Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

Г. Суворова: КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ


Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Галина Суворова, руководитель Центра «Сельская школа» НИИ общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор
Чтобы представить хотя бы приблизительно результаты модернизации и реструктуриза­ции сельской школы, проводимой по инициативе и под руководством Министерства об­разования Российской Федерации (имею в виду документы по модернизации, многочис­ленные устные и письменные выступления руководителей разного уровня), рассмотрим явные и неявные условия, в которых происходит модернизация. Известно, что любое из­менение — качественное и количественное — в основе своей опирается на ныне сущест­вующее состояние. Применительно к сельской школе оно таково.
Разрушение сельскохозяйственного сектора экономики России привело к невостре­бованности рабочих рук на селе и как следствие — к оттоку трудоспособного населения, резкому снижению рождаемости. Последствия этого — ликвидация детских садов, мало­комплектных школ, сокращение численности образовательно-воспитательных учрежде­ний на селе. За период с 1992 по 2002 год закрыто около двух тысяч сельских школ. Сей­час в сельской местности России на 100 населённых пунктов приходится в среднем 32 школы и немногим более 20 детских садов.
Значит ли это, что формула Фёдора Абрамова «Есть школа — есть село» потеряла смысл, что селообразующая функция школы ослабевает? Значит ли это, что независимо от того, есть ли школа в каждом селе, в каждой деревне или нет, выпускники её станут ядром, препятствующим распаду и одичанию сельского социума?
В России 45 тысяч сельских общеобразовательных учреждений — 69,8% от обще­го числа. В них обучаются 5,9 млн детей — 30,6%, Работают 685 тысяч учителей — 40,7%. Начальных школ — 31%; основных — 25%; полных средних — 44%. Школ с контингентом учащихся до 10 человек (архималочисленных) — 5604.
Состояние школ на селе в целом требует немедленного вмешательства, помощи, начиная от Министерства образования РФ, региональных руководителей до районных и сельских. По официальным данным, около 8% школ в аварийном состоянии, ещё 20% требуют немедленного капитального ремонта. Оснащённость приборами, пособиями да­же таких традиционно «благополучных» кабинетов, как физики, химии, биологии, снизи­лась до 20-25% от необходимого минимума. Подавляющее большинство учеников обу­чаются по учебникам старых поколений, нередко 1985-1990 гг. выпуска. Библиотечный фонд пополняется хаотично, мизерными порциями. Несмотря на определённые усилия правительства, задолженность по зарплате учителям не исчезает, уровень их жизни при­ближен к нищенскому, поэтому учителя не имеют возможности приобретать новые ме­тодические пособия, регулярно подписываться на научно-методические журналы, огра­ничиваясь сомнительными по содержанию, но дешёвыми брошюрами, что не может не сказаться на уровне их педагогической компетентности.
Анализ структуры бюджетных расходов на образование в 10 экспериментальных районах России в 2002 году свидетельствует: на приобретение учебного оборудования школы могут тратить от 0,4% до 1,7% общей суммы выделяемых им средств, лишь в Ле­нинградской области — 4,7%.
Нельзя сказать, что правительство и Министерство образования полностью исклю­чили из поля зрения проблемы сельской школы и села. Благодаря президентской целевой программе «Компьютеризация сельской школы» практически в каждой полной средней сельской школе есть компьютер (при малом контингенте учащихся) или компьютерный класс. На правительственном уровне запланированы меры по поддержке села и школы в ближайшем будущем. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Соци­альное развитие села до 2010 года» опреде­лило в ряду других такие задачи:
♦ повысить уровень обеспеченности детски­ми дошкольными учреждениями до 45%;
♦ довести долю обучающихся в благоуст­роенных общеобразовательных учрежде­ниях в первую смену до 90%;
♦ ежегодно вводить в строй школ в среднем на 51,1 тыс. мест (для сравнения: в 1986—
1999 гг. сдавали школ «под ключ» со всем оборудованием на 114,3 тыс. мест).
Для сельских школ важный фак­тор — дороги. Сегодня свыше 40 тыс. сёл не имеют автобусного сообщения из-за бездорожья. Планируется за 7 предстоя­щих лет построить 1700 км автомобиль­ных дорог (для сравнения: до 1986 г. в год вводили в строй более 18 тысяч километ­ров дорог).
На реализацию всей программы будет израсходовано 178,7 млрд рублей (в ценах 2002 г.). При этом федеральное правитель­ство выделяет из бюджета 10,5%, 43% должны выделить субъекты Федерации, ос­тальные 46,5% предстоит изыскать самим сельским жителям. Про «овраги» в виде разрушенного аграрного сектора экономи­ки, про более чем 80 дотационных субъек­тов Федерации авторы программы скромно «забыли». Легко сделать выводы о реалис­тичности программы. Остаётся уповать на чудо, подобное тому, что произошло в Яро­славской губернии, где нашлись средства на ремонт и строительство дорог, и на при­обретение школьных автобусов, и на опла­ту труда сопровождающих школьников со­циальных педагогов.
Министерство образования России приняло «Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Она основана на монетаристском подходе, главное в итогах реструктуризации — эко­номическая выгода, сиюминутная возмож­ность получить экономию средств за счёт сокращения маленьких школ в сельских поселениях. Такой подход прикрыт лёгким флёром «заботы» о сельских детях, о «рав­ных стартовых условиях», «доступности и новом качестве образования», о чём не устают повторять работники министерст­ва, призывая общественность не путать реструктуризацию сети с сокращением числа сельских школ.
В «Концепции реструктуризации сельских школ» даны рекомендации, как избежать её негативных последствий, ка­кие модели школ на селе использовать. Ре­комендуется модель школ-комплексов по типу белгородских (два года назад в облас­ти отметили 25-летие их успешной деятель­ности). Рекомендуется модель «детский сад — школа», появившаяся в Белоруссии в 70-х годах и в Черкасской области на Ук­раине; а также предложенные в 70-е годы Лабораторией сельской школы тогдашнего НИИ содержания и методов обучения две модели, прошедшие проверку временем: сельская школа с филиалом профучилища (экономически это выгодно семьям выпуск­ников, у большинства которых нет сегодня средств обучать детей в районных центрах и городах), и территориально-методическое объединение школ, в состав которых вхо­дят полная средняя, основная и начальные школы, расположенные в радиусе 8-10 км друг от друга.
Словом, Министерство образования РФ, а вслед за ним министерства и депар­таменты образования субъектов Россий­ской Федерации рекомендуют уже имею­щиеся модели, правда, в упрощённом вари­анте. Так, практика в экспериментальных районах показывает, что модель школы-комплекса преимущественно под названи­ем «социокультурный комплекс на ассоци­ативной основе» (ассоциация образова­тельных, спортивных, культурных учреждений) не только не поднялась на бо­лее высокий уровень по сравнению с преж­ним белгородско-курским опытом, но во многом утратила его: сегодня всё сотруд­ничество «комплексов» свелось к формаль­ному объединённому плану работы.
Модель «школа — детский сад» не смогла избежать недостатков, проявив­шихся почти сразу при её создании: чисто механического объединения детского сада и школы. Но если при трёхлетней началь­ной школе некоторое дублирование содер­жания образования в подготовительной группе и первом классе было полезным, то при четырёхлетнем сроке начального обучения и адаптивном первом классе, по существу, происходит увеличение под­готовительного периода, нескоординиро-ванность программ, их дублирование. А это приводит к тому, что период началь­ного обучения растягивается для ребёнка до 5-6 лет (старшая и подготовительная группы детсада и четыре года в начальной школе). Объективно — это ограничение, замедление развития ребёнка.
Рекомендуемая модель «школа для сельского округа» с ежедневным автобус­ным подвозом детей — также упрощённая модель хорошо известного белгородским педагогам территориально-методического объединения, а ещё ранее — модели опор­ной школы. Конечно, подвоз детей в хоро­шо оборудованную школу с современной образовательно-развивающей средой со­здаёт предпосылки для успешного обуче­ния, развития и воспитания крестьянского ребёнка. Однако подобный опыт в 70—80-е годы в СССР показал существенные его недостатки. В первую очередь, это плохие дороги (одна из двух вечных бед России). Хорошо, что в Ярославской области это поняли, нашли средства и, прежде чем пу­скать в рейс школьный автобус, сделали хорошие дороги, изменившие и экономику села, и качество жизни сельчан. Но много ли на российских бездорожных просторах таких областей, как Ярославская?
Гораздо типичнее другое: непролаз­ное бездорожье весной и осенью, нерегу­лярное расписание, ожидание автобуса, порождающие транспортную усталость по­ездки... «Подвоз» резко сокращает время на внеурочную деятельность. К тому же ребёнок оторван от привычного крестьян­ского уклада, от труда на подворье, вместе с членами семьи, от общих семейных за­бот, от семейной ответственности. Он — постоялец в доме, гость. Это смягчённый вариант интернатского синдрома, о котором особенно хорошо знают педагоги Се­вера и Камчатки.
Конечно же, автобусный вариант ве­дёт к ликвидации малых школ, к безработи­це и выезду из села учителей, а в итоге — запустению и умиранию малых деревень.
Возникают закономерные вопросы: ради чего ведётся реструктуризация сети сельских школ? Чего на самом деле мы хо­тим добиться, какого результата? Он, этот результат, чётко определён, описан? Ко­му, кроме идеологов реструктуризации, ясно, что приобретают ученик, его семья, село, учителя? Какова цена приобретений и потерь? Какова перспектива — завтраш­няя, через три года, пять, десять лет?
В реальной жизни выбором модели школы занимались сами педагогические коллективы. Вероятно, и сейчас педагогам дано право выбора. В организации модели «социокультурный центр» руководителям школ существенно поможет знакомство со многими опубликованными работами: ста­тьями и брошюрами И. Соловецкого, В. Августевича, с книгой «Школа будуще­го» (М.: Просвещение, 1978). А по созда­нию модели «детский сад — школа» помо­жет серия статей В. Кузя в журнале «На­родное образование».
Обдумывая возможные варианты мо­делей сельских школ, очень советую изу­чить книгу «Социально-географические ас­пекты реструктуризации сети школ в сель­ской местности» {Лухманов Н.Д., Аванесова В.Н., Канцебовская И.В. М.: НПФ «Аделиз», 2001). Авторы справедли­во утверждают, что «проектирование но­вой и реконструкция старой системы школьных учреждений в сельской местно­сти требуют знания тенденций эволюции сельского расселения и учёта территори­альных особенностей состояния и «поведе­ния» базы, выбираемой для размещения школ и аналогичных им учреждений, так же, как и исследования эволюции количе­ства и качества сельского населения, рас­сматриваемого и как клиентура школ, и как важнейший фактор эволюции рассе­ления» (с. 4). Такой тенденцией, по выво­ду авторов, является распад единого поля сельского расселения на две части. Одна сохраняет ещё поселения с разнообразны­ми функциями: производственными, об­служивающими, социальными, хозяйст­венно-организующими; определённая ши­рота, разнообразие функций дают возможность жителям выбирать работу, удовлетворяют их социально-бытовые по­требности. Эти поселения можно отнести к устойчивым в региональной системе рас­селения. Вторую часть составляют насе­лённые пункты, потерявшие или теряю­щие какие-либо возможности экономичес­кого, демографического, социального развития, то есть деградирующие.
Другая хорошо известная учительст­ву тенденция — разрушение стереотипов поведения сельского общинного социума. Не прекращается дифференциация насе­лённых пунктов по «потенциальным воз­можностям выживания и развития». Поля­ризация сельского населения проявляется в отношении к образованию — его пре­стижности и необходимости в разных его формах, в представлениях о социальных предпочтениях.
Происходят и очевидная концентра­ция сельского населения, которая «сопро­вождается почти повсеместным изменени­ем сети сельских поселений и исчезнове­нием значительной их части»; нерегулируемая хозяйственная деграда­ция. Многие мелкие деревни стали «дач­ными посёлками» — местами летнего от­дыха горожан, другие — своеобразными «социальными» посёлками для людей, ра­ботающих в крупных сельских центрах или близлежащих городах.
Разнообразие условий требует изу­чения конкретики не отдельного села и близких к нему деревень, но конкретики всего района, а может быть, и области (края). Только тогда можно выстроить сеть учебно-воспитательных учреждений, отвечающую интересам детей и государст­ва хотя бы на ближайшее десятилетие, — оптимальную структуру сети сельских школ. Замечу, что время для анализа и по­строения модели сети образовательных учреждений в районе, области ещё есть: по планам Минобразования РФ, отработ­ка моделей и схем сети заканчивается в 2005 г., подготовка рекомендаций, кор­ректировка — в 2006 г., а введение систем начнётся в 2007 году.
Вот общие рекомендации авторов ис­следования:
♦ при мелкоселенном (мелкое, малое село, малая деревня) редком расселении, когда число жителей в большинстве населённых пунктов колеблется в пределах 15-25, а дорожная сеть плохо развита, почти не­проходима, наиболее реальным является создание интернатов при средних школах. Не правда ли: «новое» — это нередко хо­рошо забытое старое? Но вывод верен.
при мелкоселенном, мельчайшем рассе­лении с числом жителей 10-15, с расстоянием между деревнями в 1—2 км, плохо связанными между собой, недоступными в непогоду, целесообразны начальные межселенные (при использовании комфор­табельного транспорта, работающего по небольшим радиально-кольцевым маршру­там) и неполные средние школы;
при среднеселенном, классическом рас­селении, характерном для Центральной
России, с населёнными пунктами с 200-300-500 жителями, с удовлетвори­тельными дорогами достаточно в каждом селе средней или неполной средней шко­лы, а самостоятельная начальная в этих условиях вряд ли нужна.
Такого рода общие рекомендации — некий ориентир для выбора той или иной модели сети сельских школ.
Рассматривая приемлемую для себя модель, учителя, естественно, не могут обойти такой фактор, как особенности со­става населения, которые говорят о веро­ятном контингенте учащихся. Это такие показатели, как число детей и подростков, число семей с тремя и более детьми; число семей, состоящих из одного родителя и од­ного ребёнка; число детей, родившихся вне брака; численность семей беженцев и вынужденных переселенцев и число де­тей и подростков в их семьях. Целесооб­разно сделать анализ рождаемости за предшествующие несколько лет. Подобный анализ учителя проводят практически ежегодно. Однако при выборе модели шко­лы важны сведения о средней численнос­ти населения в каждом из сёл и деревень, об общем количестве сельских поселений в администрации, о численности детей и подростков, приходящихся на 100 трудо­способных по возрасту, о численности бе­женцев (по национальности) на 1000 и 10 000 постоянного населения. При этом не стоит забывать о том, что, по прогно­зам, ожидаемые темпы уменьшения числа детей и подростков, живущих в сельской местности, будут составлять от 1 до 2% в год в разных регионах.
И ещё. Нам очень важно знать реак­цию населения на те или иные изменения условий жизни в стране, в регионе, селе, на изменение условий обучения детей. Есть ещё один чрезвычайно важный фак­тор — финансирование образования и от­дельных школ.
Выбирая модель, обеспечивающую новое качество образования сельскому школьнику, необходимо просчитать, хотя бы приблизительно, финансовые нормати­вы. Идея подушевого финансирования, об­разовательных ваучеров потихоньку реа­лизуется, есть разработанные экономиста­ми предложения. Пока директора школ, главы сельских администраций не знако­мы с ними, все реструктуризационные по­строения могут стать замками на песке. Сколько минимально учеников (ваучеров) смогут обеспечить функционирование школы, имея в виду оплату труда учите­лей, оплату коммунальных услуг и вполне возможную плату за аренду земли? Имен­но это и определит тип школы, количество и профессиональный уровень учителей, возможность нормальной их деятельнос­ти, приобретения учебников и других средств обучения. Это те «овраги», о кото­рых забывают, планируя жизнь детей, учи­телей и самого села на бумаге. Конечно же, из благих социально-образовательных побуждений...
Говоря о модернизации образования в целом и, в частности, сельской школы, мы исходим из того, что модернизация (об новление) — не есть отрицание имеющего­ся социального опыта. Это тончайшая, под­час ювелирная работа по вплетению ново­го в оправдавший себя, доказавший свою эффективность накопленный опыт. Поэто­му модели школ, рекомендованные Минис­терством образования России, мы относим к перспективным, особенно вариант фер­мерской школы, которая может сыграть важную роль в судьбе села и сельчан жите­лей, а не только образования.
Однако сегодняшние реалии жизни се­ла требуют создания принципиально новых условий, обеспечивающих новое качество образования, успешного обучения детей.
Мы предлагаем модель сельской школы, отвечающей, на наш взгляд, совре­менным требованиям. Центром, ядром мо­дели становится неполная средняя — ос­новная школа с дополнительным отделе­нием, в котором созданы разновозрастные группы, учитывающие интересы детей и родителей. Основная школа включает начальные и коррекционные классы, раз­новозрастные или моновозрастные груп­пы, группы предпрофильной подготовки и класс работающей молодёжи.
Таким образом, современная полная сельская школа может выглядеть так:
Дошкольное отделение
Основная школа
Профильная школа
• полного дня пребывания детей;
• группа временного
пребывания детей;
• группа для детей с ослабленным здоровьем;
• группа логопедической
коррекции;
• группа с изучением
иностранного языка;
• группа с изучением
русского языка
• начальные классы;
• 5-7-е классы;
• 8—9-е классы группы
предпрофильной подготовки;
• классы работающей
молодёжи;
• классы по изучению
русского языка;
• коррекционный класс
(группа)
• класс работающей
молодёжи;
• группы дополнительных образовательных
услуг


Модель открыта, динамична, спо­собна видоизменяться в зависимости от тех или иных условий, потребностей жи­телей. Как может строиться подобная мо­дель? Например, в ряде сёл Орловской, Новгородской, Московской областей и других территорий появились многочисленные общины выход­цев с Северного Кавказа, Таджикистана, даже из Китая... Члены общины — граждане РФ, их дети приходят в школу, не зная русского языка, зачастую не понимая ни слова. Целесообразно создать для них разновозрастный класс, желательно в качестве дополнительной (платной) образовательной услуги. Возможны варианты:
разновозрастный класс как подготовительный и его основная задача — подготовить учеников к обучению в первом классе, то есть дать им основы практического русского языка;
разновозрастный класс как коррекционное отделение началь­ной школы со сроком обучения, превышающим четыре года;
разновозрастный класс для взрослых членов общины (дополни­тельная платная образовательная услуга), с тем чтобы обучить грамоте, чтению, письму и счёту на русском языке.
Другие варианты создаются, исходя из конкретных условий села. Естественно, оказание этих и подобных дополнительных образовательных услуг должно быть отражено в уставе школы.
Ещё одним отделением сельской школы можно сделать классы по типу школ работающей молодёжи. Несмотря на тита­нические усилия педагогических коллективов удержать в школе всех детей школьного возраста, отсев довольно высок. Предстоит убедить каждого юношу, подростка, живущего в этом селе и в со­седних сёлах, в необходимости завершить школьное образова­ние. Сегодня в России вечерних школ чуть больше 1700, не каждый подросток найдёт силы и средства ез­дить в отдалённые школы. Другое дело — в своём или соседнем селе, — можно и по­пробовать.
Понятно, что конкретные условия либо сузят, либо расширят предложенный вариант модели. Сознательно не касаюсь профильной школы: по документам Мин­образования России, переход к профиль­ной школе планируется не ранее 2006 го­да в школах, где будут созданы соответст­вующие условия.
Понятно и другое: коллективам сель­ских школ нечего ждать решений «свер­ху». Уже сегодня нужно приложить уси­лия к тому, чтобы разъяснить населению необходимость, престижность образова­ния, понимание именно такой заботы о де­тях, которую обеспечит их школа.
Выбор оптимального варианта шко­лы экономически выгоден и селу, и систе­ме образования. Думаю, что это тот путь, который поможет избежать негативных последствий реструктуризации сети сель­ских образовательных учреждений.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?