Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

ДОЛЬТО Ф. Подросток в таблицах


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2000-2001 г., № 4
Таблица динамики нормального возрастного становления подростка от 10 до 16 лет из книги Ф.Дольто убеждает нас в том, что "странности и выкрутасы" подростков - явление нормальное и по-своему закономерное.
Содержание:
  1. Подросток в таблицах
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Из книги Франсуазы Дольто "На стороне подростка"

Подросток в таблицах

Франсуаза Дольто - французский психоаналитик и писатель - не случайно появилась в последнем из наших номеров, что выходят на рубеже столетий. Название одной из ее главных книг совпадает с нашим названием - "На стороне подростка". Ведь Дольто была тем самым взрослым, что находился на стороне французских подростков, и понимала их очень хорошо. Но главное, что она считала все те странности, так удивляющие и раздражающие обычно взрослых (и обсуждающиеся в нашем журнале) - вовсе не странностями и выкрутасами, а закономерностями, нормой развития человека. Этому подтверждением - приводимая таблица динамики нормального возрастного становления подростка, его правильных ... "ненормальностей".
Дольто не автор этой таблицы, она воспользовалась результатами исследования группы американских ученых для того, чтобы прокомментировать особенности развития подростков в своей книге. Характеристики, приведенные в таблице, отражают конкретное время, место, метод и угол зрения исследователей. Но устойчивым в любом честном анализе, мы думаем останется главный принцип - обсуждение странного как нормы.
Мы хотели бы предложить нашим читателям (среди которых мало окажется людей случайных) включить в свои дискуссии вокруг вопроса "Какой он - подросток?" и оценки ,приведенные в этой таблице.

ВЗРОСЛЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ОТ 10 ДО 16 ЛЕТ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

МОТИВИРОВАННОСТЬ,
выражение чувств, страхи

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ,
поиски себя, желания, интереса

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(родители, братья и сестры, друзья)

10
лет

Непринужденный, довольный жизнью, обычно веселое настроение. Один из наиболее счастливых периодов, страхов немного. Главные причины слез - гнев, испуг, боязнь темноты, соревновательный дух мало проявляется

Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома

Очень связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы

11
лет

Чувствителен, стремится к самоутверждению, перепады настроения, взрывы злости и агрессивности, страсть к спорам. Беспокойный и пугливый. Боится животных, темноты, высоты. Соревновательный дух и жажда мести. Частые слезы, гнев, разочарование.

Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию.

Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями.

12
лет

Уравновешенный, медлительный. Лучше контролирует себя, чувство юмора. Меньше огорчений, легче поддается грусти. Меньше страхов, социальная озабоченность. Боязнь темноты, змеи, толпы, менее агрессивен.

Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе.

Полон расположения к матери. Чувствует себя ближе к отцу, чем раньше. Любит семью и семейные дела, но начинает искать общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками.

13
лет

Занят самим собой, углублен в себя. Больше размышляет, страсть к тайнам. Самый несчастливый возраст, подвержен разочарованиям и депрессии, очень раним. Менее пугливый. Беспокойство по поводу школьных занятий Социальные страхи, желание успеха.

Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт.

Меньше близости и меньше доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя.

14
лет

Экспансивный и возбужденный, экстравертный, чувство юмора. Более веселый, капризы, плохое настроение. Школа, светская жизнь. Собственная внешность вызывает наибольшее беспокойство. Соревновательный дух, желание хорошо сделать дело

Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремление к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Социальные интересы и социальная активность, более уравновешенный.

Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает необходимость разрушить мосты и утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками.

15
лет

Перепады настроения и апатия, склонность к критике, стремление скрывать свои чувства. Социальные страхи. Стремление к популярности и свободе, утверждение собственного мнения.

Интерес к. тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее.

Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых развиваются отношения, и возникает дружба с теми, кого выбирают сами.

16
лет

Доброжелательный и уживчивый. Более сговорчивый и терпимый. Беспокойство о будущем. Забота о своей внешности. Стремление к социальным успехам.

Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям.

Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер: хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни.

 


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab2.ru/modules/article/view.article.php/c3/101
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab2.ru/modules/article/trackback.php/101
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?