Последняя форма является ведущей Коллективный характер занятий требует особой гибкости, вариативности учебных программ, их индивидуализации. При неклассно-урочной организации обу­чение — коллективное, а программа — индивидуальная. Вместо классов форми­руются разновозрастные учебные группы как основные организационные единицы учебного процесса. В такой группе каж­дый ученик с максимальной свободой — в различной последовательности, в раз­ные промежутки времени, с разными сво­ими товарищами, в том числе и разными по возрасту, — продвигается по всей программе предметной области. Учитель в этой ситуации не просто носитель зна­ний и их ретранслятор, а прежде всего — технолог учебного процесса: он учит ре­бят учиться и обучать своих сверстников. Учебный процесс обеспечивается не со­вокупностью узких специалистов — учи­телей-предметников, а учительской коо­перацией — коллективом педагогов, ко­торые совместно проектируют и ведут занятия, распределяя между собой функ­ции и обязанности (учитель — организа­тор учебного процесса, учитель — специ­алист по предмету, учитель — ассистент).
Механизм реализации проек­та — выращивание специалистов но­вой образовательной практики в хо­де её становления. А поскольку преоб­разования затрагивают учреждения образования и структуру управления в целом, то такие изменения невозможно осуществить силами индивидуального субъекта. Для создания разномасштаб­ных команд, строящих школу неклассно-урочного типа, проводятся интенсивные семинары с ведущими субъектами преоб­разований — директорами школ. На этих семинарах анализируется сложившаяся ситуация, разрабатываются программы, I директора учатся корректировать дея­тельность учителей и ребят. Организуют­ся семинары в школах, курсы для подго­товки школьных команд и технологов учебного процесса, разработческие мас­терские для учителей по структурированию содержания предметов, которые изу­чаются в разновозрастных группах.
Специалисты Института повыше­ния квалификации выезжают в школы для совместного проектирования и запус­ка учебного процесса в разновозрастных учебных группах, проведения экспертизы и консультаций.
Начальный этап преобразова­ний — подготовка педагогов малокомп­лектных школ к работе в разновозраст­ных учебных группах. Содержанием дея­тельности на этом этапе становится:
осознание руководителями школ и учителями (с их помощью и родителя­
ми, учениками, другими субъектами преобразований) проблематики и причин
нынешнего состояния малокомплектной школы, понимание идеологических и методологических оснований для построе­ния новой образовательной практики —
организационных схем, принципов включённости каждого ученика в коллектив­ный учебный процесс, техники создания школьных команд и т.д.;
отказ от фронтальной работы, включение в учебный процесс разных видов и приёмов парного взаимодействия учащихся, сочетание различных органи­зационных форм обучения. Чтобы учени­ки могли консультировать друг друга, обучать друг друга, проверять, что-то совместно изучать, а учитель в это время мог работать с отдельными школьниками, разным школьникам даётся различ­ный учебный материал из одного раздела.
В ряде школ в качестве первого ша­га на пути к новой организации занятий найден особый технологический приём: завуч (или директор школы) состав­ляет расписание не по классам, а по отдельным ученикам, отправляет на занятие к одному учителю учеников из разных классов. Учителя планируют работу с каждым учеником и уделяют ре­бятам внимание по очереди или же по по­требности.
В ходе реализации первого этапа проекта (2001—2003 гг.) выделилось около тридцати школ, которые занимаются технологическими вопросами обеспечения индивидуализации обуче­ния в коллективном учебном процессе и готовы перейти на неклассно-урочное обучение.
С октября 2003 г. начался второй этап проекта — разработка и реали­зация разных моделей малокомплектных сельских школ, организующих учебный процесс на основе разновозрастных учеб­ных групп. Моделей, разных как по сту­пеням — начального, основного и полно­го образования, так и по численности — до 30, до 60—100 учащихся.
Первопроходцами стали Иванов­ская средняя школа Ермаковского райо­на, Гмирянская Рыбинского, Березовская Ачинского, Щетинкинская и Даурская школы Балахтинского района, Старокопская Каратузского и другие. Под руковод­ством специалистов Красноярского ин­ститута повышения квалификации учите­лей школы получают разработки по содержанию, управлению и созданию мо­дели новой школы. В этих и других шко­лах предстоит разработать и освоить ме­ханизмы составления и реализации инди­видуальных образовательных программ учащихся, способы и средства совмест­ного планирования, рефлексии учебного процесса учителями, содержание, спосо­бы и формы учительско-ученического са­моуправления в школе неклассно-уроч­ного типа, создать нормативно-правовую базу, закрепляющую новую практику об­разования, а также электронный журнал, помогающий в рамках нового учебного процесса структурировать содержание учебных программ, планировать и кон­тролировать деятельность учащихся и пе­дагогов.
Специалисты Краевого ИПКРО вводят разновозрастное обучение в голо­вных школах проекта, обеспечивают на­учно-методическое сопровождение поис­ковых работ, руководят деятельностью этих школ по тиражированию получен­ных образцов в муниципальных образо­вательных системах. Кроме того, они го­товят тьюторов, разрабатывают дидактические средства для дистанционного обу­чения руководителей и педагогов терри­торий. В функции головных школ входит подробное технологичное описание полу­ченных моделей.
В муниципальных образовательных системах выделяются базовые школы для тиражирования полученных образцов, формируются команды территорий, со­стоящие из специалистов управлений об­разования и директоров, завучей школ, методистов, в головных школах прово­дятся стажировки руководителей и педа­гогов базовых школ.
В Балахтинском районе создано простое товарищество нескольких мало­комплектных школ, которые объединят материальные, финансовые, кадровые, интеллектуальные ресурсы.
Таким образом, школы получают, передают и используют продукт друг дру­га. Формы предъявления продуктов раз­ные: описание моделей, статьи, проекты, видеоматериалы, компьютерные програм­мы, практическая деятельность — совме­стные запуски школ нового типа, стажи­ровки, общественные экспертизы и т.д.
На этом этапе преобразований основным местом повышения квалифи­кации педагогов стала сама школа. Новая образовательная практика и сопут­ствующая ей коллективная рефлексия позволили выявить образовательные де­фициты педагогов, спрограммировать дея­тельность по их ликвидации, изменить многие традиционные представления, приобрести совершенно новый опыт и ма­стерство. В коллективном способе обуче­ния разработан особый механизм повы­шения квалификации без отрыва произ­водства — «Университет непрерывного образования».
Особое значение приобретает пред­метно-методическая подготовка педаго­гов, поскольку крайне необходимо рест­руктурировать учебное содержание для индивидуальных образовательных про­грамм учащихся, разработать качествен­ные дидактические средства для их само­стоятельной и коллективной учебной деятельности. Такую работу с педагогами призваны возглавить не сформированные в рамках классно-урочной методологии методисты, а новые, владеющие предмет­ной областью в целом и представляющие разные способы её освоения.
В практике сегодняшней классно-урочной системы можно у разных авторов обнаружить разные структуры программ по одному и тому же предмету. Но они под­чинены именно классно-урочному обуче­нию. В педагогической практике есть раз­ные маршруты в изучении одного и того же предмета, но это маршруты для целых классов, а не для отдельных детей в учеб­ной группе. Одна программа — один для всех маршрут. Результаты наших исследо­ваний свидетельствуют о том, что другой тип учебного процесса — обучение в раз­новозрастных учебных группах — диктует особую структуру учебных программ: не­линейную и не разделённую на классы, а развёрнутую объёмно, что позволяет по­лучить многообразие программ, для каж­дого ученика — свою. Это требует от учи­телей хорошей предметной подготовки.
На третьем этапе предполагается стандартизация получаемых образцов но­вых школ и способов их переноса, тира­жирование и адаптация моделей мало­комплектной школы неклассно-урочного типа во всех территориях края. Для созда­ния новой педагогической практики осо­бую роль приобретают районные и меж­районные сети взаимодействующих школ.
Осуществляя дальнейшие шаги по реализации проекта, мы обращаем осо­бое внимание на деятельность основ­ного субъекта преобразований шко­лы — директора. При проектировании многие из них пока не видят собственную роль, других субъектов преобразований, слабо контактируют с ними. Отсутствие целостных представлений об обучении в разновозрастных учебных группах, а отсюда и отсутствие конкретного про­екта преобразования своей школы обус­ловлены тем, что довлеют привычные стереотипы. Субъект должен соответст­вовать масштабу преобразований.
Но сдерживающим фактором на этом пу­ти во многих школах является отсутствие команд как коллективных субъектов ста­новления сельской школы нового типа. Сложно формируются культура, потреб­ности, внутренние средства активного взаимодействия.
Ещё одна злободневная проблема на пути индивидуализации обучения в школе: оказывается, не так-то просто увидеть каждого ученика — определить его дефициты; найти ему помощника среди ребят; подсказать, кому сам этот ученик может быть полезен, понять, к чему он проявляет интерес; чем ему целесообразно сей­час заниматься.
Актуальные качества сегодняшних учителей и руководителей выращены в си­туации классно-урочной организации учебного процесса, что определяет их представления и формы работы. Для вы­ращивания качеств, адекватных деятель­ности педагогов в разновозрастных учеб­ных группах, нужно «проживать» многие ситуации как в школе, так и на курсах. Вот почему курсовые занятия по освое­нию технологии неклассно-урочного обу­чения специфичны. На них моделируется ситуация малокомплектной школы, харак­терные для неё методики и приёмы груп­повой, самостоятельной и парной работы; проигрывается работа в парах постоянно­го и сменного состава, которая использу­ется как ведущая, системообразующая.
Для подготовки технологов учебного процесса слушатели курсов выполняют роль проектировщика и организатора учебного процесса. Ведётся работа с ко­мандами школ как коллективными субъек­тами нового образовательного процесса.
Команда проекта готова поделиться своими теоретическими и практическими наработками со всеми заинтересованны­ми руководителями и педагогами, прове­сти курсы, организовать стажировку.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?