Оглавление
3.1. Попытка – не пытка, а самоконтроль
Внешний контроль стараются представить объективным. Это происходит только в том случае, когда «подконтрольные лица» заранее и очень точно знают все параметры контроля, во-первых. А во-вторых, когда на деле все требования «контролёров» оказываются исполнимыми. Школьники, обычно, слабо представляют себе и первое, и второе… А сами учитель (тем более администрация), составляя контрольную работу, насколько предвидят исполнимость своих требований? Проверка самого себя обязательно предшествует возникновению согласия на то, что тебя, качество твоей работы проверят другие лица3.2. Бег на короткую дистанцию. Сделай то, что только что только что учился делать
«Ошибки» – это главная удача самоконтроля. Демократичность процесса обеспечивает спонтанно ощущение справедливости, наличие или отсутствие которой ощущается детьми гораздо острее, чем взрослыми людьми; это или поднимает, или губит в ребёнке ростки нравственности.3.3 Не рвись в гении, а будь гениально прост – посмотри, как (что) надо делать. Оцени свою попытку
Идёт процесс становления порядка в голове ученика, налаживается понимание разницы между главным и второстепенным, акцентируется внимание на степень значимости деталей, окружающих главный стержень вопроса. Такая работа учит учиться сама по себе.3.4. Насколько забыл – настолько и напомнил. Желание обманывать самого себя постепенно пройдёт
Квазиконтроль учащихся – это же прямой самоконтроль ведущего преподавание, научение, закрепление и тренировку в знаниях. И эти самоконтролирующие действия безопасны для педагога настолько же, насколько и для его учеников. У него в запасе есть не менее половины времени, отведённого на изучение темы.3.5. Самоконтроль того, что не проходили. Может быть, сам вспомнишь позабытое? Или дело подскажет?
Самоконтроль может позволить себе больше, чем внешний, строгий, объективный контроль. В него вполне законно включаются задания, требующие связать только что пройденный материал с теми сведениями, что были получены ранее. Ведь естественно ожидать, и спонтанное возникновение в голове ребят «связей» всего изученного материала.3.6. Прикажи сам себе: «Запомни! Пригодится!» Карточки-«помогалочки»
Быстро перебирая «визиточки» между пальцами, поглядывая по необходимости на обратную сторону, напрягая, как логическую, так и зрительную память, можномногократно ускорить запоминание; при некотором навыке удаётся за час запомнить до сотни записей.3.7. Запоминание и эмоции, запоминание и понимание…
Сгруппируем способы, помогающие запоминанию, при индивидуальной и групповой работе. Подчеркнём сраз, что легче и прочнее всего запоминается то, что понятно, ещё лучше то, к чему пришёл сам.3.8. А сам не сочинишь ли подобное? Простейший переход в изобретатели
Самое простое начало поисков, первый шаг развития творческих подходов к делу обнаружено уже давно – это подражание. Это не так просто, как ему покажется поначалу.3.9. «Вытворяльщик» – не обязательно безобразник; это может быть нормальный талант, а то и гений
Различать творчество и озорство помогает нелицеприятный, но доброжелательный самоконтроль, проводимый не «втихаря», а на виду у всех. На таком фоне учитель может очень «мягко» помогать ученику определяться «в дебрях», его окружающих, видеть результаты общих усилий и принимать помощь от взрослых и сверстников.3.10. Таймер. Считанные минуты и неторопливость
На тренировке учитель может позволить себе уже разделение учащихся в зависимости от результатов самоконтроля, и никто не может ни на кого обижаться. Участник любой подгруппы имеет полное право напрягаться настолько, насколько ему надо, чтобы переводить себя в более высокую по уровню знаний подгруппу.3.11. Самоконтроль и нечаянное самообучение
Накануне урока самоконтроля нужно записать в дневниках учащихся источники, из которых выбираются задания соответствующей сложности – на «3, 4, 5». Можно вести, как у Шаталова, график-учёт решённых задач и т.п. Можно рекомендовать и «решебники».3.12. Взыскующим, да воздастся. В том числе – и учителю
Самоконтроль поможет учителю точно определить, какой дидактический материал потребуется для его учеников на тренировке. И сможет войти в практику – в привычку заказать в методических центрах то, чего ему не хватает, что самому не найти. А методисты должны бы создавать именно «центры».