Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

Л. Соколов: «Педагогическая анатомия» опыта управленческого штаба края


Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Леонид Соколов, главный специалист Главного управления администрации Красноярского края
Особенность Красноярского края в сравнении с другими рос­сийскими регионами — разнообразие условий проживания его населения: географических (от Крайнего Севера до Алтая), эко­номических (от высокоурбанизированных промышленных по­ясов до малонаселённых таёжных районов), образа жизни (от охотничье-промыслового Севера до интенсивного земледелия Минусинской котловины), культурно-исторических (от старо­верческих и казачьих поселений до переселенческих посёлков времён «великих комсомольских строек»), перспектив развития территорий (от глубоко депрессивных лесозаготовительных центров до интенсивно развивающихся нефтегазоносных райо­нов). В условиях края «сельскими территориями» обозначается всё то многообразие способов социально-экономической жизни населения, которое находится вне зоны промышленных поясов. Таким же многообразным является и сельское образование края. С точки зрения модернизации, наш край тот регион, где могут отрабатываться и быть жизнеспособными многочислен­ные модели реструктуризации сельских школ. Думаю, что это типично и для других крупных регионов Сибири и Дальнего Востока.
В последнее десятилетие в крае шли интенсивные процес­сы изменения сети сельских образовательных учреждений — их укрупнение, сокращение малочисленных и малокомплектных школ, изменение схем финансирования и статуса школ, строи­тельство новых сельских школ. Совершенствовался подвоз де­тей. Этот процесс инициировали Главное управление образова­ния администрации края и органы местного самоуправления.
Таким образом, некий этап приведения сети сельских школ в соответствие с современными социально-экономически­ми условиями уже позади. Естественным образом этот процесс теперь продолжается.
Усилия управления образования направлены на «админис­тративную стратегию», на поддержание школьных и сельских сообществ. Педагоги и общественность осознают недостаточ­ную эффективность современного централизованного управле­ния, необходимость развития его государственно-общественно­го аспекта. На помощь приходят традиционная самостоятель­ность и активность сибирского населения, энергия общественного движения.
В крае давно наметилась тенденция добровольного, сво­бодного объединения сельских школ для консолидации различ ного рода ресурсов и совместного реше­ния организационно-хозяйственных и об­разовательных вопросов. Появились прецеденты становления «сельских об­разовательных ассоциаций» и иных форм творческих союзов. Этому во многом способствовало освоение сельскими пе­дагогическими сообществами новых практик образования — в частности, коллективных учебных занятий, индиви­дуально-ориентированной системы обу­чения, развития государственно-общест­венного и коллективного характера уп­равления — попечительское движение, ассоциации различных общественно-пе­дагогических движений, профессиональ­ные гильдии, участие представителей сельского сектора общего образования в международных и российских проектах.
Разнообразные профессиональные союзы сельских школ края ставят задачей улучшить различные аспекты жизни школьных коллективов, совершенство­вать формы, содержание и качество об­разования, повысить качество жизни сельчан путём активного включения школьных сообществ в решение проблем сельского социума; привлечь сельские сообщества к управлению школами.
По сути дела, школьные сообщест­ва объединяются для создания новых форм организации (и содержания) обще­го и дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности. При этом важно, что это делается ради достижения социально-экономического развития села.
Основные идеи объединения сель­ских школ:
преодоление ограничений классно-урочной организации общего и дополни­тельного образования;
реализация индивидуальных образова­тельных программ;
объединение и перераспределение ре­сурсов сельских школ и сообществ;
создание общей (ассоциативной) образовательной программы;
создание новой нормативно-правовой базы в системе общего образования — «Ассоциация сельских школ» (Простое товарищество).
Становление ассоциаций — это ре­ализация комплексного подхода к много­аспектной реструктуризации сельского образования.
При переходе на эксперимент в 2002—2004 учебных годах мы ставим целью создать модель ассоциации сель­ских школ на основе двух эксперимен­тальных площадок в группах школ Балахтинского и Шушенского районов, ап­робировать модель нового типа образо­вательного учреждения — «Ассоциация сельских школ» (Простое товарищест­во). При этом наряду с образователь­ными программами школьников раз­рабатывались образовательные про­граммы сельских учителей, админист­раторов образования, попечителей и даже родителей. Эксперимент требо­вал также новой нормативно-правовой базы (местного, краевого и федерального уровней), обеспечивающей успешное функционирование ассоциаций сельских школ, расчёта экономической эффектив­ности их ассоциирования в условиях под­таёжной зоны центра и юга Краснояр­ского края.
Организационную работу вели Ми­нистерство образования Российской Фе­дерации, Высшая школа экономики, учи­теля, учащиеся, попечители, родители Кожановской, Грузенской, Тюльковской, Чулымской, Якушевской школ Балахтинского района и Каптыревской, Ильичёвской, Иджинской, Казанцевской школ Шушенского района, администрации сёл, органы управления образованием и мето­дические службы Балахтинского и Шу­шенского районов, Главное управление образования администрации края, крае­вой институт повышения квалификации работников образования, краевой проект « Создание разновозрастных учебных групп в сельских малочисленных и мало­комплектных школах». Активно участво­вали в работе ассоциация сельских школ, ассоциация «Коллективный способ обу­чения», ассоциация «Индивидуально- ориентированная система обучения», ас­социация молодых педагогов края «Све­жий ветер».
Любой эксперимент, как известно, нуждается в финансировании. Гаранти­рованными его источниками стали средства краевого бюджета (центра­лизованный фонд повышения квалифи­кации педагогических кадров, краевая целевая программа «Информатизация образования: информационно-комму­никативные технологии в образова­нии», целевая программа «Стабилиза­ция и развитие образования Краснояр­ского края»); средства красноярского проекта (в рамкахмегапроекта «Раз­витие образования в России») «Созда­ние и реализация модели государст­венно-общественного управления в образовании»; средства федерально­го бюджета, предусмотренные на проведение эксперимента по реструк­туризации сельских школ.
Были у нас и негарантированные источники финансирования. Это средства местных бюджетов территорий, которые принимали участие в работе; средства фондов попечительских советов образо­вательных учреждений.
Расходовались средства на прове­дение «сессий эксперимента», образо­вание его участников, экспертизу и кон­сультирование, на исследования и раз­работки, приобретение необходимых дидактических материалов и создание собственных, усиление компьютерной оснащённости экспериментальных пло­щадок, создание и сопровождение сайта проекта и локальных сетей на экспери­ментальных площадках, оплата трафика Интернета для Балахтинской и Шушен­ской экспериментальных площадок, ко­мандировочные расходы и сессии экспе­римента.
Идея «сессий эксперимента» оказа­лась весьма плодотворной. Каждый ме­сяц в течение одной недели проводится общая сессия участников эксперимента. На ней обсуждаются организационно-уп­равленческие проблемы, ведётся консультирование участников, подвергаются экспертизе экспериментальные исследо­вания, разработки и т.д.
По итогам экспериментальных ра­бот проведены всероссийские конференции.
Красноярский проект: перспективы развития

В 2003/04 учебном году значительно усилились процессы реструктуризации территориальных систем образования и переустройства их на новых основани­ях. Это объясняется комплексом причин: значительным сокращением количества детей школьного возраста, переселением семей, длительным недофинансировани­ем образования, ветшанием основных его фондов, изменением образователь­ных потребностей и требований семей к качеству и доступности образования детей, необходимостью рационально ис­пользовать бюджетные средства и повы­шать экономическую эффективность об­разования. Сегодня с полным правом можно сказать, что уже есть прецедент улучшения сельского образования в ре­зультате деятельности эксперименталь­ных зон Балахтинского и Шушенского районов.
Главное управление образования ад­министрации края провело двухмесячный цикл зональных совещаний заместителей глав администраций, руководителей орга­нов управления образованием, директо­ров школ, родительских и попечительских советов. На них обсуждались подходы и способы переустройства сельского об­разования. Ход его, любой проект под­вергался профессионально-общественно­му аудиту. При отрицательных выводах проект перерабатывался и проходил по­вторный аудит.
Главное управление образования представило в администрацию края целе­вую программу «Поддержка хода оптими­зации и переустройства территориальных систем образования края на 2004 год».
Предполагаемая стоимость программы была определена в 63 500 000 рублей.
Инициативные группы представили ход преобразований практики сельского образования в сетевых программах. Так, в рамках Красноярского сетевого инсти­тута управления уже началось тиражиро­вание результатов проекта по комплекс­ной реструктуризации сельских школ в различных её аспектах.
Особенность красноярского проекта ещё и в том, что к совершенствованию сельского образования активно подклю­чились краевые инновационные комплек­сы. Основой объединённой их деятельно­сти стало комплексное переустройство территориальной системы образования на основе индивидуализации образова­тельных целей и программ его участни­ков. Решено ввести в состав эксперимен­тальных районов и Енисейский район — северную, удалённую и протяжённую тер­риторию.
Программа дальнейшего проведе­ния эксперимента определена на интен­сивном семинаре в июне этого года в селе Шушенском.
Модель «Балахтинское простое товарищество образовательных учреждений»

В системе образования Балахтинского района 54 образовательных учреждения, в которых обучается 3982 учащихся. Сельская школа во все времена испыты­вала недостаток ресурсов. Поэтому в сельских системах образования естест­венным путём складывалась практика об­мена разного рода ресурсами на основе простой договорённости между людьми. Развал сельскохозяйственного производ­ства привёл к стабильному недостатку всех типов ресурсов (человеческих, фи­нансовых, материальных, технических, информационных). В этих условиях стало очевидным: объединение — единствен­ный способ выжить. Но это еще не глав­ное в условиях рыночных отношений. Сельский выпускник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь строить отношения с людьми, проектиро­вать собственную жизнь. Сельский уклад, увы, традиционно не способствует фор­мированию этих качеств. Нужны специ­альные педагогические усилия, среда, чтобы их воспитать.
Два года назад в Балахтинском рай­оне создано Простое товарищество обра­зовательных учреждений. В него вошли 4 средние школы (Кожановская, Грузенская, Чулымская, Тюльковская), основ­ная (Якушевская) и профессиональное училище № 80.
Все учреждения расположены вдоль автотрассы Балахта — Ужур в радиусе 68 км, имеют определённые технологиче­ские наработки. В Кожановской средней школе в течение нескольких лет шло ос­воение проектной деятельности. Это поз­волило школе стать лидером районной системы образования. В школе сложи­лась эффективная система профессио­нального развития учителей, формирует­ся другая культура отношений между людьми, вводится практика коллективно­го управления. В Грузенской школе осва­ивается организация коллективных учеб­ных занятий, в Чулымской — индивиду­ально-ориентированное обучение. Тюльковская средняя школа отличается своим самобытным укладом, позволяю­щим детям быть успешными. Среди вы­пускников этой школы наибольшее коли­чество предпринимателей, бизнесменов, профессиональных руководителей. Отно­шения учителей с учениками строятся так, что выпускники глубоко уважают своих наставников, помнят школу, кото­рая смогла сформировать в них человече­ское, гуманистическое начало. Большин­ство сельских школ — малокомплект­ные, поэтому целесообразно было объединить их с основной школой. В объ­единение органично вошло профучилище, так как число детей, желающих получать общее образование наряду с начальным профессиональным, увеличивается.
В малокомплектных школах из-за недостатка педагогических кадров (информатика, история) не выполняется фе­деральный компонент учебного плана (Чулымская школа), не ведётся иност­ранный язык в Якушевской школе. Ма­лое число учителей и учащихся не позво­ляет организовать профильную подготов­ку старшеклассников. Система дополнительного образования не удовле­творяет интересы и потребности ребят. Закрытость сельского социума снижает коммуникативную культуру учащихся, что затрудняет адаптацию в другой среде.
Взаимодействие между образова­тельными учреждениями Простого това­рищества носит сетевой характер: каждое из них обладает своим опытом, продвига­ется по своему пути за счёт общей рабо­ты, обогащая друг друга. Иными словами, в таком взаимодействии есть и цель, и средство. Именно это и обеспечивает не только качество образования, но и не­прерывный процесс развития учрежде­ний, их ресурсов.
Простое товарищество создано на основе распоряжения главы администра­ции Балахтинского района. Отношения между образовательными учреждениями нормируются договором о совместной де­ятельности, который определяет вклад каждого образовательного учреждения в общее дело и процессы управления сов­местной деятельностью. Простое товари­щество объединило учреждения разной ведомственной подчинённости. Поэтому вопросы управления, финансовых взаи­моотношений продумывались особенно тщательно. Главный орган управления Простого товарищества — общее собра­ние его членов (проводится три раза в год), в его состав входят педагоги, уча­щиеся, управленческие команды, родите­ли, представители общественности, биз­неса, властных структур. Общее собра­ние определяет стратегические ориентиры, способы реализации Про­граммы развития. Тактическое руководст­во деятельностью осуществляет Совет управленческих команд (собирается раз в четверть). Это очень представительный орган, в его состав входят руководители законодательной и исполнительной влас­ти школ, педагоги профильной и образо­вательной школы, дополнительного обра­зования, тьюторы индивидуальных обра­зовательных программ учащихся, руководители постоянных отрядов школь­ников, попечители, родители, представи­тели общественности, выпускники, руко­водители предприятий и учреждений, предприниматели.
Совет управленческих команд несёт ответственность за решение оперативных вопросов и текущую организацию дея­тельности (собирается еженедельно). Для лучшего оперативного управления введён сменный дежурный администратор (назначается Советом управленческих команд на учебную четверть).
Все финансовые вопросы обговари­ваются, по стратегическим расходам ре­шение принимает Совет Простого това­рищества, по текущим — Совет управ­ленческих команд. Простое товарищество имеет консолидированный бюджет, в который входят:
надтарифный фонд образовательных учреждений;
местный бюджет;
родительские средства;
спонсорская помощь.
Подготовка, повышение квалифика­ции педагогических и управленческих ка­дров ведёт Университет непрерывного образования, работа которого открыта для всех желающих из других образова­тельных учреждений. Занятия в универ­ситете проводятся еженедельно.
В рамках Простого товарищества ра­ботает профильная школа. В прошлом учебном году десятиклассники имели воз­можность обучаться в естественно-мате­матическом и технологическом классах. Обучение велось по субботам на базе Кожановской средней школы и профучилища № 80. Для структурирования программ и содержания учебных предметов созданы кооперации учителей товарищества. Про­шедший учебный год показал, что при та­ком подходе достаточно трудно достичь то­го результата, который мы планировали.

Несмотря на то, что ребята профиль выбирали сами, занятия ве­лись в технологии коллективного способа обучения. Но, к сожа­лению, мы не получили продвижения в воспитании самостоятель­ности учащихся, их воли, рефлексивных навыков. При обсужде­нии пришли к выводу: без индивидуальных образовательных про­грамм получить желаемый результат невозможно. Теперь все учащиеся профильной школы составляют свои программы. Их анализ выявил профессиональные интересы, и мы организовали такие профили: естественно-научный, биохимический, физико-математический, социально-экономический, гуманитарный (в этом классе занимаются всего 3 ученика). При существующей нормативной базе удовлетворить образовательные потребности этих ребят скорей всего было бы невозможно. Наша модель поз­воляет решить эту задачу. В этом учебном году образовательный процесс в профильной школе Простого товарищества построен так: базовое ядро изучается в своей школе, профильное — об­щим погружением, также изучаются элективные курсы (их набор общий для всех учащихся).
В Простом товариществе появилась новая педагогическая позиция — тьютор индивидуальных программ учащихся. Его роль — сопровождение ученика в реализации собственной про­граммы. При этом тьютор организует взаимодействие с ребята­ми, их родителями, учителями-предметниками, управленческой командой школы. Для построения такой работы тьютор должен обладать определёнными навыками: уметь организовать эффек­тивную работу группы и пары, видеть проблемы в деятельности ученика, владеть способами их разрешения, проводить группо­вую и личностную рефлексию. К такому роду деятельности пе­дагогов не готовят ни педагогические вузы, ни система повыше­ния квалификации. Эта проблема решается в рамках школы иг-ротехнического мастерства, занятия которой проводятся еженедельно. Как и все педагоги, тьюторы имеют свою индиви­дуальную образовательную программу, которая реализуется с помощью Университета непрерывного образования и краевой системой повышения квалификации.
В школьных коллективах развилась ещё одна структура — постоянный отряд. Это дало возможность создать реальное уче­ническое самоуправление. Учащиеся профильной школы объе­динены в постоянные отряды в каждой из пяти школ. У отряда есть командир, он входит в состав Совета командиров. В период между «погружениями» постоянные отряды строят свою дея­тельность на неделю. Деятельность корректируется на сборе ежедневно, и каждый участник процесса имеет возможность влиять на неё.
Образовательный процесс в профильной школе Простого товарищества строится на основе трёхстороннего договора между школой, родителями и учащимися. В нём оговариваются условия реализации индивидуальных программ учеников.
И ещё одно новшество введено в Простом товариществе: сборы погружения. Проведено уже несколько таких сборов.

Проблемы, которые требуют решения
Школьная практика не даёт детям возможности осознать ответственность за образование, определить его место в собст­венном росте и становлении. Дети не готовы жить в школе ин­дивидуального образования. Мы не нашли эффективных способов, средств, методов мотивации? Дополнительным ограничением является такая же неготовность родителей.
Педагоги не готовы занять позицию тьютора. А как строить их деятельность? Как она может вписаться в традиционное поле деятельности школы?
Что представляют собой расписание, режим работы школы при наличии индивидуальных образовательных программ?
Каковы формы и способы промежуточной и итоговой аттес­таций?
Ответы на эти вопросы затрудняют живучесть педагогиче­ских стереотипов, природная амбициозность педагогов, отсутст­вие здоровой конкуренции между ними в рамках сельских сис­тем. Ситуация осложняется тем, что различные контролирую­щие инстанции упорно продолжают отстаивать позиции вчерашнего дня.
С нашей точки зрения, в этой ситуации есть только один выход: просто жить в рамках новой практики образования. По­степенно она станет нормой. Наш опыт показал, что прожива­ние деятельности и становится основным условием развития и людей, и самого процесса.
Простое товарищество образовательных учреждений су­ществует сегодня в рамках федерального эксперимента «Рест­руктуризация сети образовательных учреждений, расположен­ных в сельской местности». Но это путь, который видит наша муниципальная система образования для своего развития. И то, что сегодня мы имеем другие школьные сообщества, включён­ные в сетевые взаимодействия (работа районного сетевого ин­ститута), готовность других сфер включиться во взаимодейст­вие — прямое тому подтверждение. Это позволило товарище­ству выступить инициатором программирования социально-экономического развития Балахтинского района.
** *
Примерно по такому же принципу строится работа Шушенско­го Простого товарищества, хотя там есть своя специфика, свои находки и открытия. Шушенское Простое товарищество стало зоной прорыва для других сельских территорий края. Это аван­гардная открытая образовательная площадка, куда приезжают за опытом представители муниципальных систем образования Идринского, Краснотуранского, Новосёловского, Ермаковско-го, Ужарского, Каратузского, Минусинского и многих других районов и городов Красноярского края, республики Хакасии, Тывы, Таймырского автономного округа.
Красноярский край
Учебный план профильной школы Простого товарищества Балахтинского района
При организации учебных занятий в профиль­ных классах отдаётся предпочтение работе в па­рах постоянного и сменного составов, в группах. Причём переход к индивидуальной работе мо­жет осуществляться лишь после групповой или парной организационных форм, так как фрон­тальная такой возможности не предоставляет. Образование в профильных классах индивиду­альным маршрутам (1-й этап формирования ин­дивидуальной образовательной программы). Учебный план предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся (ма­тематический класс — 35 часов, технологичес­кий класс — 60 часов). Исследовательскими работами учащихся руководят преподаватели профильного класса, сопровождают их учителя-предметники.
Учебный план 10-го класса (естественно-математического)
Базисное ядро
1.Русский и литература — 3
2.Иностранный язык — 1
3.История — 3
4.Обществоведение — 1
5.Физическая культура — 3
6.География — 1
7.Технология—2
Всего 14 часов
Профильное ядро
1.Математика — 7
2.Химия — 3
3.Физика — 3
4.Биология — 3
5.Информатика—1
Всего 17 часов
Элективные курсы — 4 часа
Элементы комбинаторики
Решение системы линейных уравнений
Стереометрия
Исследовательская и проектная деятельность — 34 часа
Учебный план 10-го класса (технологического)
Базисное ядро
1.Русский и литература — 3
2.Иностранный язык — 1
3.История — 3
4.Обществоведение — 1
5.Физическая культура — 3
6.География — 1
7.Математика—4
Всего 15 часов
Профильное ядро
1.Технология — 5
2.Биология — 3
3.Физика — 3
4.Химия—3
Всего 14 часов
Элективные курсы — 3 часа
Практические занятия — 70 часов
Исследовательская и проектировочная деятельность —59 часов
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?