Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Конференции :: Сельское образование: альтернативы реструктуризации

М. Гурьянова Pезервы модернизации сельской малочисленной школы


Уважаемые коллеги!
Редакция журнала "Народное образование" в качестве участия в
интернет-конференции "Сельское образование: альтернативы реструктуризации"
представляет ряд публикаций видных отечественных педагогов,
высказавших существенные, на наш взгляд, соображения по данной
проблеме.

ОБ АВТОРЕ:
Марина Гурьянова,главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, доктор педагогических наук
В силу этих и других причин сельская школа — самый сложный объект преобразова-, „ ,,„..
рактерное как для развитых, так и для развивающихся стран. К. примеру, в США наме­тилась устойчивая обратная тенденция к разукрупнению школ, увеличению числа ма­лочисленных средних. Многие американские исследователи отмечают, что такие шко­лы рассматриваются как положительная тенденция -в образовании США. Опыт Англии, Франции, Польши, Болгарии, Африки свидетельствует о настойчивых поисках учёными и практиками путей решения проблем сельских малочисленных школ.
Закономерно возникает вопрос: насколько правомерно в России преобладание такого подхода к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений села, как укрупнение школ? Ведь есть и иная точка зрения: приоритет в образовательной политике должен быть отдан сохранению и развитию малочисленных школ, поиску путей повышения эффективности их работы. Встаёт вопрос: как модер­низировать при этом сельскую малочисленную школу, как повысить качество образо­вания сельской детворы?
Малочисленные сельские школы России — постоянная категория в российском образовании, порождённая географическими особенностями страны, территориальной разобщённостью и отдалённостью многих поселений. В последние годы сельских мало­численных школ становится всё меньше. Но как чисто российское явление такая школа сохранится и будет существовать долго. Такова наша действительность, таковы особен­ности страны, непонимание которых всегда приводило к разрушительным последствиям. Малочисленная сельская школа России — уникальный социально-педагогичес­кий феномен. В ней учитель не просто работает, он живёт жизнью детей, воспринима­ет свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, брать­ев, сестёр, положение ребёнка вне школы, помогет ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоро­вья детей этот фактор носит характер социальной защиты детей. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные шко­лы. Обучение и воспитание сельских детей во многом носят общинный характер, при­общают учеников к этическим ценностям и нормам крестьянской морали. В отдалённых деревнях России обучение прибли­жено к месту жительства детей, школа давно стала для многих ребят местом психологического комфорта, общения, досуга, приобщения к труду, искусству, спорту. Здесь ребёнок имеет гораздо больше шансов оказаться в атмосфере любви и заботы, человеческого внимания к его нуждам, проблемам и интересам.
Не будем забывать, что сельская малочисленная школа во многом нацио­нальна. Самобытность уклада школьной жизни, связь обучения и воспитания с народными традициями, народной куль­турой — важнейшие составляющие про­цесса формирования национального са­мосознания, национальной самоидентич­ности. Ученик малочисленной школы живёт в особом, близком и родном жиз­ненном пространстве, выпадание из ко­торого для него — сильнейший стресс. Вот почему адаптация ребёнка к новой школе в другом селе, райцентре вовсе не надуманная, а серьёзная социально-пси­хологическая проблема. В 80-е годы про­шлого века те ребята, что приезжали из своих деревень учиться в большую шко­лу, почувствовали, что, их воспринимают как «чужих», «приезжих». Это сохраня­ется и сегодня.
Сосуществование в едином прост­ранстве малочисленных школ с разным потенциалом развития позволяет сделать вывод о том, что в условиях рынка неизбе­жен селективный подход в образовании: максимальной поддержки заслуживают школы с инициативно-деятельностным потенциалом, обладающие энергией сози­дания. Отправной точкой в решении судь­бы малочисленной школы должны стать профессионализм, творческое состояние коллектива, его способность преодолевать трудности, работать в режиме развития.
Если у малочисленной сельской школы есть сильный лидер, работоспо­собный и сплочённый коллектив, то, несмотря на многие трудности, она может эффективно работать и мо­дернизироваться. Такой должна быть доминанта в определении её судьбы.
В 80-х годах прошлого века курс правительства на сохранение и возрож­дение малочисленных школ был вызван потребностями сельскохозяйственного производства в кадрах — механизаторах, доярках, полеводах. Сегодня потребность в их сохранении обусловлена необходи­мостью реанимировать социальную жизнь села. Решить эту социальную за­дачу при определённой поддержке в большинстве сельских поселений мо­жет только школа. В те годы шёл актив­ный нормотворческий процесс в отноше­нии малочисленной сельской школы. Се­годня же она стала заложницей устаревших нормативов, о пересмотре которых, похоже, и не думает главное об­разовательное ведомство страны.
Я далека от мысли о том, что у этой проблемы простое, однозначное реше­ние. Это сложнейшая проблема, включа­ющая экономические, социальные, пси­холого-педагогические аспекты. Очевид­но одно: судьба каждой малочисленной школы должна стать предметом все­стороннего анализа. В противном слу­чае решение о ликвидации той или иной школы будет непоправимой ошибкой ру­ководителя, потребует значительных фи­нансовых средств и организационно-пе­дагогических усилий по устранению его негативных последствий. В своём письме А.Ф. Юшина, теперь уже бывший дирек­тор малочисленной основной школы, пи­шет: «Местные власти закрыли Шерляг-скую школу (Троицко-Печорского района Республики Коми. — М.Г.) как-то по-скорому, боясь, чтобы не помешало что-то их желанию и стремлению. Что в ре­зультате получилось? Всех детей не уст­роили учиться. Пятеро учеников учёбу бросили. Вот уже два года находятся до­ма. Глядя на них, ещё двое ребят бросили учёбу и тоже приехали в Шерлягу. Кто выиграл в этом процессе? Кто ответит за то, что лишены будущего эти дети?»
Во многих регионах сельская мало­численная школа стала объектом внима­ния всех ветвей власти и, конечно же, в первую очередь органов управления образованием. В Калужской, Костромской, Нижегородской, Курганской, Оренбург­ской, Псковской областях, Республике Саха (Якутия) создаётся правовая база де­ятельности сельских малочисленных школ. К примеру, в Калужской области действует программа «Развитие сельской малочис­ленной школы Калужской области». Это часть областной программы развития об­разования, принятой Законодательным со­бранием, куда представлен проект област­ного закона «Малокомплектная школа как механизм формирования общественной жизни в сёлах Калужской области».
В Республике Саха (Якутия) прика­зом Министерства образования утверж­дено и зарегистрировано республикан­ским Министерством юстиции положе­ние о сельской малокомплектной школе.
В Нижегородской области под науч­ным патронажем Арзамасского государст­венного педагогического института им. А.П. Гайдара ведётся эксперимент по реа­лизации модели профильного обучения в малокомплектной сельской школе путём внутриклассной дифференциации. В Со-сновском районе ведётся эксперименталь­ная проверка модели сельского меж­школьного учебно-производственного цен­тра, действующего на базе школ района.
В Псковской области эксперимент по шести направлениям проводится под научным руководством лаборатории «Сельская школа» областного Института повышения квалификации работников об­разования. В частности, Псковский обла­стной центр развития одарённых школьни­ков руководит опытно-экспериментальной работой по созданию системы дистанцион­ного обучения учащихся сельских школ.
Модернизировать сельскую мало­численную школу — значит обновить все компоненты её деятельности, найти но­вые решения старых проблем, предло­жить свежие организованные идеи, реа­лизация которых вдохнёт силы в жизнь школы, преобразует образовательный социум малых поселений. Многолетнее научно-педагогическое сотрудничество Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО с регионами, комплексные ис­следования позволили найти и обосновать некоторые способы модернизации сельской школы.
В чём же они заключаются?
В числе причин, не позволяющих учителям достигать бо­лее высоких результатов в обучении школьников,.— слабое об­щее развитие сельских детей, рост числа учащихся с ослаб­ленным здоровьем, с задержкой психического развития.
На наш взгляд, в сельской местности в силу слабого общего развития дошкольников необходимо принимать де­тей в школу с 6,5—7 лет, по достижении ими функцио­нальной зрелости. Общеобразовательное учреждение «на­чальная школа — детский сад» целесообразно открывать на базе детского сада. В этом случае дети эффективнее адап­тируются к новому виду деятельности — учебной. В то же время не прерывается преемственность в реализации образовательных программ, организации питания детей, укреплении их здоровья, в работе с родителями. А вот если рядом с дошкольным образо­вательным учреждением расположена основная или средняя школа, то открывать на её базе общеобразовательное учрежде­ние «школа — детский сад» нерационально. Начальные классы могут числиться как в школе, так и в детском саду, исходя из штатного расписания (уточню: штатное расписание детского са­да существенно отличается при наличии трёх и четырёх групп).
Важнейший критерий эффективности учебно-воспита­тельного процесса сельской малочисленной школы — освоение программы I и II ступеней обучения детей с ослабленным здоро­вьем и незначительными отклонениями в развитии, получение ими аттестата об основном общем образовании. В последние годы в сельских малочисленных школах появилось много детей с ослабленным здоровьем, в том числе и с диагнозом «задержка психического развития». Они нуждаются в коррекционной пе­дагогике, в помощи психологов и социальных педагогов. Сель­ские малочисленные школы испытывают нехватку квалифици­рованных специалистов этого профиля, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. Проблема требует незамед­лительного решения.
С учётом малой численности учащихся, дефицита специалистов в области коррекции поведения, здоровья учащихся целесообразно создать при муниципальных орга­нах управления образованием единую районную медико-психолого-педагогическую социальную службу, специалис­ты которой — детские психологи, дефектологи, детские врачи, социальные педагоги — работали бы системно с учащимися каждой из муниципальных школ.
Детей с ярко выраженными отклонениями в развитии, с дезадаптацией целесообразно по результатам обучения в 1-м классе обследовать на медико-педагогической комиссии. Если отклонения требуют обучения в специальной школе, то учителя либо убеждают родителей определить ребёнка в это учреждение, либо (в случае несогласия родителей) ученик продолжает посещать общеобразовательную школу и по ее окончанию получает справку.
Особенности контингента сельских малочисленных школ побуждают учителя большую часть времени на уроке уделять именно этим детям, зачастую в ущерб ра­боте с другими учениками. А чтобы эти дети освоили программу, приходится ино­гда часы вариативной части учебного плана выделять на базовые предметы (особенно в начальных классах).
Количество детей, определённых медкомиссией для обучения во вспомо­гательной школе (VIII типа), из года в год увеличивается. Родители, как правило, не желают отдавать ребён­ка в такую школу, и он продолжает посещать общеобразовательную. Ре­шение проблемы лежит в сфере совме­стного постановления Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о переводе таких детей на индивидуальное обучение, что было бы гуманным шагом в первую очередь по отношению и к самим детям, и к другим ученикам, а также к учителям.
Для педагогически запущенных ре­бят, обучающихся в основных и средних общеобразовательных малочисленных школах, целесообразно открывать классы индивидуальной подготовки. Наполняемость их должна быть не более 10 учеников. В такой класс могут зачис­ляться учащиеся трёх различных классов (к примеру, 5—6—7-й, или 7—8—9-й, или 6—7—8-й). Все школьники занимают­ся по индивидуальным программам, исходя из способностей и фактических знаний. Программу класса учащиеся могут освоить за год или за два. Нумерацию таких клас­сов лучше дать по учащемуся старшего возраста. Такой педагогический приём положительно влияет на психологическое со­стояние школьников.
В основных и средних малочислен­ных общеобразовательных школах для учащихся, которые в силу тех или иных причин отстали от сверстников на 2—3 класса, стали переростками и обу­чаться в соответствующем их знани­ям классе ни при каких обстоятельст­вах не хотят, целесообразно ввести индивидуальное обучение на дому.
Эффективность учебно-воспитатель­ного процесса в сельской малочисленной школе во многом зависит от того, насколь­ко учебный план начальной и основной, средней школы учитывает уровень разви­тия детей, поступающих в 1 -й класс. Целе­сообразно выделить оптимальное ко­личество учебных часов для более каче­ственного усвоения учебной программы по образовательным областям: фило­логия, математика, обществознание, естествознание. Так, русский язык целе­сообразно преподавать для всех учащихся с 1 -го по 9-й класс в объёме 4—7 часов в неделю. В 10— 11-х классах средних школ выделять по 1 часу в неделю для по­вторения и обобщения знаний по русскому языку в форме индивидуальных и группо­вых консультаций. Учитывая актуальность проблемы речевого развития сельских школьников, в 1 —9-х классах раз в неделю стоит проводить специальные занятия по программе Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения» (детская риторика). Часы выделяются за счёт вариативной ча­сти учебного плана. В 5—8-х классах целе­сообразно отводить дополнительно по 1 часу для подготовки к экзаменационному изложению с элементами сочинения (9-й класс) и экзаменационному сочине­нию (П -й класс). Такая система позволит учащимся сельской малочисленной сред­ней школы овладеть русским языком не ниже требований программы.
Малая наполняемость классов (7—14 человек) и отсутствие параллель­ных классов в основных и средних мало­численных школах актуализируют обучение детей с разными способностями в од­ном классе, углублённое изучение отдель­ных предметов по избранному профилю.
Особенность учебно-воспитательно­го процесса в сельских малочисленных школах — отсутствие возможности для внешней дифференциации обучения. По­этому его эффективность возможна с по­мощью внутренней дифференциации в рамках одного разноуровневого класса. В настоящее время большинство учителей малочисленных школ используют для этих целей индивидуальные и групповые кон­сультации. Однако на них в учебном плане почти не остаётся часов, так как из-за слабого развития сельских детей учителям приходится использовать инвариантную часть учебного плана на изучение базис­ных предметов. Один из путей преодо­ления этого недостатка — кружко­вая работа со способными учениками. Но кружок по требованиям финансо­вых органов оплачивается тогда, ког­да в нём не менее 15 ребят, а в мало-численных школах наполняемость класса значительно ниже. К тому же на практике доказано, что разновозрастные предметные кружки по математике, хи­мии, биологии и другим учебным предме­там, в отличие от предметов творческой направленности (изо, музыка, труд, физ­культура), вести сложно и неэффективно. В условиях ограниченного бюджет­ного финансирования, объективных труд­ностей малочисленных школ в организа­ции платных дополнительных услуг, в раз­вёртывании предпринимательской деятельности, при отсутствии спонсорской поддержки единственный путь повысить качество учебно-воспитательного процес­са — перейти к эффективным образо­вательным методикам обучения и вос­питания, организовывать самостоя­тельную индивидуальную и групповую работу учащихся. Однако её успешность во многом будет зависеть от учебной базы школы: пособий и книг, словарей-спра­вочников, дидактических материалов (раз­личного рода индивидуальных карточек с текстами, сюжетами, картинками; разноуровневых заданий учащимся, сигнальных карточек), без кото­рых учитель не в силах сделать урок интересным. Повысить эф­фективность урока в малочисленной школе поможет учебное оборудование: аудиовизуальные пособия, мини-типография (для начала хотя бы одна на район), компьютеры и программы к ним. Требуют пересмотра и научного обеспечения организационные формы, структура уроков в классе малой наполняемости, приёмы и средства обучения в их оптимальном сочетании.
На наш взгляд, успешному обучению существенно помогут интегрированные уроки, позволяющие ученикам глубже осо­знать целостность и гармонию окружающего мира. Это могут быть уроки музыки и природоведения (к примеру, «Осень»), му­зыки и литературы («Путешествие по литературным местам»), словесности и ботаники («Листопад»), зоологии и словесности («Птицы — певчая слава России»), изо и музыки и т.д.
Для многих сельских школьников образовательная об­ласть «Технология» и входящие в неё предметы, особенно труд, — единственная возможность адаптироваться к самостоя­тельной жизни. Сельскохозяйственный труд в поле, на при­школьном учеб но-опытном участке — это не только воз­можность удешевить завтраки и обеды в столовой, но глав­ное — научить детей работать на земле, выращивать овощи, ухаживать за садом, оформлять цветник. Без этого нет полно­ценной жизни в селе. Поэтому необходимо целевое выделе­ние средств на приобретение сельскохозяйственной тех­ники, семян, садово-огородного инвентаря и т.д.
Исходя из интересов учащихся, их семей, потребностей аг­рарной и социальной сфер в специалистах, многие сельские сред­ние малочисленные школы ратуют за сохранение и развитие профессиональной подготовки учащихся 9—11-х классов. Для её осуществления требуется лицензия, получить которую многим школам не позволяют плачевное состояние материально-технической базы, отсутствие ставки заместителя директора по трудовому обучению. Такой должности нет пока и в средних об­щеобразовательных школах. А ведь поддержание материальной базы в рабочем состоянии требует постоянной заботы, поиска за­пасных частей, деталей, инструментов, что зачастую связано с разъездами. Учитель трудового обучения не может позволить себе заниматься всем этим из-за загруженности уроками.
Эффективной организации трудовой подготовки школьни­ков по сельскохозяйственному профилю мешает неукомплекто­ванность сельскохозяйственной техникой с набором необходи­мых приспособлений, инструментами, средствами на приобре­тение горюче-смазочных материалов для трактора. Без этого нельзя получить лицензию на право осуществлять профессио­нальную подготовку. Но где всё это взять маленькой школе?
Перспективы развития учебно-воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, а особенно в той, где более 200—250 учащихся связаны с созданием подсобного хозяйства, с производственным трудом, что всегда было осно вой воспитания, профильного обучения, профессиональной подготовки специали­стов сельскохозяйственного производст­ва, источником дополнительного финан­сирования школы, средством социальной поддержки учителей и учащихся. Суще­ствует прямая зависимость качества об­разования от наличия в школе учебно-опытного участка или подсобного хозяй­ства. Назрела острая потребность в документе федерального уровня, определяющем стратегию и такти­ку трудовой подготовка сельских школьников в рамках многоукладной экономики. Целесообразно было бы в педагогических вузах организовать подготовку специалистов — преподава­телей труда сельских школ, руководите­лей подсобных хозяйств.
Серьёзные трудности в организации учебно-воспитательного процесса испы­тывают основные сельские школы, где за­меститель директора по учебно-воспита­тельной работе получает 0,5 ставки, где нет должностей старшего вожатого, биб­лиотекаря, завхоза. Часть обязанностей этих должностных лиц на общественных началах выполняют учителя, а значитель­ную часть — директор, что ведёт к его пе­регрузке. В связи с этим мы предлагаем:
в основной малочисленной школе вве­сти полную ставку заместителя директо­ра по учебно-воспитательной работе при наличии б классов-комплектов. В сред­ней малочисленной школе ввести ставку заместителя директора по воспитатель­ной работе независимо от количества классов-комплектов;
в основных и средних малочисленных школах ввести полную ставку (18 часов) учителей музыки и изобразительного ис­кусства. Недостаточный объём их учебной нагрузки компенсировать занятиями в разновозрастных группах в системе школьно­ го дополнительного образования. Разно­возрастные творческие объединения уча­щихся (скажем, по народным промыслам, различным художественным техникам) мо­
гут иметь в своём составе молодёжь и взрослых жителей села (по их желанию);
в начальной малочисленной школе для руководства кружковой работой необходимо ввести 4 часа при наличии двух классов-комплектов и 6 часов при трёх классах-комплектах;
в средних малочисленных школах, где есть компьютерные классы (не менее 10 рабочих мест), ввести должность пре­подавателя информатики с полной став­кой (18 часов);
• целесообразно установить норматив для сельских школ всех типов (начальная, основная, средняя) в сфере внеуроч­ного времени: не менее 0,7—0,8 часа в неделю на одного ученика за счёт групп продлённого дня и разновозрастных от­рядов, а также 0,25—0,3 часа в неделю на ученика за счёт учреждений дополни­тельного образования;
• в сельских начальных, основных, сред­них (полных) школах целесообразно открывать группы продлённого дня и раз­новозрастные отряды в соотношении 0,45 групп и отрядов к одному классу-комплекту;
• в сельских школах, как правило сред­них, где учатся дети из разных сёл и дере­вень, создавать разновозрастные отряды. Соотношение между ними и группами продлённого дня может быть 1 к 0,36—0,5, в зависимости от местных условий.
Сельским школам с учётом усло­вий их функционирования необходимо предоставить право выбора продол­жительности рабочей недели. Переход на 5-дневную учебную неделю приведёт к изменению учебного плана, сокраще­нию количества часов в каждом классе. По мнению сельских учителей, это в пер­вую очередь коснётся часов производи­тельного труда. В результате возникнут трудности в организации трудовой дея­тельности, не регламентированной про­граммой. Весомый аргумент против пере­хода сельской школы на пятидневную учебную неделю — субботний рабочий день у жителей села, в связи с чем мно­гие родители предпочитают шестиднев­ную неделю.

В условиях села одна из наиболее эффективных форм повышения квали­фикации учителей малочисленных школ — создание фонда видеомате­риалов из опыта работы педагогов, владеющих эффективными методиками индивидуального, дифференцированного обучения. На видео снимаются фрагмен­ты уроков, внеурочных занятий; коммен­тарии методистов, учёных, педагогичес­ких работников. Видеоматериалы про­сматриваются учителями на методических объединениях, обсуждают­ся методические приёмы, наиболее про­дуктивные педагогические технологии бе­рутся на вооружение. Такая форма рабо­ты позволяет эффективно использовать возможности самообразования учителей, оперативно доводить до их сведения пе­дагогические технологии, разработанные для малочисленных школ.
Огромную роль в модернизации учебно-воспитательного процесса играет компьютеризация малочисленных школ. Реализация федеральной целевой про­граммы «Развитие единой образователь­ной информационной среды (2001—2005 годы)» пока малоэффектив­на, к сожалению. При осуществлении проекта «Компьютеризация сельских школ» на школу с числом учащихся ме­нее 100 человек выделялся всего один компьютер. Это означает, что в подавля­ющем большинстве основных и средних школ компьютерных классов не будет. Чтобы обеспечить равный доступ к ин­формационным ресурсам, научить каждо­го ученика информационным технологи­ям, необходимо преодолеть неравенство сельских и городских школьников, обес­печить сельские школы (хотя бы на вто­ром этапе федеральной целевой програм­мы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 го­ды») по иным нормативам. В бюджете муниципальных образований до сих пор не предусмотрены средства для исполь­зования школой Интернета.
Ни у кого не вызывает сомнений необходимость изменить статус сельских школ. Десятилетний опыт их финансирования из бюджета му­ниципальных образований показал тупиковый характер этой экономической модели, особенно для дотационных регионов России, где сельские школы стали заложниками экономических возможностей муниципалитетов. Необходимо придать шко­лам статус государственного образовательного учрежде­ния, софинансировать их за счёт средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Особо отмечу, что для сельских малочисленных школ на­мерения Правительства РФ отменить льготы за работу в сельской местности приведут к резкому ухудшению ма­териального положения сельского учителя, оттоку учитель­ских кадров в другие сферы, росту числа неспециалистов, рабо­тающих в сельских школах, и к дальнейшей деградации школ. Если Госдума РФ примет это решение, оно станет гибельным ударом по сельскому учительству. Сегодня учитель зарабатыва­ет на жизнь не столько учительским трудом, сколько продажей сельхозпродукции, даров леса. Вынужденный труд на личном подворье практически не оставляет времени на самообразова­ние, что стало одной из причин снижения качества образования, неконкурентоспособности выпускников сельских школ. Долго шли разговоры о необходимости приравнять статус учи­теля к статусу муниципального служащего, но дело так и не сдвинулось с места.
Исследования Института социально-педагогических про­блем сельской школы РАО подтвердили устойчивую тенденцию нарушения социально-экономических прав сельских учите­лей, — им до сих пор задерживают заработную плату, система­тически не выплачивают социальные льготы.
Проблемы малочисленных сельских школ — незатухаю­щая боль российского образования. Как модернизировать на­чальные школы, где менее 10 учащихся? Как реструктурировать сеть основных школ, в которых учится менее 40 детей? Средних (полных) школ, где менее 100 учащихся? В поисках ответов на эти вопросы Институт социально-педагогических проблем сель­ской школы Российской академии образования провёл «круг­лый стол» на тему «Пути модернизации сельской малочислен­ной школы России», в котором участвовали представители 23 регионов России. Они пришли к выводу о том, что, несмотря на многие трудности, будущее у сельской малочисленной школы есть. Но за него нужно бороться, искать эффективные способы модернизации малых школ.
В.М. Милюков, директор Ивановской средней школы Старооскольского района Белгородской области, считает: «Школа в селе — это когда три ступеньки, травка, прекрасный лес рядом. Если малая школа погибнет, то погибнет Россия...»
«У нас возник вопрос о закрытии школы, — рассказал А.В. Квасов, молодой директор Устьевской основной школы Со­биновского района Владимирской области. — Но когда обсужда­ли экономическую сторону вопроса, начальник отдела образования спросил: «А куда мы денем 90 детей? Экономически невыгодно организовывать их подвоз. Закрывать малочисленные школы невыгодно и с точки зрения эконо­мической», — подытожил директор.
«В Никульской начальной школе бы­ло 4 человека. Её решили закрыть, — ска­зал начальник Коломенского управления образования Московской области В.Б. Орлов. — Я экономически рассчитал: автобус не окупит себя и за 20 лет. Школу сохранили. Сегодня в ней учится одна де­вочка. Приезжали корреспонденты теле­видения, начальство, интересовались: как вы тут одного человека воспитываете? Де­вочке ведь не с кем общаться! Она вырас­тет неразвитой. И вот эта девочка попада­ет на телепередачу и всех поражает своей находчивостью, начитанностью, общитель­ностью. Какой вывод? Всё зависит от мас­терства учителя», — сказал В.Б. Орлов.
А вот ещё сведения из района одной из территорий: «Подвоз детей — опасное дело, — за последние годы здесь случи­лось несколько крупных аварий. И реши­ли с подвозом просто-напросто кончать, ибо дети погибают. Потом работают ко­миссии, выясняют, анализируют... Но всё это уже — «пустые хлопоты».
В.М. Пегушин, начальник Управле­ния образования Неклиновского района Ростовской области, сказал: «Всем дав­но понятно: если начальная школа будет закрыта, то мы вернёмся в 60-е годы, во времена Хрущёва, когда на селе за­крывались школы, Дома культуры, мед­пункты. Всё это привело к выжженной земле. Сегодня правовая сторона рест­руктуризации сети школ не продумана. Ведь в Законе РФ «Об образовании» чётко сказано, что школа не может быть закрыта без решения сельского схода, однако такие факты есть. В нашем райо­не самые разные школы. Есть, напри­мер, основная школа, где обучается 65 человек, из них 48 — турки-месхетинцы. Как её закроешь? Губернатор об­ласти Владимир Фёдорович Чуб утвер­дил программу «Дорога к школе». Было приобретено 430 автобусов. В районе 28 маршрутов. Все малочисленные шко­лы района имеют программу развития. Школы, расположенные на территории сельской администрации, мы условно назвали учебными округами. Прочные контакты между ними, в том числе и с помощью информационно-коммуни­кативных технологий, — один из путей развития образования на селе. Центр внешкольной работы открыл 20 филиа­лов на базе сельских школ. По такому же принципу строят работу спортивная и школа искусств. Такой подход помога­ет повысить качество образования сель­ской детворы».
«В Каменском районе Пензенской области много малочисленных школ: 27 средних, 14 основных, 14 начальных. Максимальное число учащихся в сред­ней — 250 человек, в основной — 70, в начальных школах — по два, три, одно­му ученику. Сегодня и у основных школ возникла проблема малой наполняемос­ти: появляются классы, в которых один ученик. Таких учеников до седьмого клас­са учат бесплатно, — рассказала дирек­тор Соболевской школы Л.Н. Макаро­ва. — В 2004/05 учебном году планиру­ется 6 классов-комплектов. А это значит, что в школе останусь я одна. Из админис­трации больше никто не положен — ни библиотекарь, ни заместитель, ни вожа­тая. А это «Школа года», лауреат Все­российского образовательного форума. Но судьба её не решена, гарантии со­хранности у школы нет»...
Л.П. Попов, управляющий делами администрации Моршанского района Тамбовской области, грустно пошутил: «Сельские малочисленные школы у нас скоро закроет министр МЧС Шойгу. МЧС, пожарные сейчас не подписывают ни один акт о приёме школ без противо­пожарной сигнализации, предлагают свои услуги по её установке. В их струк­туре есть фирмы, заинтересованные в выполнении такой работы. Это просто издевательство над руководителями ма­леньких школ, у которых нет средств на оплату столь дорогих услуг».
«В Оренбургской области, — ска­зала ЛМ. Цыганкова, заместитель на­чальника областного Управления образо­вания, — нет документов, предписываю­щих закрывать школы. Но существует ряд объективных причин, по которым школ становится всё меньше, прежде всего — начальных и основных. На селе стало проживать меньше людей. Упадок производства вызвал отток рабочей си­лы. В этих демографических условиях школа неизбежно будет вымирать. Но мы думаем о том, как эффективно учить в малочисленной школе, думаем о педа­гогически грамотной организации учеб­ного процесса, о содержании образова­ния, о подготовке кадров. Если сделаем малочисленную школу привлекательной, дети там будут учиться охотно, с радос­тью. Скажу по опыту: школа, в которой делается всё возможное для творческой работы, будет жить. Закрыть такую шко­лу не поднимется рука ни у районного, ни у областного начальника».
«Круглый стол» показал: на местах педагогические коллективы предприни­мают настойчивые попытки сохранить малочисленные школы, в частности, и та­кую, как подготовка учителей для таких школ, которые могли бы успешно рабо­тать с двумя-тремя классами.
Об этом говорила заведующая ка­федрой социальной педагогики и акмеологии Шуйского государственного педуниверситета В.Н. Тарасова. Учёные университета разработали методику диф­ференцированного обучения в классах с малой численностью школьников. Бла­годаря комплексной технологии студенты и учителя успешно осваивают методы обучения в столь сложных условиях.
И вот ещё какой важный вопрос подняли участники «круглого стола»: здания закрывшихся школ надо ос­тавлять за системой образования, чтобы в них работали кружки, клубы, секции. Были претензии и к Минобразо­вания РФ: решения по сельской школе часто принимаются без совета с педаго­гической общественностью. Двухлетний срок эксперимента по реструктуризации сети школ нереален, отработать оптимальные модели за это время нельзя, это пус­тое занятие.
Отрадно, что руководители многих регионов и муници­пальных образований неравнодушно относятся к судьбе села и сельской школы. Многие малочисленные школы сохранили традиционный сельский уклад, трудовую деятельность школьни­ков, проявляют инициативу в развитии социально-педагогичес­кой практики. Но в России, к сожалению, немало вымирающих сельских районах (это глубинные отдалённые территории), где не осталось ни одного производства, работают 2—3 детских сада на весь район, постоянные задержки заработной платы работ­никам социальной сферы стали печальной нормой жизни.
Невероятно, но факт: в новой демократической России под угрозой закрытия находятся школы, имеющие столетнюю (!) ис­торию, составляющие золотой фонд отечественной педагогики, спасающие малые поселения от деградации, духовного разру­шения. А вот ещё парадокс: армию безработных сельчан попол­няет... самоотверженная, бескорыстно трудившаяся во благо России сельская интеллигенция.
Совершенно очевидно: школы с малой наполняемостью требуют особых подходов к модернизации, нормативного обес­печения.
Резервы модернизации сельской малочисленной школы есть. Они очень просты по решению, экономически выгодны, педагогически целесообразны. Эти резервы условно можно раз­делить на две группы: внешние и внутренние. К числу внешних относятся интегративные модели образовательных учреждений. В их числе — «Начальная школа — учительский дом». Учитель обучает детей младшего школьного возраста на дому. Эта мо­дель не нова. В России в 30—50-е годы в начальных школах бы­ли квартиры учителей. Такую школу рационально открывать на один-два класса-комплекта (не более 10—15 учащихся). Эта модель уже успешно действует, к примеру, в Каменском районе Пензенской области. Научно-методическое и ресурсное обеспе­чение разработано Институтом социально-педагогических про­блем сельской школы РАО.
В Тандинском районе Республики Тыва на базе Межегейской школы создан образовательно-досуговый центр с филиа­лом профессионального училища.
Актуален для села вариант образовательно-оздоровитель­ного центра с группой детей дошкольного возраста круглосуточ­ного пребывания.
Плодотворна идея создания сельских образовательных ок­ругов, позволяющих более рационально распределять финансо­вые ресурсы среди школ округа при сохранении их территори­ального расположения. Эти и другие варианты модернизации сети малочисленной начальной, основной, средней школ видо­изменяют их состав, статус, возможности, соответствуют реали­ям сельской жизни, интересам жителей села.
Кроме внешних резервов модерни­зации малочисленной школы, есть и вну­тренние, которые пока слабо использу­ются практикой. Суть одного из них — в изменении механизма формирования классов-комплектов в школе II и III ступеней. Если начальная школа России уже в течение века работает по принципу разновозрастного состава класса-комплекта (когда один учитель одновременно ведёт занятия с учениками одного-двух и даже трёх классов), то школы II и III ступеней реализуют эту идею только при обучении таким предме­там, как изо, музыка, физкультура, труд. Однако идея создания классов-комплек­тов из малого числа учащихся среднего и старшего звена (к примеру, 5—6, 6-7-й, 8—9-й, 10—11-й классы) сегодня, как никогда, реальна и своевременна. Её реализация может распространяться на все предметы. Учитель-предметник рабо­тает с близкими по возрасту учениками одного класса-комплекта численностью до 10 человек. Для некоторых школ и да­же районов это не ново, хотя идея требу­ет и эксперимента, и создания солидной учебно-методической базы.
Второй резерв модернизации мало­численной школы — развитие школь­ного дополнительного образования с помощью заочного обучения, орга­низованного учреждениями дополни­тельного образования областного уровня. Суть новации в том, что учащие­ся сельской малочисленной школы, где не оплачиваются внеклассные занятия или оплата их очень мала, могут расши­рить свои знания за счёт выполнения за­даний, присылаемых им из центра заоч­ного обучения. Такой опыт накоплен се­годня в Костромской области.
Суть третьего резерва модерниза­ции — финансирование сельской шко­лы с учётом выполнения ею социо­культурных функций. Эта идея реали­зована в Курганской области. Здесь областная общественная аккредитациейная комиссия присваивает школе (на ос­нове её заявки), играющей значительнум роль в социальной жизни сельского на­селённого пункта, статус культурно-об­разовательного центра. Решение комис­сии даёт основание для дополнительного финансирования школы из областного I бюджета.
Есть ещё одно направление модер­низации сельской малочисленной школы — привлекать дополнительные образовательные ресурсы музейной педагогики. Речь идёт об активном использовании потенциала историко-краеведческих, художественных, Литератур­ных музеев, расположенных как в рай- I центрах, так и в областных городах. К примеру, Александровский художественный музей Владимирской области (ди­ректор — Е.Н. Усанов) разработал про­ект «В гостях у купца Первушина». Цель его — духовно-нравственное воспитание, культурно-историческое образование де­тей сельских школ района. Основу про- t екта составляет цикл занятий с детьми младшего и среднего школьного возрас­та, которые проводятся и в сельских школах, и в особняке купца Первушина. Ребята знакомятся с жизнью купечества, с культурой конца XIX — начала XX ве­ка, с детскими играми, традициями, этикетом. Музейные экспонаты, старинные игры, загадки — всё это погружает детей] в атмосферу истории России, обогащает новыми впечатлениями. Различны формы музейных занятий; посещение выставок в музее; участие в конкурсах, викторинах по краеведению, которые проводятся в сельских школах; в поисковых этнографических и краеведческих экспедициях, в мастер-классах и т.д. Словом, здесь, как нигде, нужны поиск, глубокое знание проблем и школы, и сельского социума.
Только совместные усилия науки и практики, общественности села будут содействовать успешной модернизации малочисленной школы России, её сохра­нению и развитию.
Сайты по теме
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | RSS | RDF | ATOM
Copyright© zrokhline & Сетевые исследовательские лаборатории
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Форумы по теме

Материалы на эту тему можно обсудить на форуме


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?